Где же лево, где же право
консультация (средняя группа) по теме
В данном документе изложен материал для взаимодействия с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhe_levo.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы воспринимаем пространство вокруг нас благодаря комплексному взаимодействию зрения, слуха и осязания. А уже в 6 месяцев ползущие к маме карапузы видят препятствие на пути и пытаются его обойти (не форсировать!). Манипуляции с предметами проводятся пока двумя руками (левая и правая неразделимы), однако пространство по мере взросления (ползание, потом ходьба) все расширяется – появляется верх-низ, лево-право, вперед-назад.
В чем проблема.
Примерно с 2 лет начинается период, когда уже можно формировать у малыша представление о левой и правой стороне тела. Завершается этот процесс лишь к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе. В противном случае ребенка ожидают большие трудности. Самые явные - проблемы с обучением грамоте и письму. Потому малыш, не обладая этими простейшими умениями, становится неуверенным в себе, тревожным, затрачивает больше времени на выполнение заданий, не успевает. Так как все это приходится на период адаптации к школе, когда даже подготовленные дети испытывают тяжелый стресс, ситуация становится совсем плачевной. Вам кажется, что такого не бывает? Что уж в этом-то возрасте дети точно все это знают? Уверяю вас, из 25 первоклашек в ответ на просьбу поднять правую руку ошибутся как минимум трое. А уж если надо повернуться направо, тут не справятся 5-7 человек. Дело в том, что это уже двухкомпонентное действие: чтобы сориентироваться, необходимо сначала найти свою правую руку, потом повернуться в ту же сторону. Так что – работать, работать и еще раз работать!
Что делать?
Самое лучшее время для того, чтобы малыш что-то усвоил, время, когда обучение максимально эффективно – с 2,5 лет. Однако необходимо помнить, что дети сначала начинают различать собственные руки, ноги, уши, а потом уже станут дифференцировать предметы вокруг себя по этому признаку. Это обусловлено тем, что мышление у ребятишек 2-4 лет конкретное, предметно-действенное.
Итак, исходим из этого, что у большинства жителей планеты Земля обычно две руки и одна из них – правая, а другая – левая.
Запоминать детям легче и естественнее что-то одно, чаще - правую руку. А дальше будем руководствовать остаточным принципом: если та правая, значит, этой руке делать нечего, будет левой.
Самый банальный, но и проверенный десятилетиям способом – апеллировать к ложке: «Какой рукой держишь ложку, та рука - правая». Только не растеряйтесь, когда находящееся в кризисе 3 лет дитя в приступе негативизма быстренько переложит ложку в другую руку.
Часы тоже лучше не использовать: они есть почти у всех, их носят на разных руках и как постоянный признак не годятся.
Гораздо удобнее взять браслетик для ребенка. Только акцентируйте внимание на то, что это персональный браслетик (или ленточка с написанным на ней именем). Наденьте его на правую ручку со словами:
Браслетик, прочно надетый мамой,
Укажет точно, где ручка правая.
Также неплох альтернативный вариант – наклейки, столь любимые детворой. Но используйте татушки и наклейки только на одну руку, не нужно украшать правую звездочкой, а левую цветочком – это внесет лишнюю путаницу.
Теперь, разобравшись с руками, расширяем границы:
- правая рука легла на бок (какой?) правый;
- взялась за коленку (какую?) правую;
- схватилась за ухо (какое?) правое.
Вывод: все, что находится со стороны правой руки, - правое; со стороны левой – будет левым.
Делайте с ребенком динамическую зарядку – командуйте: левой-правой.
Предлагайте разнообразные забавные стишки:
Ручка правая проснулась, встрепенулась, потянулась,
Ушко правое потерла и легла на правый бок.
Ручка левая проснулась, встрепенулась, потянулась,
Ушко левое потерла и легла на левый бок.
Ножкой правой: топ-топ-топ.
Ножкой левой: топ-топ-топ.
И двумя руками: хлоп!
