Основные навыки и умения сформированные у детей 2-3 года жизни
статья по теме

Алленова Наталья Вячеславовна

 

У детей второго года жизни слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт с взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер.
Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения, даже в организованной деятельности не превышает 1,5-2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.
Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение с взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации и малопонятными для окружающих.
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых наиболее часто употребляемых слов «дай», «ляля» и т.п.
Пассивный словарный запас увеличивается на столько, что малыш может выполнять побудительные инструкции в определенной ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.
В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой -закрой, надень - сними, достань - положи.
У них несколько улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Формируется функция противопоставления большого пальца остальным. Манипулятивная игра сменяется процессуальной.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_osnovnye_navyki_i_umen._2-3g.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        2 год жизни ребенка

У детей второго года жизни слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт с взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер.

Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения, даже в организованной деятельности не превышает 1,5-2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.

Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение с взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации и малопонятными для окружающих.

В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых наиболее часто употребляемых слов «дай», «ляля» и т.п.

Пассивный словарный запас увеличивается на столько, что малыш может выполнять побудительные инструкции в определенной ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.

В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой -закрой, надень - сними, достань - положи.

У них несколько улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Формируется функция противопоставления большого пальца остальным. Манипулятивная игра сменяется процессуальной.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1.   Играет в присутствии других детей, но еще не с ними.

2.   С интересом рассматривает свое отражение в зеркале.

3.   Следует двум или трем простым требованиям.

4.   Выражает любовь (гладит, баюкает) к кукле или к плюшевому мишке.

5.   Помогает при уборке игрушек.

6.   Получает удовольствие от игры в салки (поймал - не поймал)

ЯЗЫК

1.   Подражает шумам окружающей среды.

2.   Повторяет за говорящим два простых слова.

3.   При опросе показывает минимум одну часть тела.

4.   Имеет активный словарный запас минимум из двух слов.

5.   Показывает обувь, одежду, игрушку.

6.   Имеет словарный запас из пяти слов.

7.   Показывает три различные вещи на картинках.

8.   Повторяет отдельные слова, однажды им услышанные.

9.   Выражает два желания на вопрос: «Что ты хочешь?».

10. Называет при опросе три вещи из окружающей среды.

11. Употребляет выражения из двух слов.

12. Рассматривает картинки.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

1.   Высоко держит руки, чтобы помочь при одевании.

2.   Может снять колготки (носки, чулки), ботинки пока не может.

3.   Пьет без помощи из чашки или стакана.

4.   Ест самостоятельно ложкой (можно немного проливать).

5.   Снимает   одежду   (расстегиваться   необязательно).

КОГНИТИВНОЕ   РАЗВИТИЕ

1.   Ударяет двумя кубиками по столу.

2.   Пытается подражать рисованию.

3.   Вставляет цилиндры в доску с отверстиями.

4.   Спонтанно рисует каракули.

5.   Показывает на кукле четыре части тела.

6.   Понимает назначение предметов домашнего обихода.

7.   показывает по требованию двух человек из близкого окружения.

8.   Барабанит двумя палочками.

9.   Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками (покажи мне).

10. Вставляет три пустотелых цилиндра один в другой (матрешка).

11. Показывает на кукле пять частей тела (глаза, нос, руки, ноги, волосы).

12. Понимает, что такое «больше» (хочет иметь чего-то больше).

 

МОТОРИКА

1.   Недолго стоит один без поддержки.

2.   Свободно идет на короткое расстояние.

3.   Бросает или ударяет большой мяч (точность при броске значение не имеет).

4.   Встает с пола из положения сидя без опоры на стены или мебель.

5.   Занимается сам с собой.

6.   Поднимается вверх по лестнице с поддержкой (ставя обе ноги на ступеньку).

7.   Хорошо бегает и только иногда падает.

8.   Играет в положении сидя на корточках, не опираясь при этом на руки.

9.   Оттопыренным указательным пальцем тычет в замечаемые маленькие объекты.

10. Держит в руке карандаш, но не совсем правильно.

11. Бросает в стакан маленькие шарики по подражателю (воспитатель дает ребенку шарики).

12. Строит башню из трех кубиков.

13. Открывает сосуд.

14. Достает из упаковки кусок сахара.

15. Листает в книге страницу за страницей.

