Игры с песком
материал (младшая группа) по теме

Булич Наталья Геннадьевна

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени, исследовать другие миры. Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, мы моделируем в песочнице.

   В песке ребёнок   может создавать разные миры: путешествовать по разным странам и планетам. Дети не только воображают, фантазируют, представляют, но и реально создают и проживают. Используя фигурки доисторических людей и животных, мы знакомим ребёнка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, фигурки морских жителей, мы вместе с детьми отправляемся в «Подводный мир».

Виды познавательных игр на песке:

- Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных, насекомых, поля, леса, моря, транспорт и пр.

-Географические игры.

Здесь мы узнаём, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

-Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и др.

  Основной целью любых игр с песком – это, прежде всего, психоэмоциональное развитие детей раннего возраста, а затем уже формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали и т.д.

Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо.

   Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов. А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно.

    Для игр с песком используется «Центр песка».  Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.

 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы;
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • Надо бережно обращаться с песком;
  • После игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

Игры с песком можно разделить на две группы:

1.На игры с сухим песком;

2.На игры с мокрым песком.

   Игры первой группы направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слёз.

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

   Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое – твёрдое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир.

  • Отпечатки наших рук.

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей  рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям.

     Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Так же можно:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки и др.)

-выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой;

-далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять;

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

   Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребёнок совершенствует свои действия с различными предметами.

     Эти простые упражнения обладают огромным значением для развития психики ребёнка:

1.Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

2.Наряду с развитием  тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

  А это в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребёнок получает  первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.

  • Что спрятано в песке?

- взрослый и ребёнок вместе погружают  в сухой песок  кисти рук. Начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как меняется рельеф на поверхности песка. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами. Для усложнения, можно проделать  это упражнение с влажным песком;

-можно закопать игрушку. В процессе раскопки, по открывающимся частям предмета, ребёнок угадывает,  что это такое;

-можно закопать несколько игрушек или предметов, и на ощупь узнавать: что или кто это?



Предварительный просмотр:

   Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени, исследовать другие миры. Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, мы моделируем в песочнице.

   В песке ребёнок   может создавать разные миры: путешествовать по разным странам и планетам. Дети не только воображают, фантазируют, представляют, но и реально создают и проживают. Используя фигурки доисторических людей и животных, мы знакомим ребёнка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, фигурки морских жителей, мы вместе с детьми отправляемся в «Подводный мир».

Виды познавательных игр на песке:

- Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных, насекомых, поля, леса, моря, транспорт и пр.

-Географические игры.

Здесь мы узнаём, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

-Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и др.

  Основной целью любых игр с песком – это, прежде всего, психоэмоциональное развитие детей раннего возраста, а затем уже формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали и т.д.

Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо.

   Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов. А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно.

    Для игр с песком используется «Центр песка».  Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.

 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы;
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • Надо бережно обращаться с песком;
  • После игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

Игры с песком можно разделить на две группы:

1.На игры с сухим песком;

2.На игры с мокрым песком.

   Игры первой группы направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слёз.

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

   Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое – твёрдое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир.

  • Отпечатки наших рук.

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей  рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям.

     Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Так же можно:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки и др.)

-выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой;

-далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять;

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

   Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребёнок совершенствует свои действия с различными предметами.

     Эти простые упражнения обладают огромным значением для развития психики ребёнка:

1.Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

2.Наряду с развитием  тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

  А это в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребёнок получает  первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.

  • Что спрятано в песке?

- взрослый и ребёнок вместе погружают  в сухой песок  кисти рук. Начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как меняется рельеф на поверхности песка. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами. Для усложнения, можно проделать  это упражнение с влажным песком;

-можно закопать игрушку. В процессе раскопки, по открывающимся частям предмета, ребёнок угадывает,  что это такое;

-можно закопать несколько игрушек или предметов, и на ощупь узнавать: что или кто это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...