Скоро в школу
материал по теме

Макеева Надежда Ивановна

Семинар-тренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

                             Семинар-тренинг для родителей

          Скоро в школу.

Цель. Помочь родителям в решении проблем адаптации ребёнка к школе и формировании психологической готовности к обучению.

Материал. Мяч. Листы бумаги. Ручки, цветные карандаши. Бланк теста «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу?», памятка «Двигательная активность ребёнка», набор карточек для игры «Ваша реакция» - на каждого участника.

Ведущий (педагог-психолог). Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Предлагаю каждому назвать своё имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например Лариса - лояльная, Дмитрий - добрый.

Родители выполняют задание.

Ведущий. Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы, в кружки, приобрели познавательные игры.

Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребёнка к школе. Предлагаем вам выполнить несложное задание. Напишите фразу или изобразите в рисунке то, что ассоциируется у вас со словом «школа».

Родители выполняют задание. При желании они могут показать свои рисунки, рассказать о возникших образах-ассоциациях, выслушать комментарии психолога.

Психолог. Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю, что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребёнка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их надо преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи. Давайте проведём небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы

психологически отдать ребёнка в школу. Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.

Родители получают бланки теста  (приложение 1) и выполняют задание.

Психолог. Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребёнком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился - обратитесь к психологу.

5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребёнка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребёнка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своём ребёнке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.

Ведущий. Начало обучения в школе - один из самых ответственных моментов в жизни ребёнка. Как вы понимаете выражение «ответственный момент»? (Ответы родителей.) Попробуем определить, что может вызвать у ваших детей затруднение.

Родители образуют круг и, передавая друг другу мяч, высказывают своё мнение по предложенной теме. (Новый коллектив, смена обстановки, незнакомые учителя, новые обязанности, большие нагрузки.)

Ведущий. Ваши высказывания говорят о том, что большинство из вас осознают: начало обучения в школе - переломный этап в социально-психологическом становлении личности.

Но учёба в школе - это ещё и большие физические и эмоциональные нагрузки. От уровня физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно продолжительное время сохранять осанку, сидя за партой. Он начинает вертеться и в результате не усваивает часть информации, которую даёт учитель.

В связи с этим необходимо приучать детей регулярно выполнять физические упражнения, способствующие укреплению всех групп мышц, формированию правильной осанки.

Понаблюдать за двигательной активностью ребёнка в домашних условиях вы можете самостоятельно. Возможно, некоторые из пунктов предлагаемой памятки содержат вопросы, которые вам задаст учитель в школе. Ваши ответы помогут педагогу индивидуально подойти к ребёнку и правильно построить процесс обучения.

Раздаёт родителям памятки (приложение 2).

Ведущий. Как вы думаете, есть ли отличия в понятиях «желание пойти в школу» и «желание учиться»? (Предположения родителей.)

Высказывания некоторых детей («Пойду в школу, потому что туда ходит мой друг», «У меня будет новый портфель», «Хочу ходить в школьной форме») говорят о том, что их привлекает лишь внешняя сторона новой, школьной, жизни. При этом внутренняя позиция школьника - направленность на обучение - находится на начальной стадии формирования. Что же могут сделать родители, чтобы у ребёнка возникло желание учиться? (Предположения родителей.)

Ведущий. Наши рекомендации.

  • Сходите с ребёнком в школу, познакомьтесь с учителем.
  • Расскажите ребёнку о своих любимых учителях, покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.
  • Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
  • Поиграйте с ребёнком в сюжетно-ролевую игру «Школа».
  • Используйте в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчёркивается роль знаний в жизни человека.
  • Сделайте семейное чтение художественной литературы традицией.
  • Привлекайте детей к пользованию познавательной литературой в поисках решения возникших вопросов.
  •  Никогда не запугивайте ребёнка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную

реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.

Давайте поиграем.

Проводится игра «Ваша реакция».

Ведущий. Вы на несколько минут превратитесь в детей. Я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребёнка каждое моё высказывание и поднимите соответствующую карточку.

Раздаёт родителям наборы карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как всё надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе».

Ведущий (эмоционально произносит фразы, сопровождая их соответствующим выражением лица и жестами). Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет ещё лучше.

Методика и практика.

Если ты напишешь ещё лучше, я буду любить тебя ещё сильнее.

Вечно за тебя приходится краснеть.

Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником!

Родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребёнка на то или иное высказывание.

Ведущий. Надеюсь, вы поняли, как важны для ребёнка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них, уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учёбе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!

Родители образуют круг и по цепочке пожимают друг другу руки.

Ведущий. И последнее задание. Нарисуйте цветными карандашами портрет своего ребёнка - будущего первоклассника.

           

          Приложение 1

           Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу?

           (по А.Е. Хасановой)

  1. Вы не можете представить, что Ваш ребёнок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счётом.
  2. Вы уверены, что Ваш ребёнок сможет быть лучше всех.
  3. Вы считаете, что первоклассники не достаточно самостоятельны.
  4. Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребёнку.
  5. Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обижать и дразнить Вашего ребёнка.
  6. Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя Вашего ребёнка.
  7. Без Вас ребёнок часто плачет, угнетён.
  8. Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребёнка лучше обучать дома, а не в школе.
  9. Вы считаете, что Ваш ребёнок будет уставать в школе.
  10.  Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.
  11.  Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребёнок станет непослушным.
  12.  Вам кажется, что Ваш ребёнок откажется идти в школу без Вас.
  13.  Вы уверены, что дети-первоклассники ещё не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.
  14.  Вы считаете, что Вашему ребёнку будет трудно учиться в школе.
  15.  Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребёнок будет чаще болеть.

   

 

Приложение 2

Двигательная активность ребёнка

План наблюдения

  1. Сколько времени в течение дня ребёнок находится в движении? Умеет ли он ходить с разной скоростью, выполнять движения, включая в работу различные группы мышц?
  2. Сколько времени в течение дня ребёнок выполняет действия, связанные с мелкой моторикой рук (плетение, рисование, лепка, вырезание и т.п.)?
  3. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, спокойные, настольные?
  4. Какой рукой предпочитает действовать ребёнок?
  5. Обратите внимание на осанку ребёнка, когда он стоит, сидит, бегает. Может быть он сутулится, жалуется на боли в спине, в грудной клетке или ногах?
  6. Занимается ли ребёнок утренней гимнастикой, физическими упражнениями, катается ли на коньках, лыжах, умеет ли плавать?
  7. Есть ли у ребёнка интерес к физической культуре и спорту?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...