Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo._novye_podhody_v_rabote_s_semyoy_po_ukrepleniyu_zdorovya_doshkolnika.docx | 35.98 КБ |
plan_mo_rabota_s_roditelyam_18g.docx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым
«Детский сад № 5 «Вишенка»
Городское методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»
Воспитатель: Найдёнова Н. В.
г. Джанкой
2018 год
Работа с родителями «Здоровье детей в наших руках»
Цель: Формирование у родителей потребности в сохранении здоровья своих детей.
Задачи:
1. Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
2. Формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей.
3. Повысить педагогическое мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
4. Развивать чувство единства, сплоченности с детьми в играх.
5. Продолжить развивать потребность у родителей вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом.
Ход
- Добрый день, уважаемые родители! Все мы очень любим своих детей и прилагаем массу усилий к тому, чтобы они были здоровыми. Сегодня мы с вами вспомним, как же нам этого достичь.
А теперь прошу вас нарисовать воздушный шар. В центре шара нарисуйте себя. С собой мы берем девять важных ценностей. Любовь, семья, друзья, здоровье, деньги, успех, удача, работа, счастье.
Итак, мы с вами начинаем путешествие. Мы летим по голубому небу, светит яркое солнце, но вдруг шар начинает терять высоту. Мы падаем и нам необходимо выкинуть три из тех ценностей, которые у нас в корзине. Отлично. Теперь мы можем продолжить путешествие. Шар снова набирает высоту. Но через некоторое время шар опять теряет высоту и нам надо снова выкинуть балласт – еще три из взятых ценностей. Итак, что же у вас осталось. (Результат озвучивают родители, а педагог фиксирует данные на мольберте, прикрепляя магниты).
Обратите внимание, что здоровье оставили все.
- “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями)
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
- Готовясь к нашей встрече, было проведено анкетирование, с целью выяснить уровень знаний родителей о здоровьесберегающих технологиях (зачитать вопросы анкеты). Анализ анкет, которые были предложены вам накануне, показал, что часто в выходные дни не выполняется режим дня. Поздний подъем утром и позднее укладывание вечером. Не проводится утренняя зарядка, не уделяется время дневному сну. Прогулка заменяется играми дома или просмотром мультфильмов. Нарушается режим питания: частые перекусы на бегу всухомятку. Все это негативно сказывается на неокрепшем растущем организме. Ослабляет иммунитет малыша, наносит огромный вред его здоровью. После подведения итогов определена тема нашей встречи - «Здоровье наших детей в наших руках». (Презентация №1, слайд 1)
Здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Я хочу познакомить вас с небольшой притчей.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка, я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями, отправился к мудрецу и спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках, человек!»
Действительно, от самого человека зависит очень многое, и здоровье в том числе (Презентация №1, слайд 2) Учеными доказано, что на 20% здоровье зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, и 50 % - от образа жизни человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
- Об этом знали еще очень давно, ведь еще древние римляне сказали до сих пор знаменитую фразу «В здоровом теле – здоровый дух». Простые истины передавались из поколения в поколение, так рождались народные мудрости. Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Обратите внимание на слайд. (Презентация №1, слайд 3)
Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье наших детей в частности, о том, как помочь детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.
Итак, что такое «Здоровье»?
Вот что говорят об этом некоторые известные личности:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация Здравоохранения)
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (по теории В. И. Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (по теории И. Т. Фролов).
Выделяют основных 4 компонента здоровья, взаимодействие которых и является основой здоровой личности (Презентация №1, слайд 4):
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального и нравственного благополучия»
Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным.
- Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах) (Презентация №1, слайд 5)
- Ствол – это здоровье
- Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
- Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок
Вам надо выбрать положительно влияющие на ребенка факторы и те следствия, которые вы бы хотели видеть у своего ребенка.
