Физическое воспитание детей с нарушениями зрения
статья (младшая группа) на тему

Краснова Виктория Степановна

В данных файлах будут описаны физические упражнения с мячом, их роль в развитии детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.3. Роль двигательных упражнений в развитии зрения.

Рассматривая проблему зрительного восприятия и физического воспитания детей с нарушением зрения, следует упомянуть таких исследователей, как М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, Р.Н.Азарян, Б.В. Сермеев, Д.М.Маллаев, Л.И.Плаксина., чьи идеи нашли отражение в последующих научных работах других авторов.

Физическое воспитание дошкольников с косоглазием и амблиопией рассматривалось Л.С. Сековец [Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Физическое воспитание.// В сб.: Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида. Часть 1: Программы детского сада. Коррекционная работа в начальной школе. /Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: ГороД, 1999.-С.44-66.

Сековец Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 143с.

Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев,2001. – 168 с.

] и Ю.В. Павловым [Павлов Ю.В. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с применением специальных технических средств. Автореф. дисс. На соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –М., 1988]. В своих экспериментах они исследовали вопросы  физического развития детей этой категории. Л.С.Сековец и Ю.В.Павлов предложили корригировать двигательные нарушения детей с косоглазием и амблиопией с помощью специальных упражнений и технических средств. Они не ставили задачу коррекции зрения, но осуществляли офтальмологический контроль. Ю.В. Павлов, изучая влияния дозированных физических нагрузок различного характера на состояние органа зрения (учитывались: острота зрения, состояние фузионной способности, бинокулярное зрение), сделал вывод, что повышение остроты зрения в определенной степени связано с положительным влиянием примененной им системы проведения физических упражнений, другие показатели органа зрения остались без изменений. Подобное заключение делает и Л.С.Сековец: коррекционно-педагогическая работа, проводимая совместно с лечебно-восстановительными мероприятиями, влечет за собой устойчивое повышение остроты зрения у детей с косоглазием и амблиопией [Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев,2001].                                                             Успешное решение задач, направленных на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, зависит от развития зрения, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Несовершенство развития данных параметров снижает возможность формирование практических навыков и умений для удовлетворения различных жизненно необходимых потребностей.                                                                           Психолого - педагогический аспект зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, как отмечают Л.И. Плаксина, Л.И. Сековец, В.П. Ермаков, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора. Которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота.                                                                                                           Снижение сенсорной информации, сенсорно - перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировки.                       Особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения - это отражение изменение положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.                                     Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения; умозаключения о движении объекта.                                                                                                    С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы.                         Наличие яркого оборудования и зрительных ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируется представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях т.е. происходит развития полисенсоного восприятия.   В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций.                                                                          Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети выполняя задание в условном плене, затем переносят их в реальное пространство.                                                                                            Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, виденья всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей.         В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет точка отсчета, ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело (в общеразвивающих упражнениях, основных движениях). Происходит овладение знаниями о теле человека, его частях. Развитие мобильности.                                     Передвижение по шведской стенке, прыжки по клетка, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микроплоскости.

Так как физическое воспитание, а непосредственно занятия физкультурой связано со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положения тела, расчетом времени характеристик движений, оно позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки в макропространстве могут служить общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде, катание на лыжах и санках.                                                                                                                            У детей с нарушением зрения существует такое понятие как зрительно двигательно - пространственная ориентировка (ЗДПО), это ориентировка, в которой функция зрения играет существенную роль в координации движений. В развитии зрительно - двигательной - пространственной ориентировки первостепенная роль отводится физическому воспитанию. Для лучшего понимания условий, обеспечивающих ЗДПО, надо приставить такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол. В этих играх дети находятся в постоянном разнообразном движении, им приходится ориентироваться в пространстве площадке относительно игроков. Движущегося мяча, ворот, линий отметки в ограниченное время.                                                                      Из выше представленного можно сделать вывод, что физическое воспитание детей с нарушением зрения решает задачи общепедагогической и коррекционной работы.



Предварительный просмотр:

Специфика физического воспитания детей с нарушенным зрением.

