Рекомендации родителям
консультация (младшая группа) по теме
ранний возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvezdnyy_krizis.docx | 17.21 КБ |
kak_otuchit_rebenka_ot_soski_ili_gotovim_rebenka_k_detskomu_sadu.docx | 21.24 КБ |
kak_oblegchit_adaptaciyu_rebenka_v_detskom_sadu.docx | 21.25 КБ |
kakie_igrushki_neobhodimy_detyam.docx | 25.62 КБ |
iskusstvo_zapreshchat.docx | 33.55 КБ |
rabota_s_roditelyami.docx | 29.29 КБ |
uchim_rebyonka_odevatsya_samostoyatelno_s_1_goda_do_3_let.docx | 188.83 КБ |
poteshki_dlya_malyshey_pro_frukty.docx | 89.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Про кризис трех лет слышали все. Большинство родителей ждут этого возраста со страхом: а ну как их ласковый и послушный малыш превратится в страшного монстра, терроризирующего бабушек и маму своими капризами и упрямством? К сожалению, их опасения не напрасны.
Так бывает. Но, к счастью, не всегда. И обычно проходит. Давайте попробуем разобраться, что же это за период в жизни карапуза, и «с чем его едят».
Во-первых, «на подходе» к кризису вы заметите, что малыш вдруг начал проявлять острый интерес к своему изображению в зеркале. Девочки уделяют огромное внимание своим нарядам, интересуются тем, как они выглядят в глазах других. Мальчики часто начинают заботиться о том, насколько они хорошо, к примеру, рисуют или конструируют. Малыш начинает остро реагировать на любую неудачу: плачет, расстраивается, порой впадает в ярость, и иногда становится абсолютно неуправляем.
Специалисты выделяют семь симптомов этого кризиса и называют их «семизвездием».
Познакомимся с этими «звездами» поближе.
1. Негативизм.
«Малыш, иди кушать!» - ласково зовете вы своего сынишку. Однако карапуз, глядя на любимые сырники, облизывается, но упорно отказывается сесть за стол. «Не хочу, не буду!» - эти вопли направлены не на то, ЧТО вы сказали, а на то, что это сказали ВЫ.
2. Упрямство.
«Я не буду сырники. Я буду суп!» - кричит малыш. Он не хочет на самом деле суп, обожает ваши сырники, но ОН так сказал… и теперь не отступит. Ни за что!
3. Строптивость.
Эта «звезда» абсолютно безлична. Малыш просто выступает против всех норм и образа жизни, который раньше его вполне устраивал. Он решил не мыть больше ноги, не чистить зубы и … хорошо бы ему решить не рисовать больше на обоях, не правда ли? Но, увы, вместо этого он больше не хочет целовать бабушку при встрече.
4. Своеволие.
«Я сам!» - эти слова будут звучать в самые неподходящие моменты. К примеру, когда вы опаздываете на работу. Или вам нужно как можно быстрее застирать белоснежную рубашку малыша, заляпанную шоколадным мороженым…
5. Протест-бунт.
Ваш ребенок объявил войну. Всем, кто его окружает. В том числе вам, любимой прежде бабушке и соседскому коту заодно.
6. Симптом обесценивания.
Этот симптом особенно сводит родителей с ума. Ребенок, в глазах которого вы всегда были самыми лучшими и всемогущими, вдруг начинает огрызаться, ругаться, дразнить и обзывать вас. Мама хватается за сердце, а папа – за ремень.
7. Деспотизм.
Завершает удовольствия стремление карапуза во что бы то ни стало заставить родителей делать абсолютно всё, что он требует. В ход идут кулаки, крики, истерики и обещания умереть. Младшие сестры и браться объявляются врагами и засыпаются с головой дикой безудержной ревностью.