Факторы:
1 | Здоровое питание |
2 | Соблюдение режима дня |
3 | Здоровый образ жизни (ЗОЖ) |
4 | Полноценный сон |
5 | Закаливание |
6 | Своевременные прививки |
7 | Прогулки на свежем воздухе |
8 | Двигательная активность |
1 | Переедание |
2 | Перегрузка учебного процесса |
3 | Сокращенное время сна |
4 | Отсутствие прогулки |
5 | Сотовая связь |
6 | Стрессовые воздействия |
7 | Малоподвижный образ жизни |
8 | Всеобщая компьютеризация |
Следствие – интегративные качества:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | |
Эмоционально отзывчивый, умеющий сопереживать, сочувствовать ближнему, оказывать помощь | |
Культурный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | |
Воспитанный, способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения | |
Интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту | |
Активный, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | |
Любознательный, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | |
Чистоплотный, овладевший необходимыми умениями и навыками | |
Овладевший минимумом знаний и умений в самообслуживании | |
Пассивный, не проявляющий интереса к новым знаниям | |
Эмоционально скованный | |
Не принимающий во внимание общепринятые нормы и правила поведения | |
Не способный адаптироваться в обществе сверстников и взрослых | |
Не понимает суть вопроса, отвечает общими фразами на отвлеченные темы | |
Не воспринимает себя как часть общества, коллектива | |
Неусидчивый, гиперактивный, не доводит до конца поставленную перед ним задачу |
Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка. (Презентация №1, слайд 6)
Наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.
- Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы (Презентация №1, слайд 7): вредные привычки, малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса и стрессовые воздействия, несоблюдение режима дня и гигиенических требований, психологический климат в семье, неправильное питание, а также развитие сотовой связи и всеобщая компьютеризация.
По данным исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Итак, остановимся подробнее на каждом пункте.
- Вредные привычки. (Презентация №1, слайд 8)
Привычка – это вторая натура. В каждом человеке есть полезные привычки и вредные. Каковы же причины появления вредных привычек? Для детей большую роль играет окружение, в первую очередь семья.
- Значение сна для детей. (Презентация №1, слайд 9)
Особое место в режиме дня отводится сну. Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание. Длительность сна дошкольника должна составлять 10-12часов.
- Рациональное питание. (Презентация №1, слайд 10)
Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
В нашем детском саду организовано 3-х разовое питание. Все блюда диетические.
Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку. Поэтому дома ведите беседы о необходимости использования в пищу различных супов.
- Двигательная активность. (Презентация №1, слайд 11)
Движение, как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. «Пока мы двигаемся – мы живем»
- Гигиенические требования. (Презентация №1, слайд 12)
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Установлено, что в помещении, где ребёнок находится, должна быть температура 18–22 градусов. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, препятствовать возникновению близорукости.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости. (Презентация №1, слайд 13) По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ребёнка в том числе, не активные эмоции, а пассивные: (Презентация №1, слайд 14) отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Учить ребёнка во всем находить позитивное.
- Ребёнка важно заниматься интеллектуальной деятельностью, (Презентация №1, слайд 15) учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ребёнок будет испытывать радость от процесса познания.
- Родители также должны помнить, (Презентация №1, слайд 16, 17) что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье можно воспитать поистине здоровое потомство.
Есть еще 2 новых, современных фактора, которые очень сильно влияют на здоровье детей – компьютер и мобильный телефон. Некто сказал: «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
- Влияние компьютера. (Презентация №1, слайд 18)
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?
- сидячее положение в течение длительного времени;
- электромагнитное излучение;
- перегрузка суставов кистей рук;
- повышенная нагрузка на зрение;
- стресс при потере информации.
- Влияние сотового телефона. (Презентация №1, слайд 19)
Последние несколько десятилетий бурное развитие цифровых технологий привело к сотовой эпидемии, поразившей весь земной шар! Сегодня «мобильник» есть у каждого, его не использует только ленивый.
Вы, возможно, уже много слышали, сколько проблем и вреда может принести эта маленькая вещь. Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность.
Споры о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека бушуют уже 10 лет. В последнее время в странах северной Европы появились исследования, результаты которых указывают на рост числа раковых опухолей головного мозга у тех людей, которые, по крайней мере, в течение 10 лет использовали мобильные телефоны и много по ним разговаривали. Примечательно, что опухоль возникает с той стороны головы, где пациент, как правило, держал у уха телефон. Германские исследователи из Фрайбурга обнаружили еще один изъян сотовых телефонов - во время работы они повышают артериальное давление человека.
Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности».
Как обезопасить себя и своего ребенка?
