" Исторический аспект изучения проблемы дисграфии"
статья (подготовительная группа) по теме

Сульдина Светлана Ивановна

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал Куссмауль А. в 1877г. Затем появилось множество работ, в которых давалось описание детей с различными нарушениями письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksiya_i_agrafiya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Впервые на нарушения чтения и письма Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал Куссмауль А. в 1877г. Затем появилось множество работ в которых давалось описание детей с различными нарушениями  чтения и письма

В литературе конца 19 и 20 века было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей.

Еще в конце 19 века,в 1896 г. В. Морган описал случай нарушения чтения и письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интелектом. Он определил это расстройство как «неспособность писать орфографическое правило и без ошибок связано читать». Впоследствии и многие другие авторы(А. Куссмауль, О. Беркан) стали рассматривать нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью, с общей диффузной недостаточностью интелекта.

Еще несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интелектом описал Д. Гиншельвуд в 1900 и 1907 г., подтвердив, что нарушения чтения и письма  не всегда сопровождают умственную отсталость. Он впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия», обозначив ими как тяжелые, так и легкие степени расстройства  чтения и письма.

В конце 19 и начале 20 века  существовали две противоположные  точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушения чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология  чтения и письма представляют собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.

Среди авторов отстаивающих изолированный,  самостоятельныйхарактер нарушения чтения и письма, существовали различные толкования природы этого расстройства. Наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, чтов основе патологии  чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти.Согласно этому взгляду, механизмом нарушения чтения и письма  является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота». Типичными представителями этого направления были П.П. Раншбург,и Ф. Варбург. Подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой»  Ф. Варбург.

П.Раншбург в результате длительных тахистоскопических исследований пришел к выводу о том, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия.

В развитии учения о нарушениях  письменной речи большое значение имела точка зренияневропатолога Н.К.Манакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства или афазией.

С.С. Мнухин  в работе «О врожденной алексии и аграфии» говорит о том, что нарушения чтения и письма  встречаются как у интелектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей. При различных степенях умственной отсталости алексия и аграфия встречаются заметно чаще, чем у нормальных детей.

Автор делает вывод о том, что нарушения чтения и письма  сопровождаются рядом других расстройств. Так, все наблюдаемые дети не могли перечислить месяцы, дни недели, алфавит по порядку, хотя все эти элементы они знали и в беспорядочном виде воспроизводили этот ряд полностью, но не всегда в том порядке, в каком это было предложено.  Ошибки наблюдались и после многократного воспроизведения этих рядов.Многие дети не могли справится со штриховкой в определенном ритме. Общей психопатологической основой этих расстройств , по мнению С.С. Мнухина, является нарушение структурообразования. По его мнению в подавляющем большинстве при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности( алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к тнновационной деятельности....

Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом....

Исторический аспект изобразительного искусства детей дошкольного возраста

Исторический аспект изобразительного искусства детей дошкольного возраста...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. дон.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, ...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Социокультурный феномен воспитания имеет исторический характер, который логично воспроизводится в теории и концепциях воспитания. Тенденции развития воспитания адекватны социокультурному развитию чело...

Выступление на методическом объединении старших воспитателей "Исторический аспект наставничества: от традиций к инновациям"

Исторический аспект наставничества: от традиций к инновациям Слайд 1. Заставка «Год педагога и наставника» - 2023 Слайд 2. Обложка.В настоящее время вопрос наставничества вновь с...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда...