«Развитие художественно-творческих способностей у детей»
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие художественно-творческих способностей у детей»
Творчество есть соучастие
в сотворении мира
Г. С. Алътшуллер
К художественному творчеству принято относиться как к чему-то особенному, недоступному большинству людей. Если в раннем детстве творит каждый ребенок (играет, рисует, сочиняет различные истории), то в школьные годы большая часть детей отлучается от этого вида творчества. И взрослые воспринимают это как нечто само собой разумеющееся.
Однако заниматься художественным творчеством может каждый ребенок, и не только может, но и должен. Ибо личность формируется, творчески постигая и усваивая мир.
Итак, что же такое творчество и действительно ли так велика его роль в жизни человека?
«Творчество — это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.»- (Г. Г. Григорьева).
Т. С. Комарова определяет четыре группы художественно-творческих способностей к изобразительной деятельности у детей.
К первой группе относится восприятие предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств (формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций). Сюда же относится и восприятие иллюстрации. При этом любое восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы.
Вторую группу составляют двигательные способности, или, как называют некоторые авторы, «умелость руки», включающая и координацию движений руки под контролем зрения.
В третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление.
Четвертая группа — это способности воображения.
Все выделенные группы успешнее формируются при их взаимосвязи.
Зачатки творческого воображения имеются и у животных, но только у человека оно достигло высочайшего уровня развития. Если бы человек был способен только воспроизводить свой прежний опыт, он не смог бы существовать в вечно меняющемся мире. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющим свое настоящее.
Оригинальность образа, продукта детской деятельности — показатель творческого воображения.
В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - не произведение искусства. Известные педагоги (В. А. Сухомлинский, Е. Н. Флерина и др.) обращали внимание на то, что детское творчество — своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в этом виде творчества происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.
В исследованиях психологов (Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко и других ученых) выделяются и анализируются два вида воображения — «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. Первый вид связан с отражением объективного мира как такового, а второй — с отражением собственных переживаний, своего «Я». Дети четко подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. Это значит, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творческие способности, а другие так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.
Если у ребенка при любом содержании рисунка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремится более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением. Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер рисунка, на степень его полноты, детализации, на смысловые акценты, которые расставляет ребенок. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим — выразить взаимоотношение персонажей, настроение и т. п. Учитывая эти особенности, педагог может направлять детей с «эмоциональным» воображением на усиление в рисунке изобразительной стороны, а ребят с «познавательным» воображением — на передачу своего отношения к содержанию.
Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным» воображением. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Следует иметь в виду, что для детей с «познавательным» воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство. Именно они могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности (О. М. Дьяченко). Дети же с «эмоциональным» воображением выражают цветом свое отношение к рисунку, они любят его варьировать и в меньшей степени озадачены степенью реалистической цветовой характеристики образа (корова может быть красной).
Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребята с «эмоциональным» воображением действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий.
В работе с детьми с «познавательным» воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Детей, у которых доминирует «эмоциональное» воображение, важно направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения образа.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективности новизны и значимости, то ее нельзя назвать творчеством. Как было сказано выше, рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя (Н. П. Сакулина).
Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно сообщает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс.
Именно поэтому Н. П. Сакулина рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность, как непременные составляющие творчества.
Таким образом, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по объективным возможностям носит творческий характер.
Творчество — процесс, требующий тактичного, тонкого подхода взрослого, обеспечивающего положительный эмоциональный настрой ребенка. Положительное эмоциональное состояние необходимо для ребенка, эмоции которого весьма неустойчивы, быстро меняются на противоположные, причина смены настроения далеко не всегда может быть определена взрослыми, следовательно, управлять чувствами ребенка непросто (Т. С. Комарова).
Одним из основных условий развития творческой личности ребенка является широкий подход к решению проблемы (творчество — стиль жизни). Игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.
Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка в детском саду и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и их взаимодействие — важнейшее условие развития детского творчества.
Не менее важно и стимулирование взрослым такого состояния у ребенка, когда «разбужены» его чувства, воображение, когда он увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если на занятии царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, вера в силы ребенка, поддержки его при неудачах, радости его достижениям.
При развитии творческих способностей важно комплексное и системное использование методов и приемов.
Одним из условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к результатам детского художественного творчества.
Детские работы должны «жить» в детском саду, а дети должны видеть, что их рисунки, лепка не безразличны окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи
Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Сообщение на Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования» «Развитие художественно – творческих способностей детей в содружестве с родителями.
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели вос...
Отчёт по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста» в подготовительной группе
laquo;Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраст...
Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...
Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...