                   3 год жизни ребенка

В этот период в норме происходит формирование речевой деятельности, обогащение словаря; развитие пассивного словаря. Ребенок свободно пользуется частями речи (большинство слов-действий). Уровень усвоения слов характеризуется тем, что ребенок понимает слово, но не использует его в речи; узнает и называет предмет, действие, качество, но в определенных условиях; понимает и правильно использует слово-название в любых доступных ему связях и отношениях.

Идет становление лексико-грамматических отношений, освоение фразовой речи (составляет предложения из 3-х и более слов). Формируется потребность в ситуационном общении. Удельный вес инициативных высказываний, выражающих различные потребности, значительно возрастает. Развиваются основы диалогической речи. Вопрос «Почему?» - является основным в режиме активного общения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1.   Избегает простых источников опасности (горячая печь).

2.   Устно выражает желания.

3.   Делится с другими, по просьбе.

4.   Дает знать, когда хочет сходить в туалет.

5.   Пытается помочь чем-либо по хозяйству (подметание полов, вытирание пыли).

ЯЗЫК

1.   Называет два вида деятельности.

2.   Называет свое имя, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?».

3.   Называет от четырех до пяти показанных предметов.

4.   Различает понятия «большой» и «маленький».

5.   Употребляет предложения из трех слов.

6.   Повторяет два числа.

7.   Называет десять очень часто употребляемых предметов.

8.   Употребляет местоимения «я», «мне», «мое».

9.   Слушает сказку в течение 5 минут.

10. Называет свое имя и фамилию.

11. Говорит предложения с пятью слогами (например: «Мишка хочет спать»).

12. Называет правильно 10 предметов из 15.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

1.   Пьет с помощью пластиковой соломинки.

2.   Вытирает себе руки.

3.   Ест ложкой и немного проливает.

4.   Ест вилкой, но еще немного пачкаясь.

5.   Добровольно идет, чтобы вздремнуть или отдохнуть.

6.   Снимает штаны, когда идет в туалет (днем и ночью).

7.   Моет руки.

КОГНИТИВНОЕ   РАЗВИТИЕ

1.   Имеет   понятие   о   собственности   («мой», «мне»).

2.   Вставляет круг, квадрат и треугольник в их шаблонные формы.

3.   Имеет понятие о числе «один».

4.   Упорядочивает три пары картинок лото.

5.   Находит две спрятанные вещи.

6.   Показывает на кукле шесть частей тела.

7.   Понимает значение предлогов «на» и «под».

8.   Знает функциональное название различных предметов (покажи, что мы едим, что можем одевать).

9.   Укладывает в ряд пять кубиков.

10. сортирует фишки по двум цветам (красный и синий).

11. Показывает на часть тела, к которой прикоснулся (ребенок закрывает при этом глаза).

12. Показывает по требованию три цвета: красный, желтый и синий.

МОТОРИКА

1.   Строит башню из шести кубиков.

2.   Рисует горизонтальные и вертикальные полосы.

3.   В трех случаях из четырех подхватывает катящийся мяч.

4.   Строит небольшие конструкции из игрушечных конструкторов LEGO и др.

5.   Нанизывает минимум 4 бусины размером 12 см.

6.   Сгибает один раз пополам после того, как ему это показали.

7.   Правильно держит пальцами карандаш (фломастер).

8.   Раскатывает на столе «колбаски» из пластилина.

9.   Стоя без поддержки, ударяет ногой по мячу («отфутболивает»).

10. Лазит по предметам мебели и преодолевает препятствия.

11. Поднимается по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).

12. Спускаясь по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).

13. Прыгает обеими ногами на одном месте.

14. Ходит на цыпочках после того, как ему это показали.

15. Стоит одну секунду на одной ноге.

16. Катается на трехколесном велосипеде.

             ГУЗ «Тульский областной (специализированный)        

                                 Дом ребенка №1

                     Основные навыки и умения

       сформированные у детей 2-3 года жизни

                            Тула 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ВОСПИТАНИЕ  НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ  ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ·         Самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой;·...

Воспитание навыков самообслуживания возрастной категории детей 4-го года жизни.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых игр с правилам...

Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 0-3 года жизни.

Речь идет о социально-коммуникативном развитии детей 0-3....

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей 5 -6 года жизни

        Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. Театрализация  ...