"Проблемы общения детей "
статья на тему
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками их потребности и мотивации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_rebenka.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная психология рассматривает общение , как необходимое условие психического развития ребенка, усвоения им достижений накопленных в процессе исторического развития человечества, как решающую предпосылку возникновения сознания и как внутренний механизм жизни коллектива.
Потребность в общении с окружающими людьми, через которых ребенок овладевает социальным опытом, рано становится его основной социальной потребностью.
На природу потребности в общении существуют различные взгляды:
Л.С.Выготский и А.Леонтьев выдвигали положение о том, что ребенок максимально социальное существо и стремится к общению со взрослыми т.к. ему необходима помощь взрослого, в первую очередб для удовлетворения его биологических потребностей.
Л.И.Божович (1968) и М.Ю.Кистяковская(1965) придавали большое значение в установлении контакта между взрослым и ребенком тому обстоятельству, что взрослый, удовлетворяя позновательную потребность ребенка, сам является хорошим познавательным обьектом и обеспечивает ребенка новыми впечатлениями.
Большинство генетических исследований посвящены изучению общения со взрослыми. Проблема общения маленьких детей со сверстниками изучена хуже, хотя значение ее не менее важно как в практическом, так и в теоретическом плане.
Интерес к сверстникам возникает у детей позже, чем к взрослому. Пробуждаясь в конце первого года жизни, стремление к общению с другими детьми становится особенно настоятельным в дошкольном детстве.
Как указывал Е.А.Аркин (1948), потребность в общении со сверстниками в детском коллективе в дошкольном возрасте начинает проявляться особенно остро.Эта потребность наиболее ярко выражена в среднем дошкольном возрасте, на что неоднократно обращали внимание исследователи дошкольного детства- В.Штерн (1915), Е.А.Аркин (1948)
В психологии ряд исследований посвящен общению детей дошкольного возраста между собой (Х.К.Дейви, П.Дж. Грейн и др.)
Проблема общения в возрастном плане существенно продвинута многочисленными исследованиями, проведенными М.И.Лисиной и под ее руководством. В этих работах фундаментально рассмотренна структура общения как особого вида деятельности с присущими ей предметом, операциональной и мотивационной сферами, функциями и конечным продуктом.
Смирнова Р.А. (1981) пыталась установить мотивы, обуславливающие избирательность общения одного ребенка с другим. Вэкспериментах автор выявляла отношение дошкольника к разным партнерам в зависимости от их программы действия. Выяснилось, что наибольшее расположение вызывали у детей партнеры, проявляющие доброжелательное внимание, на втором месте те партнеры, с которыми были организованы совместные игры, на третьем - партнеры, удовлетворяющие познавательный интерес ребенка.
В исследовании А.Г.Рузской и А.Э. Рейнстейн, где сравнивается речевое общение детей со сверстниками и со взрослыми, показано, что речь детей в первом случае более эмоциональна, обладает большей воздейственностью и лексически более разнообразна, чем во втором.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что свертник способствует актуализации речевых потенций дошкольника.
При наблюдении за свободным общением дошкольников в детском саду возникла необходимость выделить ряд параметров а именно:
- интенсивность общения;
- экстенсивность(широта круга общения);
- избирательнось;
- выраженность потребности в общении (соотношение игр одиночных и совместных
Наряду с этим являются важными для изучения и такие показатели общения как:
- средняя длительность контактирования в самодеятельном игровом объединении;
- инициативность в установленити контактов;
- социальная воздейственность обращений;
- способы общения и его мотивы.
Указанные параметры можно расклассифицировать по пяти характкеристикам общения:
- Содержательная.
- Мотивационно- потребностная
- Эмоционально- волевая.
- Операциональная
- Динамическая.
Первая характеристика общения определяется во многом содержанием деятельности, которую оно обслуживает, степенью ориентировки ребенка на партнера, личной содержательностью общающихся.
Вторая характеристика обуславливается своеобразием мотивов в установлении контактов со сверстниками, в первую очередь мотивов избирательного общения.
Третья характеристика проявляется в особенностях инициативности и активности ребенка при установлении контактов с другими детьми, в особенностях его социальной воздейственности на партнеров , в поддержании инициативности других, а также в умении создать эмоциональный настрой партнеров по общению.
Четвертая характеристика зависит от владения ребенком средствами и способами общения, что определяется степенью адресованности обращений, их аргументированностью, степенью доброжелательности, и соотношением положительных и отрицательных оценок.
Пятая характеристика относится к таким параметрам, как интенсивность общения, как интенсивность общения, широта круга общения, длительность контактирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...
Консультация для воспитателей "Проблема речи - проблема общения".
Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, со...
Проблемы общения детей с РАС
Проблемы общения детей с РАСВсе родители мечтают, чтобы их дети были счастливы, здоровы, умели общаться с окружающими людьми. Общение — одна из важнейших человеческих потребностей, которая помог...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Проблемы общения детей со сверстниками».
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка с дедушкой, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ваше...
проблемы общения детей со сверстниками
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми. Группа детского сада — это практическ...
Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.
Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....