Игры как средство развития детей
статья (старшая группа) по теме
Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 588.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры как средство развития детей
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Наша роль в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию. Как отмечает Б. П. Никитин: «... разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий».
Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона деталей из конструктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
3. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т. е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться ДО ПОТОЛКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность удалось ОБЪЕДИНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМ СТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться до «ПОТОЛКА» своих возможностей. Этот союз позволяет разрешить в игре сразу
несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста:
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
- в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, логику и мышление.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Дидактическая игра как средство развития детей»
НЕДЕЛЯ: « ИГРА И ИГРУШКА»ТЕМА: « ИГРАЕМ НА ЗДОРОВЬЕ» КОСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:«Дидактическая игра как средство развития детей» Подготовила: воспи...
презентация «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
Дидактическая игра –игра познавательная, направленнаяна расширение, углубление, систематизацию представлений детейоб окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способност...

«Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из направлений является образовательная область «Социализация». Одной из важных задач является развитие игровой деятельнос...

Игра как средство развития детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....
Дидактические игры как средство развития детей среднего дошкольного возраста
Материалы для родителей...
Консультация для воспитателей образовательная область «Социализация», «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой ...

Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»...