"Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции"
консультация по психологии

Юсупова Ляйсан Разифовна

Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития. Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, когда перед человеком встает проблема, которую он не может быстро и привычным способом разрешить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района                                   Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, РБ, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Выступление на секционном  августовском заседании МО педагогов-психологов «Профилактика кризисных ситуаций и обеспечение психологической   безопасности в образовательной среде» на тему: «Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции»

Подготовил: педагог-психолог МАДОУ                                                                             ДС № 6 «Василек» г. Янаул, Л.Р.Юсупова

22.08.2024г, Янаул

СЛАЙД1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом учебного года! Желаю всем успехов и душевного равновесия!

СЛАЙД2. Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития.

Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, когда перед человеком встает проблема, которую он не может быстро и привычным способом разрешить.

СЛАЙД3.   Виды кризиса, которые встречаются у людей чаще всего, след:

  • Возрастной кризис – возникает в процессе созревания личности и ее перехода от одного возрастного этапа к другому и связан с соответствующими психологическими изменениями;

  • кризис утраты – картина переживания острого горя, которая возникает при потере близкого человека и воспринимается как частичная утрата самого себя;

  • экзистенциальный кризис – как последствие потери смысла жизни, важнейших ценностей, задач и целей; выход из такого состояния предполагает пересмотреть систему психологических убеждений и стабилизировать представление о своей личности и окружающем мире;

  • невротический кризис – может развиться вне зависимости от внешних событий, но при этом создать иллюзорное субъективное ощущение безысходности ситуации и мировосприятия;

  • травматический кризис – как ответная реакция на травмирующее событие, сила переживаний при этом будет зависеть от индивидуальной оценки и значимости произошедшего для конкретной личности.

СЛАЙД 4. Симптомы кризиса

В период кризиса происходят изменения в эмоциональной сфере человека. В этот период можно выделить три основных доминирующих эмоциональных состояния: депрессиюдеструктивные чувства и одиночество.

  • Депрессивная реакция чаще всего проявляется через чувства, такие как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность и безразличие.
  • К деструктивным чувствам можно отнести раздражительность, злость, обиду, агрессию, ненависть, досаду, упрямство, придирчивость, мнительность и зависть.
  • Ощущение одиночества проявляется в чувствах ненужности, непонимания, тупика, безнадежности и пустоты в окружении.

СЛАЙД 5:      Кризисное психическое состояние можно определить по следующим признакам (поведению человека):

  1. Физиологические:

-Частые проблемы со сном, потеря аппетита, апатия.

- Появление зависимостей. Например, злоупотребление алкогольными напитками.

2. Когнитивные: 

-Снижение умственной работоспособности.

-Ухудшение памяти.

-Трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи.

-Ухудшение концентрации внимания.

-Нарушается восприятие времени.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании новых в окружении людей и их имен, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

3. Эмоциональные: 

-Угнетенное или подавленное настроение и социальная дезадаптация (невозможность адекватно взаимодействовать с окружающими. Эмоциональная отстраненность от мира. Состояние одиночества. Отчуждение).

- Пессимистическое отношение к будущему, потеря смысла жизни.

-Ощущение безысходности, безнадежности, отчаяния.

- Потеря чувства безопасности.

- Постоянная и беспричинная тревожность, плач.

- Постоянный дискомфорт от всего происходящего вокруг.

-Жалость к себе. Постоянное обращение к прошлому и воспоминаниям о том времени, когда было хорошо и замечательно.

-Появление комплекса неполноценности («меня не ценят»). Постоянное сравнение себя с друзьями и знакомыми, которые добились успеха.

-Чувство вины за некое поведение/поступок доходящее до угрызения совести, самобичевания.

-Аутоагрессивное настроение (наличие деструктивных копингстратегий, желание прекратить переживания и страдания, размышления о суициде).

 4. Поведенческие:

-Нежелание самореализовываться (резкое снижение желания проявлять себя в социуме и творчески самовыражаться. Утрата интереса к любым занятиям. Потеря удовлетворенности от того, что радовало ранее. Скука, апатия).

- Резкие изменения во внешности и поведении.

-Регулярное возбужденное или агрессивное состояние.

-Необычный шопинг (дорогие спонтанные приобретения и «статусные» покупки).

-Желание все бросить и уехать на край света.

Психологические исследования кризисных состояний показывают, что большинство таких кризисов характерны для психически и физически здоровых людей. Тем не менее, каждый может проявить свою индивидуальную реакцию на кризис.                  

СЛАЙД 6:                        Как мы реагируем

По мнению А. Г. Абрумовой, исследователя психологических кризисов, существует шесть типов ситуационных реакций на стресс.