Если однажды в вашем доме вместо вашего малыша появился такой монстрик – постарайтесь набраться терпения. Может быть, вас хоть немного порадует то, что специалисты считают, что острое протекание кризиса говорит о высоком уровне развития личности ребенка. Кроме того, именно так малыш познает различие между «должен» и «хочу». Есть надежда, что он это вскоре познает и общаться с ним снова станет приятно и легко.
Каждый раз, когда малыш будет сводить вас с ума криком «Я сам!» - глубоко дышите и напоминайте себе о том, что у ребенка формируется автономия – он перестает нуждаться в опёке с вашей стороны, начинает сам стремиться делать выбор. Чем не повод порадоваться? Скоро у вас появится время почитать…
Если же вы будете ограничивать самостоятельность ребенка, наказывать или высмеивать его попытки всё сделать самому – у малыша вместо автономии сформируется чувство стыда и неуверенности в себе. Не самые полезные качества, не так ли?
Кроме того, карапузу предстоит тяжелая работа: научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Если взрослые встают на позиции «хочу» и малышу безгранично всё разрешают, или, наоборот, слово "нельзя" становится едва ли не единственным в их лексиконе – кризис может затянуться на долгие годы… Что же делать?
Ваше спасение заключено … нет, не в яйце – утке - сундуке на дереве. Всё, к счастью, гораздо проще. Предоставьте малышу такую сферу деятельности, где бы он мог проявить в полной мере свою самостоятельность. Если ваши попытки поручить ребенку мелкие домашние дела потерпят крах, то вечная палочка-выручалочка – игра – обязательно сработает. Предлагайте ребенку увлекательные сюжеты. Пусть он превращается в храброго летчика, строгую воспитательницу, царя зверей, огромный Камаз, в конце концов… Как сказал великий знаток детской психологии Эрик Эриксон, «игра служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность». Наберитесь терпения и мудрости – и всё будет хорошо. Вот увидите!
Семенихина Ирина Степановна,
педагог-психолог Центра семьи и детства «Растем вместе»
Предварительный просмотр:
Как отучить ребенка от соски или готовим ребенка к детскому саду
Этот вопрос возникает, чуть ли не перед каждой мамой — как отучить ребенка от соски?
Это нужно делать комплексно. Для начала необходимо отучить малыша от бутылочки. Научите его кушать с ложечки, пить из чашки. Надо стараться уменьшать время пользования соской. Пытаться отвлечь ребенка от отсутствия привычного предмета игрушками, разнообразными книжками, пальчиковыми играми. Вполне вероятно, ребенок сам забудет о пустышке.
Очень важно:
чтобы отучить ребенка от пустышки, не используйте способ, которые любят предлагать бабушки: намазать пустышку горчицей, зеленкой или еще какой-нибудь гадостью. Это скорее совет от обратного — как делать не нужно. Вкусовые ощущения для ребенка — слишком большой стресс, а острое или кислое вещество может вызвать раздражение слизистых. При этом кто гарантирует, что у Вашего малыша нет аллергии на компоненты той же горчицы?
Не нужно делать и обидных, унижающих достоинство ребенка замечаний, вроде: «Стыдно, ведешь себя как маленький», «А вот Саша не сосет соску» и тому подобного. Рядом с нами находится полноценная личность, очень уязвимая и ранимая, а мы собственными руками прививаем нашему ребенку комплекс неполноценности.
Отучить ребенка от соски многим родителям помогает следующий способ: проткнуть или отрезать от пустышки кончик.
Не подействовало сразу — можно начинать отрезать от соски каждый день понемногу — это часто избавляет от проблемы.
Следующий способ зависит исключительно от Вашей фантазии и способности сочинить убедительную и достоверную сказку. К примеру, соску съела голодная мышка или собачка, унесли птички. Действенна, особенно для натур романтичных, сказка о волшебнице, которая прилетает к малышу и дарит ему первую пустышку, а когда он вырастает, она снова прилетает и уносит соску другому малышу.