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств.

Цель физического воспитания - всестороннее развитие физических сил личности.

Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.

[Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие

. -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.]

Исходя из функций, присущих физическому воспитанию. В нем можно рассматривать две стороны: физическое образование и воспитание физических качеств.

Физическое образование включает: приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения и умений применять их в жизни.

Воспитание физических качеств включает: повышения результативности в силовых и скоростных проявлениях, улучшение выносливости, гибкости, ловкости.

Эти стороны единого процесса тесно связаны между собой. Например, если учащиеся многократно повторяют упражнения с целью усвоения техники их выполнения, то одновременно воспитываются и сила, и выносливость, а в ряде случаев – и быстрота. С другой стороны, многократное выполнение тех же упражнений, но с большей скоростью (для воспитания быстроты) содействует закреплению и совершенствованию техники, то есть решению образовательных задач.

П. Ф. Лесгафт, великий русский ученый считал, что физическое, умственное и нравственное образование находится в тесной взаимосвязи между собой. Считал, что заниматься одним, не оставляя без внимания другое невозможно [Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т 5. М.: Просвещение, 1960.

Физическое  воспитание дошкольников должно обеспечить гармоничное формирование организма, повышение сопротивляемости неблагоприятным воздействиям и расширение функциональных возможностей (улучшение регуляторных функции центральной нервной системы, укрепление опорно – двигательного аппарата, деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и прочее).

Касаткин Л. Ф утверждает, что в процессе всесторонней подготовки детей с нарушениями зрения важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной учебной и трудовой деятельности

.[Касаткин Л. Ф. Особенности  физического развития школьников с глубоким нарушением зрения / Мышечная деятельность детей в норме и патологии. – Горький, 1974.]

Любое нарушение зрительных функций ставит перед человеком проблему адаптации в современном обществе, что, безусловно, связано с необходимостью освоения жизненно необходимых навыков и умений.

Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:

  • меньшая подвижность,
  • нечеткость координации движений,
  • снижение темпа выполнения движений,
  • уменьшение ловкости,
  • нарушение ритмичности,
  • появление неточности движений,
  • трудности при ориентировке в пространстве,
  • трудности при выполнении движений на равновесие.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих - к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с нарушениями зрения. Следовательно, нужна профилактическая и коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных действий, где наиболее действенным средством, является коррекционно – озоровительная работа детей с нарушением зрения. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, то есть оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.[Ростомашвили Л. Н. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения / актуальные проблемы специального образования, - Санкт-Петербург, 2004.]

Важно научить ребенка с нарушениями зрения всему, что умеет его зрячий сверстник.

Сенменов Л.А. и Шлыков В.П. утверждают, что ребенку с нарушением зрения необходимо проделывать большее количество повторений упражнений, которые могли бы заменить естественные движения зрячего. Важно учитывать то, что ребенок плохо управляет своим телом, что выражается в неумении вовремя напрячь и расслабить мышцы. Зачастую получается так, что дети выполняют упражнения правильно, по техническим признакам, но чересчур перенапрягая мышцы, что не дает им получить удовольствие от упражнении.

Часто у детей появляются «навязчивые движения». Чтобы от них избавиться нужно давать ребенку нагрузку в большем объеме, направляя потребность в движении в нормальное русло. Таким способом можно ребенка отучить от «навязчивых движений», не дав им перейти в привычку. [Семенов Л. А. , Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей: Методическое пособие: М.: 1984г.]

Для того чтобы дети понимали, что от них требует учитель физической культуры, он должен умело пользоваться своим голосом, объяснять упражнения и их выполнение в доступной форме, простым языком, не забивая речь множеством научных терминов. Если объяснение  кратко, четко, эмоционально, то представления учащихся об упражнении яркие, правильные. Это вызывает интерес к упражнению.

На занятиях со слепыми школьниками важно использовать звук. С помощью голоса, хлопков, свистка можно ориентировать учащихся. Необходимо сочетать разные звуки. Звук необходим в тех случаях, когда выполнение упражнения требует направления, расстояния, местонахождения.

Одной из основных особенностей на занятиях и уроках с детьми с глубокими нарушениями зрения является отсутствие показа в том виде, в каком он применяется при работе со зрячими. Все назначаемые занятия должны проводится по точному и четкому разъяснению учителя.

Показ может быть различным. Учитель должен применять действенный показ, который вызывал бы двигательный образ у занимающихся.

Для этого у учителя есть возможности:

  • Показать упражнения самому, демонстрируя звуковую часть.
  • Показать самому, чтобы ученик с помощью осязания понял предлагаемое.
  • Показать на ученике.
  • Показать на руках пальцах ученика.

Учитывая особенности детей с нарушениями зрения и используя возможности, в которых ученики будут успешны, можно добиться гармоничного физического воспитания, что даст правильное физическое развитие организма детей.

Характеризуя физическое развитие учащихся с нарушением зрения, многие авторы отмечают, что потеря или нарушения зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика в принципиальных чертах сохраняется, уровень развития значительно отстает от нормы.

Почти на всем протяжении дошкольного возраста дети отстают в росте и в весе от своих зрячих сверстников. Причем с возрастом эта разница в росте увеличивается. Отставание в весе у детей младшего дошкольного возраста выражено в меньшей степени (3-5%), чем у учащихся старших групп(5-7%).19

Также потеря зрения сказывается на отставании детей в выносливости, гибкости, ловкости, координации и точности движений, в показателях физической подготовленности, развитии основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний). Существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта.

Значительно снижены функциональные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, особенно после выполнения различных физических нагрузок. Частота пульса после стандартной физической нагрузки учащается на 64,7%, дыхания – на 51,7%, максимальное давление повышается на 31,4%, а восстановление этих показателей до исходного уровня происходит за 5-6 минут, у детей из детских садов общеобразовательного вида восстановление организма происходит в среднем за 3 минуты.

Также недостаточное физическое развитие, слабость мышечного корсета приводят к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов, кифозов, развитию плоскостопия.[ Азарян Р. Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.

] Доступные средства адаптивной физической культуры, как ни один другой вид деятельности, приобщает детей к здоровому образу жизни, что на сегодняшний день является чрезвычайно актуально. Адаптивная физическая культура дает возможность развитию и совершенствованию не только двигательной активности, но и социальной. Психологи, работающие с детьми с нарушением зрения, отмечают, что физическая активность, хорошая физическая подготовленность повышают познавательную деятельность детей, способствуют развитию коммуникативной деятельности, повышают самооценку ребенка, его саморегуляцию, способствуют развитию мыслительных процессов, а также социальной адаптации в обществе нормально видящих сверстников.

Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние, соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину, отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча, могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился», «дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не наблюдается, а интерес к результату падает.

Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии обуславливает процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях, когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого возможность определения точного местоположения осложнена из-за отсутствия оценки удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом, насколько точно действуют.

Действия детей с монокулярным зрением ограничены и неточны. Руки они чаще всего держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются. Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, тогда он может его успешно поймать. Если же мяч уходит несколько вбок, дети не могут протягивать руки в его сторону. При этом с той стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его полета. Для таких детей характерна поза, в которой они несколько разворачивают лицо в сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения, подобно ловле, бросанию, метанию в цель при монокулярном зрении для детей сложны.

Так, игры в кегли, прокатывание мяча в ворота, и другие, дети любят, но бросают палки наугад, прицеливания нет, а после того, как бросят, скорее бегут смотреть результат, так как со стартовой площадки они его не видят.



Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретические основы формирования упражнений с мячом у дошкольников с нормальным и нарушенным зрением.

  1. Физические упражнения с мячом и возрастные особенности их освоения.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.[ Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2, 2004].                                                                                                                                Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. [Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981].                     Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств. [Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.].