Тут есть очень важный момент – показывая малышу физические упражнения, да и любые движения в принципе, делать это нужно, встав спиной к нему! В противном случае возникает эффект зеркального отражения – вы скажете «поднимаем правую руку», покажите движение правой рукой, а ребенок сделает это левой, будучи уверенным в своей правоте (невольный каламбур). Эту особенность следует учитывать еще долгое время (даже в начальное школе все движения учитель показывает, повернувшись спиной к ученикам). Порадует малыша и такой прием - косметическим карандашом проведите на его лице посередине вертикальную линию и обсудите, что справа от нее, а что слева. Обратите внимание на нос – не справа, не слева, он посередине, а вот ноздри разделились.
Также и рот – посередине, а зубы можно назвать справа и слева. Кстати, если линию сделать из варенья, будет еще веселее!
Мир так изменчив…
Разобравшись с собственным телом, можно приступать к окружающему миру. Самый простой и работающий вариант: на что удобно показать правой рукой, то находится справа, и наоборот соответственно. Сначала отработайте эти понятия, не меняя позиции малыша.
- Например, ребенок сидит на диване и называет все, что находится справа от него, а потом – все, что слева. Теперь вы просите его встать и повернуться лицом к дивану. Какие вещи сейчас находятся по правую вещь, а какие – по левую?
- Пусть малыш попробует сформулировать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы стол, стоящий справа, оказался слева?»
- Обращаем внимание на то, что про местоположение предмета можно сказать и «справа», и «слева».
- Посадите в ряд игрушки, мишка будет справа от зайца, но слева от обезьянки.
- Походите по квартире вместе с ребенком, тренироваться можно буквально на всем: стол справа от холодильника, но слева от плиты и т. д.
- Возьмите игрушечную машинку, и пусть малыш провезет ее по заданному вами маршруту (не стоит давать подряд несколько инструкций, излагайте их постепенно). Дальше можно усложнить, спросив: «Куда попадет машинка, если повернет направо, потом еще раз направо, затем налево?»
- На улице множество предметов, в том числе и движущихся; рассматривать их – одно удовольствие: автобус был слева, теперь справа. Предлагайте ребенку описывать ваши передвижения.
А если с нами левша?
И, конечно, особое внимание на детей с ведущей левой рукой. Ведущая роль одной руки уже заложена с рождения ребенка, точнее, еще с пренатального (внутриутробного) развития.
Тенденции вы можете наблюдать, но ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Это приведет к пагубным последствиям: нарушится отлаженная связь между полушариями головного мозга. Даже если вам кажется, что в вашем доме растет левша, помните, что окончательно об этом можно говорить в 5-6 лет, сейчас же предлагайте карандаш в обе руки. Не настаивайте, чтобы малыш взял именно в правую; пусть сам определится. Конечно, левшам сложнее научиться ориентироваться в пространстве, но «нет ничего невозможного для человека с интеллектом».
Итак, тема при кажущейся элементарности довольна, непроста.
Особую сложность создаёт то, что правое может стать левым, и наоборот. Но ваша настойчивость и терпение, внимательность и креативность помогут малышу освоить эту науку.
И не забывайте, что залог успеха – постоянные упражнения, тогда у вашего крохи четко сформируется навык, и через несколько лет у него не будет проблем ни в школе, ни дома. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.
Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 1....
Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.
Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 2....
Статья "Левой-правой , или почему не надо переучивать ребёнка брать левой рукой."
" Наш малыш взял в руки ложку, но почему - то это оказалось левая рука . И до сих пор ,невзирая на все наши ухищрения , он упорно держит ложку левой рукой ." Переучивание леворукости -...
Занятие по ФЭМП «Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина».
Занятие с игровым сюжетом, о том как звери встречали Новый год....
Где же лево, а где право?
Рекомендации для родителей...
Левый правый, левый правый барабан уже дырявый
материал опубликован http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=39958Вы заметили, что у Вас растет юный барабанщик. Любит постучать по всем поверхностям, которые ему попадаются. Это внача...
«Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»
laquo;Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево» Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «...