Адаптация ребенка в Дошкольном учреждении.
статья (младшая группа) по теме
Определение адаптации, классификация, раскрытие проблемы, психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ. Советы по адаптации. Анкета на ребенка (в помощь воспитателю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка
к дошкольному учреждению
МАДОУ «Детский сад
№ 276 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
Подготовила воспитатель
Шайхиева Д.Р.
Казань 2013
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды.
Проблема адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс зачастую протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился (сосание пальцев, грызёт ногти).
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: умывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и формировались в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии. Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3-х лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. В первые же дни пребывания в д\с у такого ребенка возникает множество серьезных проблем – ведь навык общения у него не сформирован. Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, неприспособленным к новым условиям.
Итак, при поступлении в д\с малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.
Забота и любовь родителей делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают проблемы, возникшие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.
Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальных сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации были разработаны психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
- поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей:
- преобладающее настроение ребенка,
- характер засыпания, сна,
- аппетит ребенка,
- отношение ребенка к горшку,
- навыки опрятности,
- плохие привычки;
- нервно-психическое развитие:
- понимание речи,
- игровая деятельность, движения и навыки,
- активная речь;
- черты личности:
- проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении,
- инициативность в игровой деятельности,
- инициативность во взаимоотношениях с взрослыми,
- инициативность во взаимоотношениях с детьми,
- самостоятельность в игре,
- результативность деятельности ребенка.
Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:
- наличие или отсутствие контактов со сверстниками,
- инициативность,
- адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности,
- аппетит,
- наличие опыта совместной деятельности с взрослым.
Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, педагог или психолог делает прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяют проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации по подготовке детей. У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.
Важно чтобы воспитатель имел возможность познакомится с каждым ребенком своей группы до его поступления в д/с, узнать особенности его развития и поведения.
Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
Осенью, когда ребенок приходит в д/с, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно, затем на 8й, 16й, 32й, 64й и 128й дни. Это не значит, что адаптация идет так долго. В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течении трех дней. Если малыш чувствует себя также хорошо, как до заболевания можно считать, что оно не повлияло на адаптацию. Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия. Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценить результаты труда.
В медицине подготовка делится на:
Общую:
- диспансеризация
- осмотр в декретированные сроки
- наблюдение педиатром
- массаж, гимнастика
- оздоровительные мероприятия
и Специальную:
- проведение профилактических прививок
- закаливание
- соблюдение режима
- заполнение медицинской карты ребенка
- осмотр специалистов и сдача анализов
Советы по адаптации и документации
- Желательно проведение профилактических прививок за 1 месяц до поступления в д/с и наличие прививок против кори, краснухи, эпид. паротита. Так же не рекомендуется проводить профилактические прививки в 1-ый месяц адаптации ребенка в д/с.
- В первые дни должен быть укороченный день пребывания в д/с, далее + 1 час.
- Не делаются болезненные манипуляции.
- В первые недели - дополнительный питьевой режим.
- Соблюдать режим д/с (сон, прогулка, прием пищи) в выходные и праздничные дни.
- Документация в д/с может начаться заполнятся за 3 месяца до поступления в д/с, для того чтобы, при выяснении отсутствия профилактических прививок, можно было бы провести вакцинацию.
- Психологический комфорт в семье и положительный настрой к поступлению в д/с, больше внимания, ласки, поцелуев.
- Закаливающие процедуры выполняются задолго до поступления в д/с.
- При необходимости проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (например против гриппа) это должно проводится не менее чем за 45 дней до предполагаемой эпидемии.
Хочется надеяться, что разработанная мною анкета (Приложение 2), поможет педагогам в работе с детьми, вновь поступившими в д/сад. Только в тандеме педагог – родитель мы сможем добиться более благоприятной адаптации детей в дошкольном учреждении.
Приложение 1.
Классификация тяжести адаптации.
Симптомы | Легкая | Средней тяжести | Тяжелая 1 степени | Тяжелая 2 степени |
Нормализация поведенческих реакций: Сна, аппетита, настроения, контактов (с взрослыми и детьми), речевой и игровой активности (в комплексе или в отдельности) | До 20 дней | 20-40 дней | До 60 дней | Больше 60 дней |
Острые заболевания | Может не болеть или болеть до 10 дней однократно | До 10 дней, может повторно | Больше 10 дней, повторно с осложнениями. | Невротические реакции. |
Вес и рост | Не изменены | Потеря веса в течении 30-40 дней | Замедление темпов роста и веса до 6 месяцев | |
Нервно-психические реакции | Нет отставания по сравнению с исходными данными | Замедление темпа развития на 1 эпикризный срок | Резкое замедление темпов развития (отставание на 2 эпикризных срока) |
Приложение 2.
Анкета на ребенка.
- Фамилия и Имя ребенка_________________________________________
- Дата рождения________________________________________________
- Адрес проживания_____________________________________________
- Д/ телефон___________________
- Имя Отчество мамы________________________с/ телефон___________
- Имя Отчество папы _________________________с/телефон___________
- Посещал ли ребенок детский сад, находился с няней/бабушкой или был в основном с мамой.
_____________________________________________________________
- Какие у ребенка взаимоотношения с детьми.______________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие виды игровой деятельности и игрушки любит (рисовать, строить, рассматривать книжки, подвижные игры, другое). _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда ребенок расстроен как он быстрее успокаивается.____________
_____________________________________________________________
- Как ребенок засыпает днем, используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании (укачивание, поглаживание, колыбельная, другое).______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какова продолжительность дневного сна._________________________
_____________________________________________________________
- Есть ли у ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, другое)_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Владеет ли необходимыми навыками самообслуживания (пробует ли сам одеваться, есть, умываться, ходить в туалет).______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Просится ли ваш ребенок в туалет._______________________________
_____________________________________________________________
- Есть ли у ребенка аллергия (на что), была ли когда-нибудь аллергическая реакция.________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие продукты ребенок любит, от каких отказывается._____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Любит ли ребенок гулять. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие личностные особенности ребенка вы хотели бы отметить, которые помогут нам в работе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"
Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ » Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллектив...
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Памятка для родителей
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, предлагаем несколько рекомендаций.Во время процесса адаптации ре...
Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хочу предложить несколько рекомендаций....