Главным средством физического воспитания выступают физические упражнения.                                                                                                             Ряд исследователей понимают под физическими упражнениями двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, на улучшение физического состояния личности, сформированы и организованы по закономерностям физического воспитания.(Железняк, Ю.Д., Барчукова И.С., Курамшина Ю.Ф.)                         С самого раннего возраста упражнения с мячом применяются в разных видах деятельности, таких как: общеразвивающие упражнения, игра, упражнения направленные на физическое и психическое развитие дошкольника. Все эти действия могут быть согласованы между собой.                                               Играм с мячом отводится особая роль. Ребенок уже с 8-10 месяцев начинает бросать предмет. Это движение доставляет удовольствие ему, и он может повторять его неоднократно. Ребенок бросает мяч, соску, игрушку либо одной рукой, либо двумя, если предмет большой,например: надувной мяч. Броски совершаются в разных направлениях: вверх, вниз, в сторону. После броска, малыш следит за мячом, ищет место падения. Сначала дети бросают сидя, но, после появления устойчивой ходьбы, бросок можно совершать стоя. Сделав резкий бросок, ребенок может потерять равновесие, но при частых упражнениях бросок выполняется более уверенно, развивается функция равновесия у ребенка.                                                                                               Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.[ Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение,] В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, и других авторов.                               У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников, при соответствующей организации их проведения.   Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. В играх с мячом используются самые разнообразные действия, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

Также упражнения с мячом могут быть направлены на развитие пространственной ориентировки, посредством игр-стишков, с указанием действий с мячом, например: возьми мяч левой рукой, прокати мяч вперед, назад, брось мяч вперед, вверх и другие действия с мячом [Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2003
Рязанова С.Г. Игры с мячом в логопедической коррекции.
ж – л«Логопед» №5 2009]

Для лучшего понимания условий, обеспечивающих пространственную ориентировку, надо приставить такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол. В этих играх дети находятся в постоянном разнообразном движении, им приходится ориентироваться в пространстве площадке относительно игроков. Движущегося мяча, ворот, линий отметки в ограниченное время.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. (Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. Т.2. - М., 1952)

 Пензулаева Л.И, Ромашина В.И., Ромашин Г.Н и другие исследователи утверждают, что эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга, развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.(1) Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности. (1)  Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – приобщение ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную..                                                                                                    Упражнения с мячом и само метание способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной) (В.И. Лях, 1987). Мяч, находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть, как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей                                                                                           Для развития мелкой моторики включают задания, которые укрепляют кисти рук, делают пальцы гибкими. Примером могут служить упражнения с массажным мячом: прокатывание между ладонями, подбрасывание, стремление поймать, «закручивание», сдавливание. Эти упражнения доставляют детям огромное удовольствие. Они представляют, что в руках у них «маленькие ежики» и катают их вперед-назад, сжимают пальцами, ладонями, что способствует развитию мелкой моторики. Такая форма работы проводится в совместной деятельности, а также включается в бодрящую гимнастику после сна. Вызывает интерес у детей пособие – каучуковые мячики, которые помещаются у детей в ладонях, не выскальзывают из рук. С данным пособием проводятся игровые упражнения: сжать мячик одной рукой, потом другой, между ладонями; покатать об пол, одной и другой рукой. Особый интерес детям доставляют игры-забавы с воздушными шарами. Дети осторожно ловят шар двумя руками, пальцами рук легко подбрасывают воздушный шарик вверх. Кроме развития мелкой моторики у детей развивается и сноровка, и внимание, закрепляются знания цветов, воспитывается дружелюбие и умение совместно действовать в коллективе. Детям очень нравится играть с теннисным мячиком. Сидя за столом, они толкают мячик от одной руки к другой «настольный футбол». Сначала некоторые дети будут очень напряжены, боясь, что мячик упадет на пол, но продолжая играть, они приобретают умение удерживать мячик на столе.

(Харитонова Л.Г., Суянгулова Л.А., Харченко Л.В., Филатова Н.П., Горская И.Ю.Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка). На начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. [Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981

Как подчеркивает Д.В. Хухлаева, важно научить детей правильно держать мяч. Для начала важно научить держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сбоку мяча, пальцы широко расставлены.                                                                  П.Ф. Лесгафт классифицировал упражнения с мячом, подробно описал технику, варианты выполнения и представил их в следующем образом: метании в цель, в метании в определенном направлении, через пространство. Лесгафт пишет, что такие упражнения благотворно влияют на развитии глазомера и приводят его в соотношение с осязанием и мышечной деятельностью.(Лесгафт П. Ф.Избранные педагогические сочинения

Под редакцией АнтроповаМ.В. М.: Педагогика, 1988.)