Еще один способ — подарить соску другому ребенку, можно совместить это с целым ритуалом. Рассказать, что на Земле живут такие бедные детки, что папы и мамы не могут купить им соску. Им нужно срочно помочь, а «ведь мы уже большие и соска нам не нужна»... Дальше остается лишь упаковать пустышку в конверт и «отправить» по почте.
Самое главное в этих способах — отвлечь увлекательной историей, чтобы ребенок без стресса, добровольно попрощался с любимой соской.
Наверное, это далеко не все способы, которые придумали изобретательные родители, но есть один общий совет: больше общайтесь в это время с ребенком, показывайте, как любите его, как гордитесь тем, что он взрослеет.
И помните, если уж Вы отказались от соски, ни в коем случае не нужно никогда больше к ней возвращаться, иначе никакие рецепты не помогут.
Помните, Вашему ребенку соска не нужна! И Вам тоже!
Предварительный просмотр:
Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду?
При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:
1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.
2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.
3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.
Чтобы ребенок быстрее привык ходить в детский сад, готовьте его к этому заранее. Можно сходить на экскурсию в группу, познакомится с воспитателями, с детьми, которые уже посещают детский сад. Также рассказывайте ребенку, как интересно в детском саду, сколько там много интересных игр и игрушек, чем занимаются дети в детском саду.
Лучше дома или в детском саду?
Постарайтесь, чтобы ребенку в саду было интереснее, чем дома. Для этого нужно, чтобы в группе были какие – то привлекательные объекты, которых нет дома. При этом на просьбу ребенка купить «точно такой же» домой ни в коем случае не соглашайтесь. Придумайте причины, по которым столь привлекательный для ребенка объект можно найти только в детском саду.
Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ:
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему, преодолевать трудности.
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду
· Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду. Выясните, в какое время вам лучше всего прийти в первый день, и какой режим посещения будет в первые дни. В последующие дни время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться в индивидуальном порядке, предложенном воспитателем.
· Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет и какие вещи он возьмет в качестве запасных.
· Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.
· Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платья не будут приветствоваться – сидя на песке, девочка будет пачкать трусики. Также не очень удобны брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.
· Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.
· Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
· Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.
· Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
· Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.
· Как справиться с этим состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет, родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.
· Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
· Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестки, не справедливы - это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверняка, вы нашли лучший садик из всех вариантов.
· Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достигнул ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!
· Пройдет не много времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швыряние предметов и т.д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
· Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителям.
· Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.
· Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытаетесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.
· Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой - еще вчера ее кроха был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего ее руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения. Не отчаивайтесь, наберитесь терпения.
· Главное – помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать, если конечно для вас это приемлемо, - и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человечек, который когда-то благодаря вам появился на свет.
Предварительный просмотр:
Какие игрушки необходимы детям.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации.
Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
Предварительный просмотр:
Искусство запрещать - Как сказать ребёнку "нет"
Малыш растёт, исследует окружающий мир, ищет для себя увлекательные занятия... И, конечно, ему хочется такого, чего нельзя. И тут перед родителями встаёт один из самых важных и при этом болезненных вопросов: «Как сказать ему «нет»?» На самом деле добиться нужного результата не так уж и сложно. Но для этого необходимо следовать схеме, состоящей из СЕМИ ПРАВИЛ, которые взрослые должны соблюдать строжайшим образом. Итак, приступим.
- «Вы не можете говорить «нет» всегда»
«Нет» - это исключительное слово, и если произносить его постоянно, оно обесценивается. Для того, чтобы ребёнок среагировал на него достойным образом, оно должно прозвучать на фоне многих «да», обескуражить, озадачить, приковать к себе внимание. Так что чем реже вы произносите слово «нет», тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов, о них надо думать загодя. Если ваза находится вне зоны досягаемости, вам же не придётся запрещать её трогать? Вот и уберите подальше и повыше, подрастёт - поставите на место. То же самое касается электроприборов и других опасных предметов.