1)Реакция на эмоциональный дисбаланс, характеризующаяся преобладанием отрицательных эмоций. Уровень общего настроения снижается, и человек чувствует дискомфорт в разной степени. Его тревожность возрастает, область общения сокращается, и разговоры становятся более поверхностными и официальными. Эта реакция напоминает раннюю стадию эмоционального выгорания и может продолжаться до двух месяцев. В этот момент человек наиболее открыт для психологической помощи, и она может оказаться наиболее эффективной.

2)Ситуационная пессимистическая реакция, мир и все происходящее воспринимается пессимистично, все события становятся мрачными и бесперспективными. Эмоциональное напряжение ощущается как бесполезные удары судьбы, которым нельзя противостоять. События представляются неуправляемыми. Эта реакция приводит к понижению активности человека и отсутствию попыток внести изменения в свою жизнь. При этом оценка своих способностей может быть завышена. Этот тип реакции обычно длится около 3 месяцев. Психологическая помощь при такой реакции сложна и затруднена.

3)Реакция отрицательного баланса представляет собой реакцию, в которой акцент делается на разумном анализе жизни, переосмыслении пройденного пути и реалистичной оценке будущих перспектив. Люди с серьезными заболеваниями, такими как рак или лейкоз, которые осознают неизбежность ухудшения состояния и плохого исхода, а также одинокие пожилые люди, критически взглядывающие на свое ухудшающееся физическое состояние, могут проявлять подобные механизмы. Эта реакция подразумевает высокий уровень критичности, четкие и реалистичные оценки. Обычно эта реакция длится примерно месяц.

СЛАЙД 7: 4) Ситуационная реакция демобилизации характеризуется резким изменением образа общения (отказ от старых контактов или их значительное ограничение), это вызывает устойчивое чувство одиночества, беспомощности и безнадежности. Также наблюдается частичное снижение активности. Практически человек избегает любой деятельности, кроме самых неотложных и жизненно важных обязанностей. Этот тип реакции в среднем продолжается около месяца. Если человеку предоставляют возможность отдохнуть и избавиться от тяжелых забот и обязанностей, это может помочь разрешить эту ситуацию.

5)Ситуационная реакция оппозиции выражается во внешне направленном отрицании и агрессии. В этом случае человек начинает агрессивно критиковать окружающих и их действия, занимая обвинительную позицию. Обычно эта реакция постепенно уменьшается сама по себе. Однако в случае её глубокой и интенсивной проявленности могут потребоваться защитные меры, иначе адаптация человека может серьезно нарушиться.

6)Реакция дезорганизации характеризуется ярко выраженными физиологическими изменениями, включая гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, а также нарушения сна. Обычно этот тип реакции продолжается не более двух недель. Реакция дезорганизации не выполняет защитную функцию, в отличие от предыдущих типов, которые, в определенном смысле, способствуют экономии психической энергии и ограничивают реальную деятельность человека без серьезных нарушений в системе его адаптации.

СЛАЙД 8: Что влияет на нашу реакцию

Существует ряд факторов, которые влияют на формирование конкретных ситуационных реакций:

  • Уровень активности или пассивности человека: в зависимости от этого фактора реакция на кризис может быть, как более долгой, так и менее долгой. Активные и энергичные люди активируют свои механизмы защиты, что способствует более быстрой адаптации и уменьшению интенсивности отрицательных эмоций.
  • Степень интеллектуального контроля и коммуникативные навыки. Люди с более развитыми навыками управления собой и умением общаться могут более эффективно справляться с кризисными ситуациями.

СЛАЙД 9: Таким образом мы выяснили, что в жизни каждого человека бывают кризисы. Это просто часть жизни. Люди переживают кризисы по-разному. Кризисы, конечно, могут оставлять на сердце шрамы, но их можно преодолеть и жить с их последствиями. Как писал известный психолог Эрик Эриксон: «Только преодолевая кризисы мы можем перейти на новый жизненный уровень».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Последствия переживания кризиса трёх лет"

В этой статье освещены вопросы актуальности кризиса раннего возраста и его последствия. Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей малышей....

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Кризис трех лет. Причины. Симптомы. Рекомендации.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».Дава...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....

Консультация для родителей: "Кризис 3х лет. Его симптомы и особенности"

Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малышей. Выделяют сл...

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.

Синькова Екатерина Михайловна воспитательГБДОУ детский сад №65 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.Кризис 7 лет у реб...

"Кризис 5-6 лет" симптомы, причины и что делать родителям.

        Кризис любого возраста – период, который характеризуется переходом человека на новый уровень взаимоотношений с внешним миром. Причем не только кризис среднего ...