Игры со словом.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Игры со словом.
Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка всякая игра серьезна, поскольку играя, он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии давно ушедшего быта. На протяжении веков игры были средством физического, военного, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Большинство игр унаследовано детьми от взрослых, многие из них – сколок с трудовых процессов, обрядов взрослых. Но по-хозяйски осваивая приобретенное, дети вносят в него свои коррективы, безудержно импровизируя и выдумывая. Особенно это относится к жеребьевкам и считалкам. Жеребьевки и считалки предшествуют игре, вернее, открывают ее. Посредством жеребьевых сговорок играющие разделяются на две партии, при помощи считалок – делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
Жеребьевая сговорка или жеребьевка, собственно говоря, – загадка или задача, которую должны решить «матки» – два игрока, избранные из числа самых ловких. К ним подходят попарно играющие, предварительно зашифровав свои имена в традиционной или придуманной формуле.
Полынки или репейника?
Цветочка или листочка?
Камешка или черепочка?
Соловья или воробья?
Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня – сивого
Или золотогривого?
Коня вороного
Или казака удалого?
Конь вороной
Или барабан заводной?
Бочку с салом
Или казака с кинжалом?
Шар катить
Или воду лить?
Канат вертеть
Или с неба лететь?
Матка, матка, чей вопрос:
Кому грива, кому хвост?
Дома быть
Или по морю плыть?
За печкой заблудился
Или в ложке утонул?
Лисицу в цветах
Или медведя в штанах?
Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Травки-муравки
Али золотой булавки?
Сахару кусочек
Или красенький платочек?
Дядю Федю
Или белого медведя?
Дерева стоячего
Или молока горячего?
В особую группу объединены произведения, близко примыкающие к игровому фольклору. Исследователи обычно называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.
Сечки – стишки, сопровождавшие удары по дереву каким-либо секущим предметом. На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек и содержится зашифрованный счет.
Молчанка – это стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать долго дети не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется. Похожей игрой является голосянка, суть которой состоит в том, что дети, как правило мальчики, соревнуются, кто дольше протянет звук, не переводя дыхания. Составив круг, ребята уговариваются «тянуть голосянку», затем протяжным певучим речитативом повторяют уговор, выраженный в стихотворной форме. Кто раньше других обнаружит слабосилие, того «рвут» за волосы; отсюда и другое название игры – «волосянки». Небылицы-перевертыши – песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
Молчанки-замиралки
Шел молчан
По всем городам;
Кто стукнет-брякнет –
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово: тпру.
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По-турецки говорили.
Мы набрали в рот воды
И сказали всем «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
Чай-чаляби, чай-чаляби
(Чип-чип-чали-чали)
Прилетели журавли
И сказали всем «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб!
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Моченых лягушек –
Кто промолвит,
Все это съест.
Тише, мыши:
Кот на крыше
Кошку за уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать.
Чок, чок, чок,
Зубки на крючок.
Кто слово скажет,
Тому в лоб щелчок.
Небылицы в лицах.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили –
Всю скотину пропустили.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, –
Говорят собаки.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили –
Всю скотину пропустили.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, –
Говорят собаки.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Дидактическая игра "Найди слово в слове"
В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...
Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...