2. «Если вы сказали «нет», то уже не можете сказать «да»
Прежде чем сказать ребёнку «нет», подумайте - насколько это необходимо? Не получится ли так, что вы запретили то, что потом придётся разрешить? Чего в таком случае будет стоить ваше слово, если его с лёгкостью можно забирать обратно? Ровным счётом ничего! Так что если вы можете обойтись без «нет», то это всегда лучше и для ребёнка, и для родителя. Когда мы учим ребёнка отличать «белое» от «чёрного», мы никогда не называем белое «чёрным», а чёрное «белым». Но в случае с «нет» эта логика нам почему-то изменяет. По непонятным причинам мы считаем возможным разрешать запрещённое и запрещать разрешённое.
3. «Если уж вы решились сказать «нет», настройтесь на большую работу»
Когда вы говорите ребёнку «нет», его желание получить вожделенное, «запрещённое» становится больше. И дело даже не в том, что «запретный плод сладок», а в том, что это ограничение свободы, которое любой нормальный человек воспринимает болезненно. Поэтому, вводя в обиход новый запрет, не ждите, что ребёнок примет его сразу и безоговорочно, а приготовьтесь встретить его естественный протест. Сначала малыш будет сопротивляться, а вы не должны превратить это сопротивление в склоку - это работа. Потом он будет пытаться убедить вас принять поправки к соответствующим статьям, а вы не должны на это поддаться - это тоже работа. В какой-то момент ребёнок начнёт следовать предписанию, и тут вы должны будете не забывать поощрять малыша, поддерживать, положительно оценивать его новую модель поведения - а это большая работа! Ну и, наконец, накладывая определённые ограничения на чадо, вы должны будете в чём-то наложить их и на себя. Например, ограничение в сладком. Будет нечестно держать на видном месте конфеты и тортики «для себя любимых».
4. «Объясняйте ребёнку своё «нет» только в том случае, если вы уверены, что он способен понять ваше объяснение»
Мама срывается на годовалого ребёнка: «А ну вынь руки изо рта!» и добавляет: «Я же тебе говорила, что они грязные!» Неудивительно, что, дождавшись, когда мама отвернётся, мальчик, весь расстроенный и недовольный, засунет в рот целый кулак. Видимо, кроха не уловил причинно-следственную связь между кишечным расстройством, бактериями и облизыванием пальца. Но, по мнению мамы, он должен был это не только понять, но ещё и запомнить. Если же вы не находите подходящего объяснения, учитывая интеллектуальное развитие, знания и опыт вашего малыша, то просто запретите. Ну и, может быть, дайте что-то взамен. Ничего худого от такого запрета не будет. Просто ребёнок поймет, что этого - запрещённого - делать нельзя. Если вы что-то объясняете малышу, то делать это нужно, используя имеющийся у него опыт, при этом желательно, чтобы ребёнок объяснил, что и как он понял.
5. «Нет» - это слово, которое всегда произносится нейтрально»
«Нет» - это слово, которое используется для воспитания, а не с целью «выяснения отношений». Если же у родителей в момент объявления запрета заметны эмоции, то ребёнок воспринимает их на свой счёт, а в этом случае уже можно забыть о «воспитании». Родитель говорит зло, значит, он меня не любит. Родитель говорит весело, значит, он просто играет. Как говорит взрослый, в десятки раз важнее того, что он говорит. Если мама говорит дочери: «Не трогай помаду!» - и при этом хохочет, потому что это выглядит забавно, дочь решает, что маме весело, и продолжает её веселить. Если родитель изрекает: «Сколько раз я тебе говорил: не смей брать деньги!» - для пятилетнего ребёнка это звучит как угроза.
