Статья "Последствия переживания кризиса трёх лет"
статья (младшая группа) на тему
В этой статье освещены вопросы актуальности кризиса раннего возраста и его последствия. Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В этой статье освещены вопросы актуальности кризиса раннего возраста и его последствия. Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей малышей.
Последствия переживания кризиса трёх лет
Воспитатель Балахнина Людмила Петровна
ГБДОУ № 77 Калининского района СПб
Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с проблемой кризиса трех лет. В наше время, количество детей, испытывающих кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениями условий жизни, нестабильностью общественных структур, экономические и национальные катаклизмы, болезни. В кризисный период трех лет необходима помощь, как от педагога, так и от родителей, чтобы ребенок легче пережил этот «тяжелый период».
Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. Ребенок в очень короткий строк меняется весь в целом, основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционные течения событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Эти поворотные пункты в детском развитии, принимают иногда форму острого кризиса.
Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживают трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая ещё совсем недавно обеспечивала нормальный ход и воспитания и обучения.
В критическом возрасте развития ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребёнка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Правда, все это встречается далеко не обязательно, у разных детей критические периоды проходят по - разному.
Самой важной в теоретическом отношении особенностью критического возраста является негативный характер развития.
Прогрессивное развитие личности ребёнка, непрерывное построение нового, которое так отчётливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса затухает, временно приостанавливается. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребёнка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребёнок, вступающий в периоды кризиса, характеризуется обратными чертами; он теряет интересы, вчера ещё направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает: прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевает. Это и имеют в виду в первую очередь, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Развитие как бы меняет свое позитивное, созидательное значение, заставляя наблюдателя характеризовать подобные периоды преимущественно с отрицательной, негативной стороны.
Кризисы психического развития – традиционный предмет психологического анализа. Начиная, с П. П. Блонского, все исследователи, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету. Из сказанного, можно сделать вывод об эволюционной роли кризиса и характере последующих изменений. Исходы кризиса различны: он может, как затормозить общий ход развития, так и привести к значительному росту, прогрессу развития. Кризис тесно связан с развитием личности (К. Н. Поливанова) тонко подмечает, что «прогрессивное развитие личности в периоды кризиса как бы затухает», тем самым, показывая внешне, поверхностный характер остановки, за ней скрываются глубинные процессы, без которых немыслимо продвижение.
Выделим общие черты кризиса трех лет:
1) кризис предшествует переходу на новую ступень развития
2) он является необходимым условием развития
3) содержание составляет «накопление противоречий в уже сложившейся актуальной, социальной ситуации развития» (Соколова, Николаева 1995)
4) общим итогом является возникновения ряда психологических новообразований, несвойственных предшествующим этапом развития (Соколова, Николаева 1995)
Неблагоприятные последствия кризиса являются повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды, ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный, качественный эволюционный скачок и неблагоприятный для состояния здоровья ребёнка функциональный баланс. Функциональный баланс поддерживается бурным ростом тела ребёнка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшается, дети подвержены заболеванием, особенно нервно – психическим.
В то время, как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
Позитивное значение кризиса трёх лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка.
Установлено, что если, кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте. Благодаря изменениям социальных отношений ребёнка, его аффективной сферы, всего, что для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребёнок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невротических детей именно в кризисе трёх лет мы нередко видим появление невропатических реакций, например, энурез, ночные страхи, неспокойный сон, иногда резкое затруднение речи, заикание, гипобулические припадки (ребёнок трясётся, бросается на пол, стучит руками, ногами). Кризис, в сущности, протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка.
Вывод: от того, как взрослые будут вести себя с ребёнком во время кризиса, зависит, сохранит ли малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой. Если изменения в личности и сознании трёхлетнего малыша встречают понимание и поддержку взрослых, то вся негативная симптоматика его поведения, легко преодолевается и не омрачает взаимоотношений взрослых со своим малышом, если нет – кризис принимает вид тяжёло и остро текущего процесса.
Список литературы:
1.Выготский.Л.С. «Психология развития ребёнка». Москва Эксмо-пресс 2006
2. Мухина В.С. «Детская психология» Москва Эксмо-пресс 2000г.
3.Урунтаева Г.А. «Психология дошкольного развития» Академия 2011г.
4.Выготский Л.С. «Психология» Москва Апрель-пресс 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.
Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...
Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.
Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...
Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"
Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет или кризис «Я сам!»»
Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днём он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей....
Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»
Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...
консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...
"Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции"
Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более вы...