По технической характеристике упражнения с мячами делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию упражнения – катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мяча, шаров, мешочков с песком

Метание мяча - преимущественно скоростно-силовое упражнение. Оно развивает высокую согласованность движений, которая обеспечивается участием ряда органов чувств, особенно зрения. Упражнение способствует развитию глазомера и точности движений. Метание, как вид спорта и средство физического развития представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, необходимы согласованность в их движении и соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию. Часто метаниям, в связи с нехваткой инвентаря, координационной сложностью упражнений, отсутствием специально оборудованных мест для занятий, сложностью организации большого числа учащихся и по ряду других причин, уделяется недостаточно времени и внимания на уроках физической культуры в школе. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости, формированию «схемы тела», что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. 

Рассмотрим теперь все приведенные виды метания.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной — щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку — одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.
В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Маленьким детям воспитатель помогает взять мяч или другой предмет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и направляет затем его движение. Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.
Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей или мешочков (2—3 в каждом), которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.
Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши, так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5—1 м). Детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2—3 м. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать.
Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.

Николаева Н. И. рассматривает разные виды мячей. Она утверждает, что они должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5—6 см, средних размеров диаметром 8—12 см, большие мячи диаметром 18—20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Детям младшего возраста затруднительны действия с маленькими мячами, поэтому им следует давать в основном большие мячи. А дети постарше пользуются как большими, так и маленькими мячами в зависимости от характера упражнений. Для таких, как перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, за спиной, под ногой, удобен мяч малого размера. А для передачи мяча двумя руками рядом стоящему ребенку через голову лучше пользоваться большими мячами. Когда мяч участвует в основных движениях (прыжки, равновесие, ходьба, бег, лазание) он используется как зрительный ориентир (допрыгнем до мяча. перепрыгнем мяч, бег и ходьба с перешагиванием через мяч). Для развития чувства равновесия дети балансируют на набивном мяче; ходят по гимнастической скамейке, отбивая мяч.

Е.Н.Вавилова, Грядкина Т. С. дают определение катанию, бросанию и ловле и дают рекомендации по выполнению упражнений.

Бросание и ловля требуют огромного напряжения внимания, так как ребенку нужно не только правильно выполнить движение, но и придать нужное направление полету предмета. Для этого в работе с детьми 3-х лет широко распространены подготовительные упражнения к бросанию и ловле, например: скатывание, катание. перекатывание и ловля катящегося предмета. Но и в этих движениях ребенок не сразу приучается держать мяч (другой предмет) без особого напряжения. скованности и отталкивать его в определенном направлении одновременно обеими или одной рукой.

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, ребенок должен научиться брать, держать, переносить мяч двумя руками и одной рукой.

Воспитатель, выдает каждому ребенку по мячу, либо высыпает мячи из корзины на пол и дети сами берут себе мяч, важно следить за тем, чтобы в корзине было столько мячей, сколько и детей. Также можно разрешить детям самостоятельно взять мячи.

Основная цель в прокатывании, ловле, бросании – это научить детей энергично отталкивать от себя мяч в определенном направлении.. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение — катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.

Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.
При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска — снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросить мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.
Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.
Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях — сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.
Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

На третьем-четвертом году жизни важно помочь детям осваивать: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг другу. бросание мяча из-за головы, от груди, вперед снизу, лювлю мяча, брошенного воспитателем (расстояние 50-100см), перебрасывание мяча через веревку, бросание предметов в цель одной и двумя руками, вдоль правой и левой рукой.

Грядкина Т. С. утверждает, что мяч очень привлекает малышей, побуждает их к активным действиям.