6. «Всегда положительно подкрепляйте поведение ребёнка, когда он начинает следовать вашему «нет»
Необходимы положительные подкрепления «правильному», «хорошему» поведению. Обычно драма разворачивается по следующей схеме. Сначала родитель замечает, что ребёнок делает какой-то «ужас», и злится. Затем уже порядком разгорячённый родитель заявляет ребёнку свое «нет», причём нервно, напряжённо, истерично и подчас даже подвизгивая. Ребёнок пугается и идёт на попятную, причем вовсе не потому, что понял суть претензий, а просто потому, что надо как-то унять родительский гнев. Взрослый чувствует, что «его взяла», и принимает вид недовольного, но удовлетворённого удава. И получается, что ребёнок за свое следование родительскому «нет» получает не поощрение, чего он вполне заслуживает, а «кислую мину». Поймите, что готовность ребёнка двигаться навстречу вашим требованиям или следование вашему запрету - это не «естественно», это акт доброй воли, которую нужно уметь замечать в своём ребёнке и закреплять ответным актом доброй воли. Радуйтесь всякий раз, когда ребёнок проявляет готовность выполнить ваши условия. Во-первых, потому, что есть чему радоваться, а во-вторых, потому, что ребёнку очень важно знать, что он своего родителя радует.
7. «Позиция всех членов семьи по каждому конкретному «нет» должна быть одинакова»
Самое ужасное - стремиться быть для своего ребёнка «лучше», чем другие его родственники, покупать его благорасположение, демонстрировать большую лояльность. Таким образом вы дискредитируете всех, включая самого себя. Как правило, у каждого члена семьи - мамы, папы, бабушек, дедушек, дядь и теть есть свой личный список «нет». Одни запрещают конфеты, другие разрешают, одни ничего не говорят, когда ребёнок ест у телевизора, у других это вызывает бурный протест, одни ругают за оценки, другие говорят - «наплевать». Типичная ошибка семьи выглядит следующим образом. Мама говорит ребёнку, что он не сделал уроки, а поэтому никакого телевизора. Дитя идёт к бабушке и «давит на жалость». Бабушка, видя заплаканные глаза любимчика, тут же включает телеящик плюс к этому ещё и плюшку приносит. На месте бабушки может оказаться отец, на месте мамы - дедушка. Как в такой ситуации у ребёнка может сформироваться правильное представление о том, что можно, а что нельзя? Да никак. Но зато у него может сформироваться другое - умение манипулировать родственниками.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит «Детский сад для детей раннего возраста № 3»
Работа с родителями
Группа № 4
Воспитатель: Шалькова Н.В
ЦЕЛЬ: наладить тесный контакт с родителями для обеспечения успешной адаптации детей к условиям детского сада, для своевременного и полноценного развития детей раннего возраста.
Задачи взаимодействия с семьей
- Обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и поддержка каждой семьи с целью развития творчески самостоятельной личности.
- Обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ.
Приоритетное направление работы с родителями: максимальное вовлечение семьи в процесс адаптации детей в детском саду.
Основные принципы взаимодействия с родителями:
- индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);
- систематичность и последовательность (постоянный контакт с семьей, включение родителей в деятельность детского сада - помощь в оформлении и подготовке группы, спальни к приему детей, др.);
- доверительные отношения между воспитателем и членами семей воспитанников (бабушки, дедушки, близкие родственники родителей);
- уважение норм и ценностей семьи.
Формы взаимодействия с родителями:
групповые
подгрупповые
индивидуальные
Предпочтение индивидуальным формам: беседам, рекомендациям, консультациям и т.д.
Задачи:
- помочь правильно организовать первые дни пребывание ребенка в ДОУ;
- мотивировать близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы взаимодействия с малышом;
- обеспечить процесс усвоения ребенком опыта общения и совместной деятельности.
