Психологические особенности детей шестилетнего возраста.
статья (подготовительная группа) на тему

Живоглядова Вера Николаевна

Краткий  анализ психологических изменений ребенка шести лет, объяснение причины этих изменений.Рассматривание мотивов поведения дошкольника, выделение важных этапов в формировании личности ребенка перед школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Психологические особенности детей

        Шестилетнего возраста.

Ребенок до пяти лет как чистый лист бумаги, на котором близкие люди могут написать все, что угодно, потому что малыш абсолютно им доверяет и свято убежден: все, что родители делают и говорят, как ведут себя – правильно. В этом возрасте ребенок как губка впитывает и хорошее и плохое, тем более, что  отличить одно от другого он не умеет. Но самое главное – он ведет , копируя поведение близких ему людей. Именно модель поведения близких станет для него эталоном на всю жизнь.                                                                              Ребенок ведет себя так, как ему позволяют. Он может быть дерзким, наглым, с одним и послушным и исполнительным с другим, капризным и ленивым с третьим. Подобная разница в поведении продиктована пониманием как и с кем можно себя вести, чтобы не нарваться на неприятности.                                          Необходимо предъявлять ребенку четкие требования, добиваться выполнения поставленных перед ним задач, но сначала необходимо объяснить ему, зачем это нужно сделать.

        *К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, усложняются его отношения с окружающим. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма самосознания. Самооценка в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например  в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии при этом во многом зависят от педагога. Кроме того, дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением  взрослого.                                                                                                           Дети с высокой  самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает свою самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.                                                                                                                            Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить  успех  в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со свестниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

  Представления шестилетнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений : ценность а) отношения к себе окружающих; б)общения ; в) деятельности.                                                                                                  Шестилетний ребенок хорошо осознает свои поступки -  зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы.  Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение ребенка ? Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом  детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности – играми, конструированием и т.д.                                                                                                             Еще одна важная группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и в группе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, установленные ими. Кроме того, дети стремятся завоевать симпатию и благосклонность детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.                                                                

   Мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие , самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в игре, в обидах ребенка или его радости при достижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств , а порой, и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств , в капризах.

  На основании стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить , быть лучше других.                             У ребенка шести лет непрерывно возникают  самые разнообразные потребности. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение. И это хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступить к его удовлетворению, действовать, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. Ребенок не в состоянии сдерживать  возникшую мысль и спешит сказать обо всем, что только всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями.  В этом возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний. Им доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же самое время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...