образовательный проект по работе с родителями "Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся"
методическая разработка по теме
В данном проекте рассматриваются пути и формы работы с родителями в рамках проектной деятельности детского сада с родителями по социально - личностному направлению. Цель нашей работы внедрять разнообразные формы работы с родителями в практику работы детского сада по социально - личностному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_s_roditelyami.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ
Детский сад № 92 «Искорка»
г. Йошкар-Олы республика Марий Эл
Капелькина Е.А.
«Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовётся»
Поиск путей и форм работы дошкольного образовательного учреждения по социально – личностному развитию дошкольников с родителями воспитанников.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Автор проекта: старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 92 «Искорка» г. Йошкар – Олы Капелькина Е.А.
Актуальность проекта:
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, социально - личностного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
В настоящее время наблюдается, что дети во всех семьях испытывают дефицит духовного общения с родителями. Родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты материальной стороной создания благополучия в семье. А общение детей и родителей и воспитание нравственных начал находится на втором плане. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности социальной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей.
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для духовно - нравственного развития родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей приемам и методам социально – личностного воспитания. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Актуальность социально - личностного воспитания в ДОУ можно рассматривать в следующих аспектах:
Теоретическом: использование педагогами инновационной программы М.А. Дозоровой, Н.В. Кошлевой, А.А. Кроник «СемьЯ»: я+мама+папа+2 бабушки+2 дедушки» по социально- личностному развитию детей дошкольного возраста.
Практическом: необходимо освоить новые формы работы с семьей, которые помогут разрешить актуальную проблему социально - личностного воспитания дошкольников.
Диагностическом: недостаточно диагностических методик социально – личностного воспитания дошкольников, нет технологий и стратегий взаимодействия с социумом.
Для преодоления старых стереотипов в работе с родителями целесообразно внедрять в практику Положения новой философии взаимодействия с семьей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи.
Объект исследования: триединый коллектив дети- педагоги - родители
Предмет исследования: система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по социально – личностному развитию дошкольников.
Цель проекта:
* Разработать и внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей по социально – личностному развитию дошкольников.
Задачи проекта:
1. Создать в детском саду психологически - комфортные условия для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
2. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактора социально - личностного развития ребенка.
3. Организовать совместную творческую, игровую, познавательную деятельность взрослых и детей с целью укрепления и сохранения внутрисемейных отношений.
4. Выявить и реализовать потребности родителей в педагогических знаниях.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей по организации форм работы с родителями по социально – личностному развитию дошкольников.
6.Систематизировать работу ДОУ и семьи в области социально – нравственного развития.
7. Подготовить пакет наглядных, дидактических и методических материалов.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида Искорка « города Йошкар - Олы
Участники проекта:
* Воспитатели всех групп, специалисты детского сада
* Родители, бабушки, дедушки воспитанников детского сада.
* Воспитанники ДОУ всех возрастов.
Сроки реализации проекта:
2010г – 2012г.
Основные формы реализации проекта:
* Семейные клубы.
* Семейные досуги
* Семейные праздники и развлечения.
* Устный журнал для родителей.
* Семейный театр.
* Почта доверия
* Семейные презентации, смотры - конкурсы
* Круглый стол, деловые игры, вечер вопросов и ответов и др.
* Семейные стенгазеты
* Семейная родословная
* Клуб молодых мамочек
* Мастер – класс и другие
Гипотеза:
Сотрудничество ДОУ и семьи по социально – личностному развитию дошкольников будет эффективно: если -
1. При апробировании новых форм работы с семьей будет выработана новая философия взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять обновление содержания воспитательной системы.
2. Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда.
3. Родители будут вовлечены в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;
4. Будут исключены формальности в работе с родителями;
Ожидаемый результат:
* Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
* Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
* Появление в семье общих интересов, увлечений как для взрослых, так и для детей.
* Повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках ( Портфолио успехов ребенка и семьи)
* Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
* Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросу социально – личностного развития.