Темы родительских собраний
- Организационное. Адаптация детей. Особенности психического и физического развития детей 3-го года жизни
- Этапы формирования игровой деятельности у детей раннего возраста
Темы консультаций
- Причины трудной адаптации детей к д\с
- Как мы играем с детьми, обзор игрушек для детей 3-го года жизни
- Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры
- Развитие движений
- Возраст строптивости. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»
Информационный блок
- Питание детей в выходной день
- Закаливание
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Подвижные игры с детьми
- Книжный уголок дома
- Пальчиковые игры
- Игры на развитие дыхания
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Перспективный план работы на сентябрь месяц: адаптация
- Подготовительный период
Знакомство с мамой и ребенком, посещение д\с мамы с ребенком. Выяснить у родителей
а) общие вопросы: семья, жилищно-бытовые условия, температура воздуха дома, заболеваемость, питание
б) Особенности поведения, привычки, эффективные приемы воздействия, сон ребенка, сформированность умений.
Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в д\с. Договориться с родителями, что и на какой срок мы сохраняем из домашнего быта и как постепенно переводим малыша к режиму д\с. Провести анкетирование. Предложить памятки о ДОУ.
Консультации:
«Возрастные особенности от 2до 3лет».
«Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?»
«Питание ребёнка в адаптационный период»
Адаптационный период в детском саду
Идем в детский сад
Беседы индивидуальные:
Беседа с родителями об условиях воспитания в ДОУ
Беседа с родителями “Ваш ребенок”
«Безопасность дома»
Оплата за ДОУ
- «День открытых дверей»
-познакомить родителей с жизнью детей в ДОУ
Октябрь
- Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания
- Помощь в оформлении группы, обновлении игровых материалов.
Консультации:
«Если ребенок заболел»
«Ребенок капризничает при расставании»
«О плате и компенсации за ДОУ»
«Грипп»
Беседы:
«Режим дня и его значение»
«Музыка, пение, танцы в семье»
«Пример взрослых в воспитании»
Питание детей в выходной день
Ширма о ОРВИ, «Мы растем»
Собрание на тему: «Успехи адаптации»
Ноябрь
- Подготовить информационный материал для родителей
- Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы
Консультации:
«Игры наших прабабушек»
Истерики у детей раннего возраста
Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду
Как отучить ребенка от соски
Витамины
Беседы:
«Как развивать в ребенке любознательность»
одежда детей в группе
формирование навыков одевания и кормления
соблюдение режима дома
Питание детей в выходные дни
необходимые прививки
Выставка фотографий «Я и мои друзья»
Поздравление именинникам
Декабрь
- В уголок для родителей поместить информационный материал «Закаливание»,
- Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему утреннику, подготовить новогодние подарки
- Подготовить с родительским комитетом подарки на Новый год
Консультации:
«Интересное меню»
Пальчиковые и кулачковые игры
Рекомендации родителям
«Праздник Новый год дома»
Беседы:
Елочные украшения своими руками
Профилактика простудных заболеваний
«Как научить ребенка правильно реагировать на слово нельзя»
Правильная обувь…
Питание детей в выходной день
Проведение праздника «Новый год»
Поздравление именинникам
Конкурс ДОУ «Новогоднее украшение»
Январь
- Провести анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей).
- Попросить родителей сделать пособия для развития речевого дыхания
- Постройки из снега с родителями
Консультации:
«Правила дорожного движения малышам»
« Грипп. Профилактика гриппа»
Реакция детей во время пожара
Как рассматривать иллюстрации
Подвижные игры
Беседы:
«Играем вместе с родителями»
«Чистота – залог здоровья»
Основные причины, почему дети кусаются и дерутся
Беседа с должниками
Проводить беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам.