Обучение катанию может происходить индивидуально или с малой подгруппой. Для начала осваивается такой вид упражнений, как прокатывание мяча воспитателю. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Далее может быть освоен более сложный вид прокатывания мячей – через ворота, под дугу, веревку. Овладение этим движением происходит легче, если ребенок действует в паре со взрослым. Начинают обучение с показа. Нужно побуждать детей катать мяч не только двумя руками, но и одной рукой (как правой, так и левой).

Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние — с 1 м в младшей группе, до 2м — в средней. В старшей и подготовительной к школе в группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.
В общеобразовательных программах (
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, Программа «Детство») немалую роль для оздоровления организма, для образовательного значения,  развития личности играют упражнения с мячами. Существует много видов таких упражнений. Они являются основными, наряду с ходьбой и бегом. Их используют в играх, в упражнениях на развитие гибкости, на развитие координации, силы, скоростно – силовых качеств, развития быстроты движений. Объем упражнений с мячом в младшей группе гораздо меньше, чем в остальных. В каждой последующей группе упражнения с мячом усложняются, добавляются виды упражнений.

действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни.

На втором году жизни дети должны овладеть катанием мяча в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросанием мяча двумя руками от груди, из-за головы; вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метанием предметов правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м.

В младшей группе упражнения усложняются. Появляются новые упражнения, такие, как:

-катание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1.5 м).

-катание мяча под дуги (ширина 50-60 см),

-катание мяча между предметами.

-ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70-100 см).

-скатывание мяча с горки

В средней группе добавились такие упражнения с мячом:

-прокатывание мяча между линиями, веревками (длина 2-3 м), положенными на расстоянии 15-20 см одна от другой.

-скатывание по наклонной доске с попаданием в предмет.

Броски из-за головы  осуществляются из разных исходных положений (сидя, стоя), также добавляются броски из-за головы через сетку.

Также появляются броски от груди из разных положений и также через сетку. Также осуществляется подбрасывание и ловля мяча, не роняя, 3-4 раза подряд.

Включается новый вид – это перебрасывание и ловля мяча по кругу (расстояние 1,5 м друг от друга) и отбивание мяча правой и левой рукой об пол 4-5 раз подряд.

В старшей группе включаются упражнения с прокатыванием мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).

Количество бросков мяча вверх и ловля его на месте увеличивается – не менее 10 раз подряд. Также используются упражнения с подбрасыванием мяча с хлопками, броски мяча вверх и ловля его в движении не менее 10 раз подряд, отбивание правой и левой рукой в движении (расстояние 5-6 м), передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя,перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя, стоя за спиной друг другу, разными способами, в разных построениях, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками.

В подготовительной группе

Увеличилось количество бросков броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками – не менее 20 раз,

Появляются такие упражнения: бросание мяча из одной руки в другую с отскоком от пола, перебрасывание мяча из положения сидя по-турецки, через сетку, перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), метание в цель из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4-5 м; в движущуюся цель.

При метании вдаль увеличивается до 6-12 метров.

Таким образом можно сказать, что физические упражнения с мячом входят в систему физического воспитания и являются его главным средством. Упражнения делятся на: метание, катание, бросание, участвуют в развитии силы, быстроты, ловкости, развитию опорно-двигательного аппарата, осанку, глазомер. Существуют разные виды упражнений для каждой возрастной группы, они усложняются, добавляются новые.

Таким образом можно говорить о том, что физические упражнения выступают средством физического воспитания и упражнения с мячом являются его неотъемлемой частью. Они появляются в жизни детей с раннего возраста и проявляются в играх, физических упражнениях. Направленностью этих упражнений выступает формирование здоровой (физически и психически) личности, посредством упражнений, которые влияют на развитие силы, выносливости, быстроты, а также развивают мелкую моторику, глазомер, пространственную ориентировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...

Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Движение - одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Для детей с нарушениями зрения дефицит движения возрастает в несколько раз. Так как эти дети ограничены зрительными возможностями....

«Работа с родителями в вопросах физического воспитания детей с нарушением зрения»

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическоевоспитание направлено на преодоление недостатков физического развитиядетей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение...

«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».

Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются...

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...

Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения

В статье представлены особенности физического развития детей с нарушением зрения, а также некоторые моменты организации физического воспитания данной категории детей...