- Предельно ограничивайте себя в использовании мобильного телефона, уменьшите длительность звонка.
- Не носите мобильные телефоны и в карманах или на ремне включенными.
- Не пользуйтесь сотовым телефоном в автомобиле, лифте и других закрытых металлических пространствах.
- Крайне не рекомендуется пользоваться телефоном, когда индикатор его заряда составляет одну черту.
Если соблюдать эти рекомендации, думаю, многих проблем мы сможем избежать.
- Хорошее здоровье – это образ жизни. (Презентация №1, слайд 20) Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, который включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.
- Практикум
Во многом здоровье наших детей зависит от нас. В нашем детском саду созданы все условия для комфортного пребывания детей, свесь учебно-воспитательный процесс направлен на формирование их психического, эмоционального, физиологического здоровья. На занятиях детей знакомят с основами правильного питания, видами спорта….. Наш детский сад уже не первый год работает по теме здоровьесбережения и у нас выработана система укрепления здоровья детей. Предлагаем вашему вниманию отрывок из видеоролика обобщения опыта работы МДОУ №5 по данной теме. (видеоролик по здоровьесбережению)
- Предлагаем вам БАТЛ с вашими детьми на тему «Мудрость о здоровье» («Пословицы и поговорки») (заходят дети) У нас будет 2 команды: взрослые и дети. Надо назвать как можно больше пословиц или поговорок. Какая команда назовет больше, та и победила.
- А сейчас мы предлагаем вам поиграть с детьми в игры: «Поймай хвост» (дети), «Передай мяч» (родители, дети)
- Послы активных подвижных игр детям необходимо успокоиться. Мастер-класс «Расслабляющая релаксация» - Соболевская Е. А. Вот такие релаксационные гимнастики вы можете проводить с детьми дома.
- В нашем детском саду проводятся разные виды закаливающих мероприятий. Видео: «Утренняя гимнастика», «Гимнастика пробуждения»
- Воспитатель детского сада № 1 Хлебницкая М. П. познакомит вас с видами массажа и пальчиковой гимнастикой.
- Предлагаем познакомиться с игрой для семейного досуга. Практикум «Твистер» - родители, дети.
Правила игры:
Водящий вращает волчок и называет цвет, на который указывает стрелка и часть тела. Например, «Правая рука – красный». Каждый игрок старается поместить названную часть тела на свободный кружок указанного цвета. На указанном круге должна находиться одна рука или нога.
Проигрывает тот, кто первый коснется поля локтем, коленом или упадет.
- В нашем детском саду есть разнообразное физкультурное оборудование, в том числе и нетрадиционное, изготовленное своими руками. (презентация) – Соболевская Е. А.
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Консультация «Узелок на память» – Яценко Е. А.
- В заключение нашей встречи прозвучит песня в исполнении детей «Без здоровья счастья нет»
- Рефлексия
Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.
А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наше дерево здоровья.
Зеленый лист- разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.
Желтый лист – Я постараюсь все выполнять.
Красный лист – Было не интересно.
- Подведение итогов.
Наше мероприятие окончено. Мы желаем вам оставаться здоровыми, счастливыми и надеемся, что информация, полученная сегодня в дальнейшем будет вам полезна.
- Заполнение листов отзывов. Выставка оборудования.
В здоровом теле здоровый дух. (Рустем)
Если хочешь быть здоров – закаляйся. (Мирон)
Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать,
когда заболеешь. (Саша)
Закаляй своё тело с пользой для тела. (Илья)
И смекалка нужна, и закалка важна. (Юра)
Кто спортом занимается, тот силы набирается. (Марго)
Кто любит спорт, тот здоров и бодр. (Лиза)
Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу. (Коля)
Ловкий спортсмен – выносливый воин. (Дарина)
Смолоду закалишься – на весь век сгодишься. (Ваня)
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет. (Влад)
Чеснок да лук от семи недуг. (Майя)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.
В данном материале представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...
Взаимодействие с семьёй по укреплению здоровья дошкольников в зимний период
Консультация для педагогов и родителей...
Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...
Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Опыт работы воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Опыт работы воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Консультация "Интегрированный подход в работе с семьёй по формировваниюкультуры здоровья"
консультация для педагогов...