Февраль
- В уголок для родителей поместить информационный материал: «Изобразительная деятельность детей раннего возраста»
- Попросить родителей принести баночки, коробочки с крышками разных цветов
Консультации:
«Сенсорное развитие ребенка. Развивающие игры»
«Игры - занятия по физвоспитанию»
Сказка нужна всем
«Что делать если ребенок не хочет убирать игрушки»
Профилактика плоскостопия
Беседы:
Игры со строителем
«Чем занять малыша в очереди»
«Роль папы в воспитании детей»
развивающие игры
Поздравление папам
Общее родительское собрание
Март
Консультации:
Сыграем в куклы
«Развитие у ребенка уверенности в себе»
игрушки наших бабушек своими руками
учим стихи к 8 марта
Баю-баю
Беседы:
«Гигиена малыша»
«Полезные книжки»
формирование культурно-гигиенических навыков
Топ-топ…- гимнастика
поздравление мамам и бабушкам
Праздник для мам
Поздравление именинникам
Апрель
Консультации:
Звездный кризис
Как справляться с детскими истериками
книжный уголок дома
детские тревоги, их истоки
Беседы:
«Как провести выходной с малышом»
«Гигиенические требования к одежде»
Одеваемся по погоде
Искусство запрещать
Собрание с новичками
-знакомство с группой, воспитателями, режимом
Поздравления именинникам
Фотовыставка «Хорошо, когда мы вместе…»
Конкурс ДОУ
Май
Консультации:
О детях с ослабленным здоровьем
«Вес, рост»
Как научить ребенка разговаривать
Книжный уголок дома
Беседы:
Выбираем ДОУ
«Упрямство и капризы»
«Любознательный малыш»
Сенсорное развитие ребенка в кругу семьи
Подготовка к выпускному балу, обсуждение организации
Итоговое собрание «Мы научились…»
Выпускной бал
Предварительный просмотр:
УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
С 1 года до 3 лет.
ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам: После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем, привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?» Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может paздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты.
Ближе к 2 годам годам малыш может:
• поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье, • просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама, • просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,
• самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,
• самостоятельно снять и надеть шапку,
• снять расстегнутое пальто и куртку,
• самостоятельно расстегнуть застежку-молнию. После 2 лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.
К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, подтянуть колготки.
ВТОРОЕ. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом очень важно знать? С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется — овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку — это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки — это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться — легко, быстро и правильно.
Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых подробно рассказано ниже.
ТРЕТЬЕ: Хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет К 3—3,5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием. Что для этого нужно: Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания — «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка), Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, так как они лежат сверху всех других вещей на его стульчике. Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды — например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка). Четко определить, что вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится — можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку — это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.
СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОДЕВАНИЯ-РАЗДЕВАНИЯ для самых маленьких
ЗАДАЧА: cнять колготки. Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (то есть перед колготок), где два шва. Что делает ребенок:
• встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен, садится на стул, • одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою — прием «рука в руке» — и действовать вместе.
• затем также стягивает другой чулок,
• кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два — давай посчитаем — один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся — то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»
ЗАДАЧА: снять пальто (шубу, куртку). Что делает ребенок:
• Расстегивает пуговицы — сначала нижнюю, потом верхние (то есть идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых — они часто бывают очень тугие.
• Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться ваша помощь — придержите пальто или куртку.
• Выдёргивает одну руку из рукава.
• Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
• Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала ваша помощь — помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.
ЗАДАЧА: cнять платье. Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка — сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.
Что делает ребенок:
• Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед — вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы. На этом этапе нужна помощь взрослого: а) в расстегивании пуговиц ( если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья). б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед — вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед — вниз)
• Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, то есть внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать — можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение — потянуть рукав вниз.
• Затем снимает второй рукав таким же способом.
• Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх — на потолок. (Тогда когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед). Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик — «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье».
ЗАДАЧА: снять рубашку. Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула).
ЗАДАЧА: снять обyвь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании). Что делает ребенок:
• Ставит ноги в обуви вместе. Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная — помогите малышу.
• Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обyвью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. * Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка.
• Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви.
• Покажите малышу, как это делается — задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.
ЗАДАЧА: надеть обyвь. Действия ребенка:
• Ребенок садится на стул. Он выдвигает обyвь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (обyвь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке — свой домик!» • Ребенок обувает обyвь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на пряжку и т.д.)
