Консультация для воспитателей "Проблема речи - проблема общения".
консультация по коррекционной педагогике по теме

Захарченко Татьяна Евгеньевна

  Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

  Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

  Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:

  - определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

  - правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

  - развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоции;

  - формирование потребности в общении.

  Сложное строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений.

                   Проявления речевых нарушений.

  - нарушение звукопроизношения ( неправильное артикулирование  звуков, их пропуски, перестановки);

  - нарушение слоговой структуры слов;

  - бедный словарный запас, непонимание значения слов;

  - неправильное грамматическое оформление высказывания;

  - нарушение связного высказывания;

  - мелодико-интонационные недостатки ( отклонения в голосопередаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств в устной речи );

  - темпо-ритмическая недостаточность ( ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи );

  - бедность выразительных средств в устной речи;

  - сложности в межличностном общении.

  Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, им необходима помощь специалиста логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями ( заиканием). Заикание бывает разным:

1.  По подражанию – впечатлительный, внушаемый ребёнок подражает кому – либо из взрослых ( эта реакция может закрепиться). Рекомендуется, чтобы в окружении ребёнка не было заикающихся людей.

2.  Ребёнок начинает говорить быстро, торопится, ухудшается произношение звуков и из-за перегрузки речевого аппарата возникает заикание.

3.  Внутренняя психическая травма. Испуг.

  Заикающийся ребёнок всё больше и больше начинает играть один, не хочет идти на прогулку, в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его.

                                   Рекомендации.

              Как вести себя с заикающимся ребёнком:

1.     Не обращать особое внимание ребёнка на речевой дефект.

2.     Не в коем случае не связывайте неудачи ребёнка с его речевым дефектом.

3.     объективно подчёркивайте достоинства ребёнка.

4.     Поощряйте его общение с другими детьми.

5.     Не напоминайте ребёнку о психических травмах, неприятных переживаниях.

6.     Обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи.

                     О роли воспитателя в формировании

                         речевых навыков дошкольников. 

  Развитие речи. Включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложения и т. д.

  Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (с нарушениями письма и чтения).

  Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.

  Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать вместе с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома. Чтобы закрепить навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедическом занятии. Воспитателю нужно помнить, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Его речь должна быть внятной, неторопливой.

  Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

  Общение – основное условие развития ребёнка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

  Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

  С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важных факторов его психического развития.

  Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

  Воспитателю необходимо в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти.

  На занятиях и вне их следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки ( в произношении звуков) «слышать» их успехи, тактично отмечать их.

  При подготовки утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Так как, начиная осознавать свои недостатки, дети могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают отмалчиваться.

  Итог. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и познавательное развитие , приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.

       Анкета для родителей на тему: «Общение».

  Для целостного представления о личности и проблемах вашего ребёнка заполните анкету.

1.  Кто в вашей семье занимается воспитанием ребёнка?

2.  Легко ли он контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется, если к вам приходят гости?

3.  Использует ли он речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?

4.  Стесняется ли ребёнок своего речевого нарушения?

5.  Чем больше всего любит заниматься ребёнок?

6.  В какие совместные игры вы играете с ребёнком? Играет ли он сам?

7.  Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?

8.  Как он решает возникающие трудности? ( плачет; обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам; спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами).

 

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_rechi_-_problema_obshcheniya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема речи – проблема общения

 Одним из инструментов общения является речь. Речь – одна из наиболее научных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

  Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

  Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:

  - определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

  - правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

  - развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоции;

  - формирование потребности в общении.

  Сложное строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений.

Проявления речевых нарушений.

  - нарушение звукопроизношения ( неправильное артикулирование  звуков, их пропуски, перестановки);

  - нарушение слоговой структуры слов;

  - бедный словарный запас, непонимание значения слов;

  - неправильное грамматическое оформление высказывания;

  - нарушение связного высказывания;

  - мелодико-интонационные недостатки ( отклонения в голосопередаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств в устной речи );

  - темпо-ритмическая недостаточность ( ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи );

  - бедность выразительных средств в устной речи;

  - сложности в межличностном общении.

  Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, им необходима помощь специалиста логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями ( заиканием). Заикание бывает разным:

1.        По подражанию – впечатлительный, внушаемый ребёнок подражает кому – либо из взрослых ( эта реакция может закрепиться). Рекомендуется, чтобы в окружении ребёнка не было заикающихся людей.

2.        Ребёнок начинает говорить быстро, торопится, ухудшается произношение звуков и из-за перегрузки речевого аппарата возникает заикание.

3.        Внутренняя психическая травма. Испуг.

   Заикающийся ребёнок всё больше и больше начинает играть один, не хочет

идти на прогулку, в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его.

Рекомендации.

Как вести себя с заикающимся ребёнком:

1.        Не обращать особое внимание ребёнка на речевой дефект.

2.        Не в коем случае не связывайте неудачи ребёнка с его речевым дефектом.

3.        объективно подчёркивайте достоинства ребёнка.

4.        Поощряйте его общение с другими детьми.

5.        Не напоминайте ребёнку о психических травмах, неприятных переживаниях.

6.        Обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи.

О роли воспитателя в формировании

речевых навыков дошкольников.

  Развитие речи. Включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложения и т. д.

  Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (с нарушениями письма и чтения).

  Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.

  Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать вместе с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома. Чтобы закрепить навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедическом занятии. Воспитателю нужно помнить, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Его речь должна быть внятной, неторопливой.

  Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

  Общение – основное условие развития ребёнка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

  Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

  С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важных факторов его психического развития.

  Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

  Воспитателю необходимо в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти.

  На занятиях и вне их следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки ( в произношении звуков) «слышать» их успехи, тактично отмечать их.

  При подготовки утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Так как, начиная осознавать свои недостатки, дети могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают отмалчиваться.

  Итог. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и познавательное развитие , приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.

       Анкета для родителей на тему: «Общение».

  Для целостного представления о личности и проблемах вашего ребёнка заполните анкету.

1.        Кто в вашей семье занимается воспитанием ребёнка?

2.        Легко ли он контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется, если к вам приходят гости?

3.        Использует ли он речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?

4.        Стесняется ли ребёнок своего речевого нарушения?

5.        Чем больше всего любит заниматься ребёнок?

6.        В какие совместные игры вы играете с ребёнком? Играет ли он сам?

7.        Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?

8.        Как он решает возникающие трудности? ( плачет; обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам; спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок – родитель: проблемы общения"

Статья содержит решение проблемы общения родителей и детей дошкольного возраста с особенностями....

Консультация для родителей: "Речь и проблемы общения"

«Речь и проблемы общения»    Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей– это овладение речью. Ребёнок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с ...

Консультация для родителей "Родитель и ребёнок. Проблемы общения "

Консультация для родителей старшей, подготовительной группы...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ

   Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой пробл...

Консультация для педагогов " Речь-средство общения".

     Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще вклю...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ...

Консультация для родителей по проблемам общения с ребенком дошкольного возраста

Консультация для родителей по проблемам общения с ребенком дошкольного возраста....