Особенности знакомства детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами (цвет).
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Знакомство ребенка с сенсорными эталонами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности знакомства детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами (цвет).
Любимова Наталья Александровна
Воспитатель ГБДОУ№12
Калининского района
Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами ,вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребёнок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.
В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитие познанием ребёнка окружающего мира- он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления -это сенсорные эталоны и наглядные модели.
Познание ребенком окружающего мира включено в основные виды его деятельности, главным образом в игру, рисование, конструирование.
Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат, так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), и ахроматические цвета- белый, серый, чёрный.
В начале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и чёрном, на первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы тёплых и холодных. Знакомство с оттенками даёт возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различия, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зелёным и синим.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов целесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. Здесь следует отметить, что некоторые светлые оттенки имеют в быту названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо( кроме неверного названия светло-синего голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Светлота – это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т.е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
Эталонами формы служат геометрические формы Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей - это овалы с соотношением сторон( короткий и длинный), а также прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники.
Также ребёнок знакомится с эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.
В младшей группе работа по сенсорному воспитанию занимает ведущее место, детям необходимо усвоить сенсорные эталоны и поэтому можно использовать дидактические игры, связанные с формой и цветом. В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
Список используемой литературы.
- 1.А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» издание№2.
- 2.Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук» Ярославль. Академия развития 1997г.
- 3.Л.А.Венгер, И.Д.Венеев «Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве» М.,Просвещение 1969г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета
В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Последовательность, усложнение дидактических игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
Дидактические игры и упражнения...
Дидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета
картотека игр...
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»
Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...
Комментарии
сенсорные эталоны
В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитие познанием ребёнка окружающего мира- он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления -это сенсорные эталоны и наглядные модели.