ЗАДАЧА: надеть платье или рубашку. Действия ребенка:
• Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
• Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав — вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава. • По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например: Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно: взять их за резинку так, чтобы метка была впереди, найти отверстие для каждой ножки, просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»), подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе. По аналогии — чтобы снять маечку:
• взяться руками за нижний край маечки,
• подтянуть маечку вверх к шее,
• вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,
• снять майку через голову,
• сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика). Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий — мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.
Обучение способам действий идет последовательно:
• Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).
• Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
• Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.
Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:
• самостоятельно надеть и снять одежду, обyвь, шапочку, аккуратно ее повесить,
• не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их
• надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,
• различать одежду и обyвь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обyвь,
• застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку — в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.
• отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,
• видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обyвь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)
Предварительный просмотр:
ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПРО ФРУКТЫ, ОВОЩИ И РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
АПЕЛЬСИНКА
— Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
— Потому что, потому что
Я на солнышке лежала.
_________________________
ТВОРОГ-ТВОРОЖОК
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням — как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! — и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог — наш дружок!
Зубки укрепляет.
______________________________
ПОМИДОР
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.
______________________________
МОРКОВКА
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!
______________________________
МАЛИНКА
Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка —
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.
______________________________
КЛУБНИЧКА
Высоко кричит синичка:
«Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать —
Полетела деток звать!»
_________________________________
ЯБЛОЧКО
Что за грохот — бум-бум-бум —
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
______________________________
ЧЕРНИКА
Мы чернику соберём
В папин день рожденья;
Сварим папе поскорей
Вкусное варенье!
Скажет папа: «Молодцы!
Всем подарки — леденцы».
______________________________
ЧЕРЕШНЯ
Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас —
Мы черешни — ешьте нас!
ok.ru/zaykinaskazka
______________________________
ЧЕСНОК-ЧЕСНОЧОК
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка — почему?
— Чтобы сильным быть! Му-му.
______________________________
ЛУЧОК
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
____________________________
СУПЧИК
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
____________________________
РЕДИСКА
— Эй, редиска! Прыгай в миску!
— Нет, не прыгну! Не хочу!
Детки руки не помыли,
Как помоют — заскочу!
_____________________________
КАБАЧОК
Деда, баба, внучок
Льют-польют кабачок,
Льют-польют кабачок
Баба, деда, внучок,
Чтоб скорее он зрел!
Чтоб скорее он спел!
Что скорее-скорей
Его ротик наш съел!
____________________________
ГРИБОЧЕК
Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Мы возьмём тебя домой!
Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Ай съедим тебя зимой!
______________________________
ОЛАДУШКИ
Мы весёлые кружки!
Мы оладушки-дружки!
С мёдом, маслом ешьте нас,
Уж готовы целый час!
ok.ru/zaykinaskazka
______________________________
МАКАРОШКИ
Макаpoшки, макарошки,
Мчатся по полю, дорожке!
И зачем спешить, лететь?
В супчик к деткам чтоб успеть!
______________________________
ОГУРЧИК
Ай огурчик молодой!
Ай помыли мы водой!
Ай ты в ротик к нам лети!
Ай на зубках похрусти!
______________________________
СМОРОДИНА
Ай смородина цвела!
Ай да ягодка росла!
Ай как спела день за днём!
Ай да ягодку сорвём.
___________________________
ГОРОХ
В супермаркете горох
Раскричался: «Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет...
Я нужней, чем сто конфет!»
__________________________
КОТЛЕТКИ
Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!
______________________________
ГРУШКА
Грушка-грушка — высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди!
Грушка-грушка — упади.
______________________________
ТЫКВА
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа — воду грей,
Варим тыкву поскорей!
© Кирилл Авдеенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Рекомендации родителям для адаптации детей с ОВЗ в детском саду. Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей ОВЗ. Рекомендации учителя-дефектолога занятий дома....
Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"
Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....