Этапы реализации проекта:
Этапы Исследования | Содержание работы по данному этапу | Прогнозируемые результаты, формы отчетности |
1 этап конста тирующий 2010г. | 1. Анализ состояния, изучение и обобщение имеющегося опыта по проблеме исследования. 2. Разработка анкет, опросников, тестов для родителей по выявлению: А) уровня культуры поведения и общения детей дома; Б) отношения родителей к проблеме нравственного воспитания. В) знания своих родословных, своих корней 3. Диагностика социально – личностного развития детей и уровня их нравственности. 4. Составление характеристик каждой семьи и социальных паспортов групп. 5. Подготовка методик развития желания родителей сотрудничать с коллективом ДОУ по социально – личностному развитию дошкольников. 6. Разработка форм работы с семейным социумом в данном направлении. 7. Апробация модели организации разнообразных форм сотрудничества ДОУ с родителями по социально – личностному развитию дошкольников. | Подготовка анкет, проведение анкетирования родителей. Разработка методических материалов по проведению разнообразных форм работы. Выявление проблемы и выбор путей решения. Оформление социального паспорта детского сада и определение эффективных форм работы по данному направлению. Участие в научно – практических конференциях. |
2 этап Форми- рующий 2011 | Внедрение в практику разработок новых форм работы по социально – личностному развитию детей дошкольного возраста: 1. Разработка консультационного материала для педагогов т родителей по проблеме социально – личностного развития детей в семейном социуме. 2. Организация и проведение семинаров, мастер-классов, дискуссий, круглых столов, деловых игр для педагогов и родителей. 3. Проведение родительских собраний, дискуссий, круглых столов, викторин, деловых игр и др. с родителями по проблеме. 4. Посещение семей по плану инспектора по охране прав детства. 5.Апробация разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семьи по социально – личностному развитию дошкольников. (участие в смотрах и конкурсах детского сада, города, республики, в праздниках и развлечениях, в театральной неделе, в семейных праздниках «День семьи, День матери, Погода в доме», «Велопупс» составление альбомов «Моя родословная», «Герб и флаг моей семьи», «Ребенок имеет право», занятие в школе молодых мамочек, и т.д.) 6.Разработка диагностических методик и мониторинга. 7.Проведение промежуточной диагностики и анкетирования. 8. Проведение тренингов. | Повышение квалификации педагогов, проведение аттестации, Выступление на городских и республиканских семейных конкурсах, на научно – практических конференциях. Разработка сценариев праздников и развлечений с участием родителей. Разработка конспектов открытых мероприятий для родителей. Разработка новых тем для конкурсов с участие родителей. Проведение исследования родословной по программе М.А. Дозоровой, Н.В. Кошлевой, А.А. Кроник «СемьЯ»: я+мама+папа+2 бабушки+2 дедушки» Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада по социально – личностному направлению. Выявление положительного опыта семейного воспитания. Разработка перспективных планов работы «Семейной гостиной», «У самовара», кружков «Оригами», «Очумелые ручки», «Сударушка» Подготовка материалов к печати, публикация в СМИ, участие в Интернет – конкурсах. |
3 этап контрольный 2012г. | Обобщение результатов проектной деятельности. 1. Определение и выбор наиболее эффективных форм и методов сотрудничества с семьей по социально – личностному воспитанию детей в семейном социуме. 2. Выявление динамики развития у детей положительных взаимоотношений с детьми, родителями и педагогами, культуры поведения и общения в результате проводимой работы с родителями. 3. Обобщение положительного опыта семейного воспитания и пропаганды опыта на местном и республиканском уровне. 4. Подведение итогов работы и выявления динамики в развитии детско – семейных отношений. | Подготовка методических рекомендаций по организации эффективных форм работы с родителями по социально – личностному развитию детей. Публикации на сайте «Всё для детского сада», выступления в СМИ. Выступление на научно – практических конференциях. Обмен опытом с коллегами. Проверка гипотезы. Проведение итоговой диагностики. Творческий отчет по результатам проекта. |
Формы реализации проекта:
Работа с педагогами:
1. «Круглый стол» - определение цели, задач и содержания проекта
2. Открытые просмотры «Пожалуйста» - средняя группа Петрова Р.И.
«Привычки плохие и хорошие» - подгот. группа Шестакова Т.В.
3. Консультация «Воспитание нравственности и правил поведения
дошкольников» - Якимова Н.И.
4. Семинар «Формы работы с детьми по культуре поведения в ДОУ»
Задачи культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах – Петрова Р.И.
-Формы и методы работы по воспитанию культуры поведения – Шестакова Т.В.
- Воспитание культуры общения взрослого и ребенка – Киряшина Л.К.
5. Анкетирование педагогов
6. Выставка дидактических игр по культуре поведения детей.
