Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.
консультация (старшая группа) по теме

Комаревцева Алла Петровна

Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, очеловечивания времени. Представления о времени  у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_predstavlenij_o_vremenakh_goda_chere.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о временах года                                              через  наблюдения как основной метод                                         ознакомления детей с природой.

               Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, очеловечивания времени.                       Представления о времени  у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В основе всех понятий о времени лежат различного рода представления. «Ощущение, восприятие, и возникающие на их основе представления, относятся к первой ступени отражения действительности. Схематично этапы отражения окружающей действительности можно представить следующим образом: ощущение→восприятие→представление→знание. Дети  учатся характеризировать времена года. А к концу дошкольного  возраста  ребенку должны быть знакомы следующие основные взаимосвязи в неживой и живой природе, важнейшие признаки сезонов:

                                                                                                                                          -  изменение полуденной высоты солнца по сезонам;                                                             -  зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжитель-ности   дня;                                                                                                                             - зависимость осадков от облачности;                                                                         - зависимость состояния почвы и водоемов от температуры воздух;                              - зависимость изменения растительности от степени освещения солнцем и от температуры воздух;                                                                                                        - зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.

                    Мы исследовали усвоение детьми среднего дошкольного возраста представлений о временах года. Результаты исследований показали, что дошкольники имеют нечёткие, представления о временах года, об их сущностных характеристиках. Так, например, на вопрос: «Почему вам нравится то или иное время года?», многие дети отвечали: «Потому что у меня в это время день рождения». Дети связывают времена года со значимыми для них событиями, а не с сезонными изменениями в природе.      Детям малоизвестны  природные явления, характерные для определенного времени года, например,  гроза, молния, гром характерны для весеннего периода, иней, вьюга - для зимнего периода                                                                   .  Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.     Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.  Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.  Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

         Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

       Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

        Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает  внимание  как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

 Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей. Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).  



Список  литературы:

  1. Волкова Н. А., Моисеева Л.В., Лазарева О.Н.Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: Учеб.- метод. пособие/ Урал. Гос. Пед. Ун-т— Екатеринбург, 2004
  2. Рихтерман Т. Д.  К содержанию ознакомления детей со временем. (на основе изучения интересов детей) //Содержание   обучения и воспитания детей в детском саду.- Ленинград, 1978
  3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.
  4. Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.
  5. Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.
  6. Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.
  7. Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Сообщение для педагогов о наблюдении, как основ методе ознакомления с природой....

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Методические рекомендации о наблюдении в природе с детьми....

Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой"

Наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей...

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...