"Семейное воспитание. Борьба ребенка за право выбора".
методическая разработка на тему
Консультация для родителей по соблюдению прав ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie._barba_rebenka_za_pravo_vybora.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
Консультация для родителей
«Семейное воспитание.
Борьба ребенка за право выбора»
Составил воспитатель МБДОУ « ДС- ОВ « Улыбка» п. Ханымей ЯНАО Петренко Татьяна Викторовна
Мир, в котором ребенок живет ему не известен и по этому ему надо выяснить, как этот мир устроен! Ребенок вырабатывает способ взаимодействия с этим миром во всем его многообразии. Поскольку ребенок еще не способен к восприятию абстрактных понятий, единственно доступный ему способ исследования – постижение всего и вся через чувственный эмпирический опыт, через индивидуальное действие. Вот отсюда и берется категорическое « нет!» в ответ на совершенно безобидное и обоснованное предложение родителей пойти погулять. Ребенок таким образом ведет борьбу за свою автономию, право выбора, являющиеся необходимыми условиями самостоятельных действий.
Начинается эта борьба с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, ребенок оказывается в условиях, неблагоприятных для приобретения опыта, необходимого для формирования его личности. Если в дошкольном возрасте « нет» маленького человека полностью игнорируется взрослым, то мальчик или девочка могут извлечь для себя важный жизненный урок – если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением старших. Приняв такое решение, дети радуют всех своим послушанием, но! –когда старшие товарищи предлагают им принять участие в чем-то нехорошем, многие из таких детей не могут отказать. Кроме того чувство протеста, все равно сохраняющееся за внешнем послушанием ребенка , рвется в наружу и ищет выход в неадекватных действиях и поступках.
Если ребенка наказывать , например, за разбитую посуду ( а он ведь экспериментировал - что будет если ее выпустить из рук?) то это будет урок звучащий примерно так: « Уж если что-то попало тебе в руки, то нив коем случае не отпускай или не отдавай!».
А что произойдет, если, войдя в комнату сына и увидев подаренную полчаса назад машину, превратившуюся (в который раз!) в груду запчастей, папа потеряет терпение и даст звучный шлепок? Чему он тем самым научит ребенка? Бережному отношению к своим вещам? А может быть тому, что малыш не имеет права распоряжаться своей собственностью, в том числе отдавать ее или, скажем, дарить? Извлеченный ребенком урок : «Все к чему я прикасаюсь, превращается в негодный хлам!»
Не от сюда ли берутся многие мужские проблемы – от неспособности забить гвоздь до неуверенности в отношениях с противоположным полом? Все сказанное, конечно же, не означает, что следует безоговорочно потакать всем детским капризам, превратить жизненное пространство семьи в сплошную игровую площадку или попросту смириться , махнув на все рукой. Универсальные рецепты применительно к такого рода ситуации и вообще к любым жизненным ситуациям отсутствуют. Однако понимание основных поведенческих мотивов ребенка позволяет обозначить наиболее эффективную стратегию взаимодействия.
Во всех своих притязаниях и отказах ребенок не руководствуется соображениями злой воли и желанием причинить вред себе или окружающим. Поэтому все его « нет» как и все его «хочу», заслуживают внимания. Существует такого рода анализ с последующей выработкой стратегии , в которой участвуют оба родителя.
При этом : 1- достигается большая эффективность; 2- вырабатывается единая позиция, исключающая противоречивые оценки и требования в одной и той же ситуации со стороны матери; 3-вместе, как правило , легче преодолевать возникающие трудности; 4-таким образом можно разделить ответственность каждого из родителей в соответствии с принятым решением.
Выяснив причины поведения ребенка и проанализировав собственные мотивы и объективно, насколько это возможно, оценив реальные обстоятельства каждой типичной ситуации, родители могут принять ответственное решение: когда следует пойти на встречу ребенку, а когда настоять а своем.
В дошкольном возрасте ребенок объективно не способен самостоятельно выступить в роли полноценного субъекта. Поэтому обеспечение ему возможности реализовать ему свою субъектность является задачей взрослых. Это достигается за счет понимания и максимального учета при формировании новой нормы потребности ребенка которые спонтанно появляются на поведенческом уровни но еще не могут им осознаваться в полной мере и тем более отчетливо артикулироваться.
Необходимо донести до ребенка, что в каких-то вопросах он должен подчиняться взрослым не потому, что они больше и сильнее, а потому, что они любят его и заботятся о нем. Важно, чтобы он воспринял подчинение не как ущемление своего права выбора, а как возможность использовать для собственного блага опыт, знания, возможности взрослых. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважение, не нарушает его права выбора, а наоборот, подкрепляет его. Ребенок убеждается в том, что он может контролировать свое тело и жизнь не только через способность настоять на своем, но и через способность осознанно принять чужую точку зрения. Он может что-то отдавать миру, не только выпуская чашку из рук, но и отдавая родителям какую-то часть контроля над своей жизнью.
Здесь вполне закономерно может возникнуть вопрос о санкциях, обеспечивающих соблюдение норм- проще говоря. О том, можно ли наказывать детей в дошкольном возрасте ? Вопрос о наказании детей чрезвычайно серьезный. По нашему убеждению, наказание играет конструктивную роль только в том случае, когда у ребенка совершенно ясно и четко сформировано представление о той или иной норме поведения, которые он должен соблюдать, и о том, какие именно санкции последуют в случае их не выполнения. Он должен знать почему следует подчиняться определенным правилам. Если у родителей есть уверенность, что изложенные принципы соблюдены, то можно наказание использовать. В случае же отсутствия такой уверенности лучше отнестись к факту нарушения норм как к сигналу о том , что взрослые были недостаточно поняты, а может быть, недостаточно тверды и настойчивы при объяснении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»
Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...
Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста
Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Рекомендации и советы родителям в выборе семейных игр с ребенком
Повышение педагогической компетенции родителей...
Консультация для родителей «Рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком»
Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Только в игре можно передать навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.Игра способна творить чудеса. Ленивого о...
Давать ли ребенку право выбора
Вы без конца слышите от всех авторитетных педагогов и психологов , что ребенку нужно давать как можно больше возможностей сделать выбор?Якобы это делет алша более решительным, ответственным и со...
Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"
Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...