Давать ли ребенку право выбора
консультация (подготовительная группа)
Вы без конца слышите от всех авторитетных педагогов и психологов , что ребенку нужно давать как можно больше возможностей сделать выбор?Якобы это делет алша более решительным, ответственным и совершенно самостотельным.
Но поверьте , есть и другаясторона этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davat_rebenku_pravo_vybora.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Давать ребенку право выбора – большая ошибка!». (мнение детского психолога)
Вы без конца слышите от всех авторитетных педагогов и психологов, что ребенку нужно давать как можно больше свободы и возможностей сделать выбор? Якобы это делает малыша более решительным, ответственным и совершенно самостоятельным. Но, поверьте, есть и другая сторона этой проблемы.
Мила. 3 года
Девочка из хорошей семьи, увы, последнее время выказывает стремительное ухудшение поведения. Кроме того, мама с папой заметили, что у малышки стали прогрессировать систематические помаргивания глазками и периодические ночные недержания. Хотя раньше проблемы мокрых штанишек» целый год за ней не замечалось. Родители затаскали дочку по специалистам: неврологам, остеопатам. Результата – нуль.
Мама с папой люди разумные. Во время встречи с психологом рассказывают о том, что стараются не давить на доченьку, в конфликтной ситуации предпочитают с ней договориться. Но истерики случаются с завидным постоянством: «Уходи отсюда! Нет, иди сюда! Хочу сама! Помоги мне сейчас же!». Никакой последовательности и логики, одни неконтролируемые эмоции.
«Обычно вечером она смотрит мультфильмы. Перед тем как включить компьютер, мы с ней договариваемся о том, что посмотреть можно только два мультика, а потом спать, потому что много мультиков смотреть вредно. Согласна? Мила соглашается, но когда заканчивается второй мультфильм и мы начинаем «отрывать ее от экрана», начинается форменная истерика. И тут не помогает ничего, ни уговоры, ни переключение внимания, ни методика «глаза в глаза»».
Коля. 9 лет
У третьеклассника Коли не заладилось с учебой с самого первого дня обучения. Поэтому мама к концу его третьего класса просто на грани нервного срыва, а все от того, что усадить его за домашку – настоящая проблема. За спиной куча перепробованных методик по формированию мотива у ребенка: и составление расписания занятий на стене около стола, и договоры, и будильник на нужное время. Результатов нет. Ежедневно в квартире мальчика проигрывается один и тот же сценарий: «Ты помнишь, как мы с тобой договорились? Ровно в 4 часа ты должен сидеть за письменным столом и делать уроки». Он соглашается. Но когда наступает время «грызть гранит науки», у мальчика находится куча причин, чтобы не заниматься домашкой: то пить, то есть, то игрушки забыл собрать. Мама от безысходности сыплет банальностями про «учиться – всегда пригодится» и про личную ответственность за учебу. Окончание вечера всегда одно и то же: мальчик рыдает за столом, мама пытается снять стресс ведром валерьянки. Оба тихо ненавидят друг друга и обстоятельства.
Никита. 14 лет
Мама не отрицает, у мальчика компьютерная зависимость, как и у большинства его одногодок сегодня. На кардинальные меры мама не решается: отнять или разбить телефон – это уж слишком. Поэтому предпочитает договариваться с парнем: все должно быть в меру. Сделай уроки, а потом можешь полтора часик и поиграть. Никто тебе не запрещает и пообщаться в соцсетях с полчаса перед сном. Недавно встала ночью в туалет, а у него полным ходом просмотр видео в спальне. Оказывается, это система. «А я все думаю, почему он утром встать в школу не может и на первом уроке спит. Я ему говорю: «Мы же договорились, как взрослые люди. Как же можно так безответственно поступать?». А он, словно волчонок огрызается и обижается».
Ну, как? Помогают договоренности?
Что общего в этих трех ситуациях? Слово: «Договоримся» и ложь со стороны родителей. Ведь мамы и папы всегда врут, когда говорят о договоренности.
Разве может трехлетняя Мила что-то решать сама? Это иллюзия: «Давай мы вместе… Согласна?» . Это вовсе не Мила решила, что двух мультфильмов будет достаточно, а ее папа. На самом деле, малышка вообще решить сама ничего не может. Но подается это родителями так, будто это совместная ответственность: дочки и папы. Ребенок чувствует эту нестыковку в философии родителей. Отсюда протест против несправедливо возложенной на нее ответственности и невротические проявления во всей красе.
Коля тоже ощущает, что его обманывают, когда говорят: «Давай договоримся!». Мама может либо предоставить ему полную свободу и возможность нести ответственность за свое бездействие с уроками, либо усилить контроль, но тогда учеба – это ее ответственность. Выбор за мамой, но ребенок должен знать, в какой именно «сценарий» он попал, и подстраиваться, в соответствии с ситуацией.
Никита в тех же «жерновах» педагогики под гнетом: «Договоримся». Родители под этим лозунгом просто озвучили свои желания, касаемо его взаимодействия с виртуальным миром. А вот ответственность за выполнение этого своего желания они торжественно возложили на сына. Кстати, и претензии за нарушение «не подписанного договора» они тоже предъявляют ему. В итоге из-за таких вот нестыковок мальчик чувствует в себе хроническую обиду на родителей.
Как же быть?
Как только мамы и папы героев нашего рассказа по совету психолога перестали играть в демократию и включили «родителей», ситуация наладилась. Мила после введения в обиход родителей фразы: «Сейчас будет вот что…», начала слышать свой «биологический будильник», а нервный тик через месяц исчез. Мама Коли решила не вмешиваться в процесс уроков и дать сыну возможность «пожинать плоды» своего бездействия. Кстати, мальчик через несколько месяцев осознал свою личную ответственность за уроки. Не сказать, что учиться он стал лучше, но делал домашку самостоятельно и без нареканий. Мамам Никиты ситуацию на самотек не пустила, но стала в 10 вечера отбирать телефон у сына и возвращать его только утром. Он ворчит, но «правила игры» принимает. Зато прекрасно высыпается.
А вы согласны, что иногда не стоит давать ребенку возможность выбора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
"Семейное воспитание. Борьба ребенка за право выбора".
Консультация для родителей по соблюдению прав ребенка в семье....
"Основные правила выбора книг для дошкольников"
В данной консультации раскрываются критерии подбора книг для воспитанников ДОУ. Одной из задач воспитателя является оснащение книжного уголка в группе. Книги должны быть подобраны по тематике, соответ...
Консультация для родителей "Детские кроссовки - правила выбора"
Консультация для родителей Детские короссовки - правила выбора Во время прогулок дети любят бегать и веселиться. И это превосходно, потому как ребенок при этом выплескивает свою ...
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
правила выбора темы проекта
правила выбора темы проекта...
Что нужно знать родителям о критериях выбора автокресла для ребенка ,правила перевозки ребенка в автокресле
Информационный буклет будет полезен родителям ,его удобно взять с собой ...