7. Тренинги общения
8. Деловая игра «Добрые слова» - Шестакова Т.В.
9. Презентация опыта работы «Инновационные подходы к воспитанию нравственных чувств дошкольников в процессе ознакомления с творческой деятельностью взрослых Республики Марий Эл» - Якимова Н.И.
«Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» - Петрова Р.И.
10. Мастер – класс «Как знакомить детей с профессиями родителей» - Якимова Н.И.
11. Педагогический совет «Социально – нравственное воспитание важный фактор социализации дошкольников» - отв. старший воспитатель
Работа с детьми
1.Занятия познавательного цикла:
«Моя семья»
«Я и мое имя»
«Очень я люблю маму милую мою»
«Наши защитники»
«Образ матери в картинах художников»
«Мой дом»
«Профессии наших родных»
«Кто кому кто?» (по стихотворению Я.Акима)
«Что я знаю о моей родословной»
«Труд взрослых в родном городе»
2.Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры
рисование на тему «Моя семья», «За чашкой чая» лепка: «В гости к дедушке и бабушке», «Цветы для бабушки», аппликация: «Розы в подарок маме», «Родословное древо», «Профессии моих родителей»
3. Беседы
4. Экскурсии на почту, в библиотеку, в аптеку, в музей
5. Целевые прогулки по улице Строителей, Прохорова, Йывана- Кырли
6. Знакомство с творчеством жителей Марий Эл художниками, поэтами, детскими писателями, композиторами
7. Рассматривание предметов быта
8. Выставки творческих работ
9. Встречи с интересными людьми
10. Чтение художественной литературы
11. Праздники и развлечения
Работа с родителями
1. Совместная работа родителей с детьми:
Создание альбома «Мой малыш»
Создание альбома «Моя семья»
Создание «Генеалогического древа семьи»
Оформление Портфолио своего ребенка
2. Выставки:
«Наши мамы – рукодельницы»
«Наши мамы тоже были маленькими» (фотовыставка)
«Наша дружная семья» (фотовыставка)
«Наши папы бравые солдаты» (фотовыставка)
3. Семейные праздники:
«Алло, мы ищем таланты!»
Фольклорный праздник «А у нас на селе»
«Проводы Масленицы», «Праздник Покрова»
«Праздник русской березки»
«Семейные реликвии»
«День семьи»
«День матери»
Ежегодный велокросс к празднику День Победы «Велопупс»
4. Смотры – конкурсы:
«Огород на подоконнике», «Когда часы 12 бьют», «Сладкая новогодняя открытка», «Хранители воспоминаний», «Рождественский ангел», «Дом, в котором я живу», «Макаронная фантазия», «Осенний блюз», «Чудо – овощ», «Птичьи домики» и другие
5. Детские проекты совместно с родителями «Птичьи домики», «Кто живет в море?», «Мир плюшевых мишек», «Мамина любимая кукла», «Мои первые игрушки», «Необычные ракушки»
6. Участие детей и родителей в городских конкурсах « Вновь сказка к нам приходит в дом», «Моя любимая аптека», «День Плюшкина» и республиканских конкурсах «Твой сказочный мир», «Сошьем мы к Пасхе красный сарафан», «Медвежонок - Символ заповедника «Большая Кокшага», акция «Покормите птиц»
7. Родительские собрания,
8. консультации, семинары - практикумы,
9. круглые столы, наглядная пропаганда
10. Родительская газета
11. Семейная мастерская «Наши руки не для скуки». Руководитель Петрова Р.И., 2010 г
12. Клуб "Молодые родители» - руководитель Ерондейкина Е.М. 2011г.
13. Устный журнал "Родители и дети" для молодых родителей. Руководитель Средина Е.В., 2010 год
14. Интернет - сайт детского сада для родителей
15. Фотоальбом детского сада.
В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- тренинги, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша родословная";
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
Продукты проекта:
1. Видеофильмы новых нетрадиционных форм работы с родителями.
2. Фотоматериалы.
3. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.
4. Анкеты
5. Семейные стенгазеты.
6. Проектная папка.
7. Выступления педагогов на республиканских конференциях с обобщением опыта работы; «Инновационные подходы к воспитанию нравственных чувств дошкольников в процессе ознакомления с творческой деятельностью взрослых Республики Марий Эл» - Якимова Н.И.
«Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» - Петрова Р.И.
Оценка результатов проекта:
Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада меняет отношение родителей к детям, педагогам и сотрудникам детского сада в лучшую сторону.
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали активнее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Родители активно включаются в педагогический процесс детского сада.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Итоги проекта:
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 85% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 75% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
По результатам повторной диагностики на 20% увеличилось число родителей – активистов; до 57% выросло количество родителей – исполнителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Дальнейшие перспективы проекта:
- - открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ: организация семейной гостиной «У самовара», школы «Молодая бабушка», проведение совместных походов, экскурсий по городу, выпуск групповых газет «Новости групп» и др.
- - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка, активное сотрудничество родителей со специалистами детского сада.
- - Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ: участие родителей в педсоветах, обмен положительным опытом воспитания.
- - Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность на российском уровне: участие в интернет - конкурсах.
- - Взаимодействие родителей с общественными организациями города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Масленица», деловая игра с педагогами «От старины до наших дней»
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации масленичной недели в ДОУ.Задачи:1. Обобщить и расширить знания педагогов об исторических, этнографич...
Нам не дано предугадать...
Размышления на тему детско-родительских взаимоотношений....
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...
От частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое значение. Знания передавались в соответствии с...
Эссе "Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся..." Ф.И.Тютчев
Философское размышление на тему воспитания детей....
Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Здоровье детей в наших руках»
Проблема:Увеличение числа детей с речевыми патологиями с сопутствующими физическими, психическими иповеденческими расстройствами. Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционныхи здор...
Совместный образовательный проект воспитателя с учителем-логопедом для детей старшей группы "Наша армия"
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрат...
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся
Слово – это сильнейшее оружие против нас самих и тех, кого мы больше всего любим. Словом можно причинить боль и изменить судьбу ребенка. Однако сказанные слова поддержки ребенку могут придать ем...
Комментарии
"Правила поведения дома, в школе и других общественных местах"
Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на родительское собрание. В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.
Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения в различной обстановке: в школе, дома, в общественных местах. "Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия" – так сформулировано первое правило в школьном Уставе.
Преподаватель обязательно расскажет учащимся, что в школу надо приходить вовремя, аккуратно одетым, в начищенной обуви, аккуратно подстриженным, гладко причесанным. От педагога ваш ребенок узнает, что если в класс входит взрослый – директор, учитель – в знак приветствия все должны встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку.
Во всех действиях в школе должен быть порядок. Учитель объяснит и те правила, которые надо соблюдать на перемене: не кричать, не бегать, чтобы не мешать окружающим. Он расскажет, как вести себя в столовой, что перед едой необходимо помыть руки, после приема пищи – убрать за собой посуду. Объяснит, что класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Мы – большая семья, а чтобы не было в ней тесно, нужно знать свои поручения и выполнять их. Вымыть доску, полить цветы, протереть парту. Это и многое другое расскажет детям учитель.
А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша. Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты характера, привычки.
Чтобы ваш ребенок быстро запомнил имена учителей, одноклассников, надо почаще спрашивать его об этом, не забывать говорить "волшебные слова", не грубить и не сквернословить самим, так как вашу привычку обязательно переймет ваш ребенок. Не демонстрировать показную вежливость и чуткость, так как ребенок начнет вам подражать, и вы заметите фальшь в отношениях. Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет замечательным уроком добра и человечности для ребенка.
Наблюдения за первоклассниками показали, что они знают вежливые слова, однако употребляют лишь "здравствуйте" и "до свидания". Очень редко говорят: "пожалуйста", "разрешите", "извините". А все потому, что в диалоге ребенка со взрослым чаще слышишь: "дай", "отстань", "не мешай" и т. д. Необходимо больше беседовать с детьми, рассказывать о том, как возникло то или иное слово, в какой ситуации его целесообразно использовать.
Читайте больше рассказов о жизни детей, поучительные истории, басни. Уместны стихи А.Л. Барто, рассказы Б.В. Заходера, С.Я. Маршака. С первых дней учитель знакомит учащихся со строчками из стихотворения С.Я. Маршака "Школьнику на память".
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Дети очень любят эти стихи и с радостью запоминают их. Попросите ребенка дома показать, как он сидит за своей партой, как поднимает руку, как встает, как отвечает у доски. Можно даже проинсценировать эти незамысловатые ситуации в кругу семьи.