"Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции"
консультация по психологии
Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития. Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, когда перед человеком встает проблема, которую он не может быстро и привычным способом разрешить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plenarnoe_i_sektsionnoe_avgustovskoe_zasedanie_mo_pedagogov.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, РБ, г. Янаул, ул. Якутова, 6
Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru
Выступление на секционном августовском заседании МО педагогов-психологов «Профилактика кризисных ситуаций и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде» на тему: «Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции»
Подготовил: педагог-психолог МАДОУ ДС № 6 «Василек» г. Янаул, Л.Р.Юсупова
22.08.2024г, Янаул
СЛАЙД1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом учебного года! Желаю всем успехов и душевного равновесия!
СЛАЙД2. Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития.
Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, когда перед человеком встает проблема, которую он не может быстро и привычным способом разрешить.
СЛАЙД3. Виды кризиса, которые встречаются у людей чаще всего, след:
- Возрастной кризис – возникает в процессе созревания личности и ее перехода от одного возрастного этапа к другому и связан с соответствующими психологическими изменениями;
- кризис утраты – картина переживания острого горя, которая возникает при потере близкого человека и воспринимается как частичная утрата самого себя;
- экзистенциальный кризис – как последствие потери смысла жизни, важнейших ценностей, задач и целей; выход из такого состояния предполагает пересмотреть систему психологических убеждений и стабилизировать представление о своей личности и окружающем мире;
- невротический кризис – может развиться вне зависимости от внешних событий, но при этом создать иллюзорное субъективное ощущение безысходности ситуации и мировосприятия;
- травматический кризис – как ответная реакция на травмирующее событие, сила переживаний при этом будет зависеть от индивидуальной оценки и значимости произошедшего для конкретной личности.
СЛАЙД 4. Симптомы кризиса
В период кризиса происходят изменения в эмоциональной сфере человека. В этот период можно выделить три основных доминирующих эмоциональных состояния: депрессию, деструктивные чувства и одиночество.
- Депрессивная реакция чаще всего проявляется через чувства, такие как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность и безразличие.
- К деструктивным чувствам можно отнести раздражительность, злость, обиду, агрессию, ненависть, досаду, упрямство, придирчивость, мнительность и зависть.
- Ощущение одиночества проявляется в чувствах ненужности, непонимания, тупика, безнадежности и пустоты в окружении.
СЛАЙД 5: Кризисное психическое состояние можно определить по следующим признакам (поведению человека):
- Физиологические:
-Частые проблемы со сном, потеря аппетита, апатия.
- Появление зависимостей. Например, злоупотребление алкогольными напитками.
2. Когнитивные:
-Снижение умственной работоспособности.
-Ухудшение памяти.
-Трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи.
-Ухудшение концентрации внимания.
-Нарушается восприятие времени.
О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании новых в окружении людей и их имен, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.
3. Эмоциональные:
-Угнетенное или подавленное настроение и социальная дезадаптация (невозможность адекватно взаимодействовать с окружающими. Эмоциональная отстраненность от мира. Состояние одиночества. Отчуждение).
- Пессимистическое отношение к будущему, потеря смысла жизни.
-Ощущение безысходности, безнадежности, отчаяния.
- Потеря чувства безопасности.
- Постоянная и беспричинная тревожность, плач.
- Постоянный дискомфорт от всего происходящего вокруг.
-Жалость к себе. Постоянное обращение к прошлому и воспоминаниям о том времени, когда было хорошо и замечательно.
-Появление комплекса неполноценности («меня не ценят»). Постоянное сравнение себя с друзьями и знакомыми, которые добились успеха.
-Чувство вины за некое поведение/поступок доходящее до угрызения совести, самобичевания.
-Аутоагрессивное настроение (наличие деструктивных копингстратегий, желание прекратить переживания и страдания, размышления о суициде).
4. Поведенческие:
-Нежелание самореализовываться (резкое снижение желания проявлять себя в социуме и творчески самовыражаться. Утрата интереса к любым занятиям. Потеря удовлетворенности от того, что радовало ранее. Скука, апатия).
- Резкие изменения во внешности и поведении.
-Регулярное возбужденное или агрессивное состояние.
-Необычный шопинг (дорогие спонтанные приобретения и «статусные» покупки).
-Желание все бросить и уехать на край света.
Психологические исследования кризисных состояний показывают, что большинство таких кризисов характерны для психически и физически здоровых людей. Тем не менее, каждый может проявить свою индивидуальную реакцию на кризис.
СЛАЙД 6: Как мы реагируем
По мнению А. Г. Абрумовой, исследователя психологических кризисов, существует шесть типов ситуационных реакций на стресс.
