"Проблемы общения детей "
статья на тему

Сульдина Светлана Ивановна

Общение детей дошкольного возраста  со сверстниками  их потребности и мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_rebenka.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы общения детей

Современная психология рассматривает общение , как необходимое условие  психического развития ребенка, усвоения им достижений накопленных в процессе исторического развития человечества, как решающую предпосылку возникновения сознания и как внутренний механизм жизни коллектива.

Потребность в общении с окружающими людьми, через которых ребенок овладевает социальным опытом, рано становится его основной социальной потребностью.

 На природу потребности в общении существуют различные взгляды:

Л.С.Выготский и А.Леонтьев  выдвигали положение о том, что ребенок максимально социальное существо и стремится к общению со взрослыми т.к. ему необходима помощь взрослого, в первую очередб для удовлетворения его биологических потребностей.

Л.И.Божович (1968) и М.Ю.Кистяковская(1965) придавали большое значение в установлении контакта между взрослым и ребенком тому обстоятельству, что взрослый, удовлетворяя позновательную потребность ребенка, сам является хорошим познавательным обьектом и обеспечивает ребенка новыми впечатлениями.

 Большинство генетических исследований посвящены изучению общения со взрослыми. Проблема общения маленьких детей со сверстниками  изучена хуже, хотя значение ее не менее важно как в практическом, так и в теоретическом плане.

Интерес к сверстникам возникает у детей позже, чем к взрослому. Пробуждаясь  в конце первого года жизни, стремление к общению с другими детьми становится особенно настоятельным в дошкольном детстве.

Как указывал Е.А.Аркин (1948), потребность в общении со сверстниками в детском коллективе в дошкольном возрасте начинает проявляться особенно остро.Эта потребность наиболее ярко выражена  в среднем дошкольном возрасте, на что неоднократно обращали внимание исследователи дошкольного детства- В.Штерн (1915), Е.А.Аркин (1948)

В психологии ряд исследований посвящен общению детей  дошкольного возраста между собой (Х.К.Дейви, П.Дж. Грейн и др.)

Проблема общения  в возрастном плане существенно продвинута многочисленными исследованиями, проведенными  М.И.Лисиной и под ее руководством. В этих работах фундаментально рассмотренна структура общения как особого вида деятельности с присущими ей предметом, операциональной и мотивационной сферами, функциями и конечным продуктом.

Смирнова Р.А. (1981) пыталась установить мотивы, обуславливающие избирательность  общения одного ребенка с другим. Вэкспериментах автор выявляла отношение дошкольника к разным партнерам в зависимости от их программы действия. Выяснилось, что наибольшее расположение вызывали у детей партнеры, проявляющие доброжелательное внимание,  на втором месте те партнеры, с которыми были организованы совместные игры, на третьем - партнеры, удовлетворяющие познавательный интерес ребенка.

В исследовании А.Г.Рузской и А.Э. Рейнстейн, где сравнивается речевое общение детей со сверстниками и со взрослыми, показано, что речь детей в первом случае более эмоциональна, обладает большей воздейственностью и лексически более разнообразна, чем во втором.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что свертник способствует актуализации речевых потенций дошкольника.

При наблюдении за свободным общением дошкольников в детском саду возникла необходимость выделить ряд параметров а именно:

-  интенсивность общения;

-  экстенсивность(широта круга общения);

-  избирательнось;

-  выраженность потребности в общении (соотношение игр одиночных и совместных

Наряду с этим  являются важными для изучения и такие показатели общения как:

-   средняя длительность контактирования в самодеятельном  игровом объединении;

-  инициативность в установленити контактов;

-  социальная воздейственность  обращений;

-  способы общения и его мотивы.

Указанные параметры  можно расклассифицировать по пяти характкеристикам общения:

  1. Содержательная.
  2. Мотивационно- потребностная
  3. Эмоционально- волевая.
  4. Операциональная
  5. Динамическая.

Первая характеристика общения определяется во многом содержанием деятельности, которую  оно обслуживает, степенью ориентировки ребенка на партнера, личной содержательностью общающихся.

Вторая характеристика обуславливается своеобразием мотивов в установлении контактов со сверстниками, в первую очередь мотивов избирательного общения.

Третья характеристика  проявляется в особенностях инициативности и активности ребенка  при установлении контактов с другими детьми, в особенностях его социальной воздейственности на партнеров , в поддержании инициативности других, а также в умении создать эмоциональный  настрой партнеров по общению.

Четвертая характеристика зависит от владения ребенком средствами и способами общения,  что определяется степенью адресованности обращений, их аргументированностью, степенью доброжелательности, и соотношением  положительных и отрицательных оценок.

Пятая характеристика относится  к таким параметрам, как интенсивность общения, как интенсивность общения, широта круга общения, длительность контактирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

Консультация для воспитателей "Проблема речи - проблема общения".

Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, со...

Проблемы общения детей с РАС

Проблемы общения детей с РАСВсе родители мечтают, чтобы их дети были счастливы, здоровы, умели общаться с окружающими людьми. Общение — одна из важнейших человеческих потребностей, которая помог...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Проблемы общения детей со сверстниками».

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка с дедушкой, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ваше...

проблемы общения детей со сверстниками

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми. Группа детского сада — это практическ...

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.

Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....