Консультация для воспитателей "Проблема речи - проблема общения".
консультация по коррекционной педагогике по теме
Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:
- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;
- правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоции;
- формирование потребности в общении.
Сложное строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений.
Проявления речевых нарушений.
- нарушение звукопроизношения ( неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки);
- нарушение слоговой структуры слов;
- бедный словарный запас, непонимание значения слов;
- неправильное грамматическое оформление высказывания;
- нарушение связного высказывания;
- мелодико-интонационные недостатки ( отклонения в голосопередаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств в устной речи );
- темпо-ритмическая недостаточность ( ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи );
- бедность выразительных средств в устной речи;
- сложности в межличностном общении.
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, им необходима помощь специалиста логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями ( заиканием). Заикание бывает разным:
1. По подражанию – впечатлительный, внушаемый ребёнок подражает кому – либо из взрослых ( эта реакция может закрепиться). Рекомендуется, чтобы в окружении ребёнка не было заикающихся людей.
2. Ребёнок начинает говорить быстро, торопится, ухудшается произношение звуков и из-за перегрузки речевого аппарата возникает заикание.
3. Внутренняя психическая травма. Испуг.
Заикающийся ребёнок всё больше и больше начинает играть один, не хочет идти на прогулку, в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его.
Рекомендации.
Как вести себя с заикающимся ребёнком:
1. Не обращать особое внимание ребёнка на речевой дефект.
2. Не в коем случае не связывайте неудачи ребёнка с его речевым дефектом.
3. объективно подчёркивайте достоинства ребёнка.
4. Поощряйте его общение с другими детьми.
5. Не напоминайте ребёнку о психических травмах, неприятных переживаниях.
6. Обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи.
О роли воспитателя в формировании
речевых навыков дошкольников.
Развитие речи. Включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложения и т. д.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (с нарушениями письма и чтения).
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать вместе с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома. Чтобы закрепить навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедическом занятии. Воспитателю нужно помнить, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Его речь должна быть внятной, неторопливой.
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
Общение – основное условие развития ребёнка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важных факторов его психического развития.
Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Воспитателю необходимо в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти.
На занятиях и вне их следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки ( в произношении звуков) «слышать» их успехи, тактично отмечать их.
При подготовки утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Так как, начиная осознавать свои недостатки, дети могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают отмалчиваться.
Итог. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и познавательное развитие , приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.
Анкета для родителей на тему: «Общение».
Для целостного представления о личности и проблемах вашего ребёнка заполните анкету.
1. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребёнка?
2. Легко ли он контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется, если к вам приходят гости?
3. Использует ли он речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?
4. Стесняется ли ребёнок своего речевого нарушения?
5. Чем больше всего любит заниматься ребёнок?
6. В какие совместные игры вы играете с ребёнком? Играет ли он сам?
7. Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?
8. Как он решает возникающие трудности? ( плачет; обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам; спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_rechi_-_problema_obshcheniya.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема речи – проблема общения
Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:
- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;
- правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоции;
- формирование потребности в общении.
Сложное строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений.
Проявления речевых нарушений.
- нарушение звукопроизношения ( неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки);
- нарушение слоговой структуры слов;
- бедный словарный запас, непонимание значения слов;
- неправильное грамматическое оформление высказывания;
- нарушение связного высказывания;
- мелодико-интонационные недостатки ( отклонения в голосопередаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств в устной речи );
- темпо-ритмическая недостаточность ( ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи );
- бедность выразительных средств в устной речи;
- сложности в межличностном общении.
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, им необходима помощь специалиста логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями ( заиканием). Заикание бывает разным:
1. По подражанию – впечатлительный, внушаемый ребёнок подражает кому – либо из взрослых ( эта реакция может закрепиться). Рекомендуется, чтобы в окружении ребёнка не было заикающихся людей.
2. Ребёнок начинает говорить быстро, торопится, ухудшается произношение звуков и из-за перегрузки речевого аппарата возникает заикание.
3. Внутренняя психическая травма. Испуг.
Заикающийся ребёнок всё больше и больше начинает играть один, не хочет
идти на прогулку, в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его.
Рекомендации.
Как вести себя с заикающимся ребёнком:
1. Не обращать особое внимание ребёнка на речевой дефект.
2. Не в коем случае не связывайте неудачи ребёнка с его речевым дефектом.
3. объективно подчёркивайте достоинства ребёнка.
4. Поощряйте его общение с другими детьми.
5. Не напоминайте ребёнку о психических травмах, неприятных переживаниях.
6. Обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи.
О роли воспитателя в формировании
речевых навыков дошкольников.
Развитие речи. Включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложения и т. д.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (с нарушениями письма и чтения).
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать вместе с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома. Чтобы закрепить навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедическом занятии. Воспитателю нужно помнить, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Его речь должна быть внятной, неторопливой.
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
Общение – основное условие развития ребёнка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важных факторов его психического развития.
Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Воспитателю необходимо в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти.
На занятиях и вне их следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки ( в произношении звуков) «слышать» их успехи, тактично отмечать их.
При подготовки утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Так как, начиная осознавать свои недостатки, дети могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают отмалчиваться.
Итог. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и познавательное развитие , приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.
Анкета для родителей на тему: «Общение».
Для целостного представления о личности и проблемах вашего ребёнка заполните анкету.
1. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребёнка?
2. Легко ли он контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется, если к вам приходят гости?
3. Использует ли он речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?
4. Стесняется ли ребёнок своего речевого нарушения?
5. Чем больше всего любит заниматься ребёнок?
6. В какие совместные игры вы играете с ребёнком? Играет ли он сам?
7. Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?
8. Как он решает возникающие трудности? ( плачет; обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам; спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ребенок – родитель: проблемы общения"
Статья содержит решение проблемы общения родителей и детей дошкольного возраста с особенностями....
Консультация для родителей: "Речь и проблемы общения"
«Речь и проблемы общения» Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей– это овладение речью. Ребёнок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с ...
Консультация для родителей "Родитель и ребёнок. Проблемы общения "
Консультация для родителей старшей, подготовительной группы...
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой пробл...
Консультация для педагогов " Речь-средство общения".
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще вклю...
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ...
Консультация для родителей по проблемам общения с ребенком дошкольного возраста
Консультация для родителей по проблемам общения с ребенком дошкольного возраста....