1)Реакция на эмоциональный дисбаланс, характеризующаяся преобладанием отрицательных эмоций. Уровень общего настроения снижается, и человек чувствует дискомфорт в разной степени. Его тревожность возрастает, область общения сокращается, и разговоры становятся более поверхностными и официальными. Эта реакция напоминает раннюю стадию эмоционального выгорания и может продолжаться до двух месяцев. В этот момент человек наиболее открыт для психологической помощи, и она может оказаться наиболее эффективной.
2)Ситуационная пессимистическая реакция, мир и все происходящее воспринимается пессимистично, все события становятся мрачными и бесперспективными. Эмоциональное напряжение ощущается как бесполезные удары судьбы, которым нельзя противостоять. События представляются неуправляемыми. Эта реакция приводит к понижению активности человека и отсутствию попыток внести изменения в свою жизнь. При этом оценка своих способностей может быть завышена. Этот тип реакции обычно длится около 3 месяцев. Психологическая помощь при такой реакции сложна и затруднена.
3)Реакция отрицательного баланса представляет собой реакцию, в которой акцент делается на разумном анализе жизни, переосмыслении пройденного пути и реалистичной оценке будущих перспектив. Люди с серьезными заболеваниями, такими как рак или лейкоз, которые осознают неизбежность ухудшения состояния и плохого исхода, а также одинокие пожилые люди, критически взглядывающие на свое ухудшающееся физическое состояние, могут проявлять подобные механизмы. Эта реакция подразумевает высокий уровень критичности, четкие и реалистичные оценки. Обычно эта реакция длится примерно месяц.
СЛАЙД 7: 4) Ситуационная реакция демобилизации характеризуется резким изменением образа общения (отказ от старых контактов или их значительное ограничение), это вызывает устойчивое чувство одиночества, беспомощности и безнадежности. Также наблюдается частичное снижение активности. Практически человек избегает любой деятельности, кроме самых неотложных и жизненно важных обязанностей. Этот тип реакции в среднем продолжается около месяца. Если человеку предоставляют возможность отдохнуть и избавиться от тяжелых забот и обязанностей, это может помочь разрешить эту ситуацию.
5)Ситуационная реакция оппозиции выражается во внешне направленном отрицании и агрессии. В этом случае человек начинает агрессивно критиковать окружающих и их действия, занимая обвинительную позицию. Обычно эта реакция постепенно уменьшается сама по себе. Однако в случае её глубокой и интенсивной проявленности могут потребоваться защитные меры, иначе адаптация человека может серьезно нарушиться.
6)Реакция дезорганизации характеризуется ярко выраженными физиологическими изменениями, включая гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, а также нарушения сна. Обычно этот тип реакции продолжается не более двух недель. Реакция дезорганизации не выполняет защитную функцию, в отличие от предыдущих типов, которые, в определенном смысле, способствуют экономии психической энергии и ограничивают реальную деятельность человека без серьезных нарушений в системе его адаптации.
СЛАЙД 8: Что влияет на нашу реакцию
Существует ряд факторов, которые влияют на формирование конкретных ситуационных реакций:
- Уровень активности или пассивности человека: в зависимости от этого фактора реакция на кризис может быть, как более долгой, так и менее долгой. Активные и энергичные люди активируют свои механизмы защиты, что способствует более быстрой адаптации и уменьшению интенсивности отрицательных эмоций.
- Степень интеллектуального контроля и коммуникативные навыки. Люди с более развитыми навыками управления собой и умением общаться могут более эффективно справляться с кризисными ситуациями.
СЛАЙД 9: Таким образом мы выяснили, что в жизни каждого человека бывают кризисы. Это просто часть жизни. Люди переживают кризисы по-разному. Кризисы, конечно, могут оставлять на сердце шрамы, но их можно преодолеть и жить с их последствиями. Как писал известный психолог Эрик Эриксон: «Только преодолевая кризисы мы можем перейти на новый жизненный уровень».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Последствия переживания кризиса трёх лет"
В этой статье освещены вопросы актуальности кризиса раннего возраста и его последствия. Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей малышей....
От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...
Кризис трех лет. Причины. Симптомы. Рекомендации.
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».Дава...
Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....
Консультация для родителей: "Кризис 3х лет. Его симптомы и особенности"
Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малышей. Выделяют сл...
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.
Синькова Екатерина Михайловна воспитательГБДОУ детский сад №65 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.Кризис 7 лет у реб...
"Кризис 5-6 лет" симптомы, причины и что делать родителям.
Кризис любого возраста – период, который характеризуется переходом человека на новый уровень взаимоотношений с внешним миром. Причем не только кризис среднего ...
- Мне нравится (6)