ваш ребенок поступает в детский сад
материал (младшая группа) по теме

консультация для родителей детей, поступающих в д/с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_rebenok_postupaet_v_detskiy_sad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Оформляя  ребенка  в   детский  сад,  родители  часто  переживают. Как его встретят?  Будет ли ему хорошо  в яслях? Как  его  будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение  это вполне  объяснимо: родители  впервые  оставляют ребенка  с незнакомыми  людьми.  До этого  все  происходило  на  их  глазах, а  теперь? Было  внимание, любовь  всех  близких.  А  будут любить ребенка  в детском саду?

Это волнение усугубляется,  если  ребенок  не  хочет расставаться  с    близким  и  привычкам,  отказывается  порой  идти  в  группу.   Мамы   или  проникаются  еще большим сочувствием  к  ребенку, порой  в ущерб  воспитателям, или, стараясь  не реагировать на слёзы и  просьбы ребенка, молча  ведут  их  детский  сад.

Все  ли дети ведут себя одинаково  при  поступлении в детский сад?  Одни  дети приходят в группу  уверенно,  внимательно  рассматривают окружающее, выбирают, чем  им  заняться, и  начинают играть.  Другие  делают это с  меньшей  уверенностью, больше  наблюдают  за  воспитателем  и  выполняют  предложенные  им  действия.  Третьи  проявляют  по отношению к  воспитателю  негативизм, отклоняют  все  предложения, бояться,  не  только  расстаться,  но  и отойти  от  мамы,  много  и громко  плачут. Чем  же  объясняется  такое  разное  поведение  детей?

 Причины  такого  поведения  могут  быть различные:  отсутствие  в  семье  режима, совпадающего  с  режимом  детского  учреждение. Наличие отрицательных  привычек (сосание  соски,  укачивание  при укладывании).  Неумение  занять  себя  игрушками. Несформированные  необходимые  культурно-гигиенические   навыки  и др.  Однако  главной  и  основной  причиной  такого  поведения  является  отсутствие  у  ребенка  опыта  общения  с  взрослыми  и  детьми.   Особенно  страдают при  вхождении в  группу те дети. Опыт,  который  был сужен  до  минимума  (мама- ребенок, бабушка- ребенок).  Ограничен   рамками  семьи (отец, мать, бабушка, дедушка).

1.

Знакомство  с  новыми  людьми, установление  с  ними  контакта  весьма  затруднительно для таких детей.                  

 Чем  более узор был круг  общения  до поступления  в  детское  учреждение, тем  труднее ребенку, тем  длительное  формируются  у  него  отношения  с  воспитателем. Привязанность  только  к  близким,  умение  общаться  только  с  ними, неумение  войти  в  контакт  с  чужими определяют  характер  поведения.  Так произошло и с Сережей,  который  постоянно  находился  дома  то с бабушкой, то с мамой. Особенно  он  был привязан  к бабушке. В детском  саду  очень  трудно с ней  расставался, плакал  и  ждал  её прихода.  На все  предложения  воспитателя  отвечал  отказом, плохо  ел, днем не спал. Привыкал  к  детскому  саду  болезненно  и  длительно.

Когда  у  ребенка  опыт  общения  со  сверстниками  ограничен, большое  количество  детей  в  группе вызывает у  него  страх, стремится  уединиться,  скрыться от  всех.  Такой  ребенок, если  у него есть положительный  опыт  общения  с  посторонними  взрослыми, льнет  к  воспитателю,  заглядывает  ему  в  глаза,  хочет  убедиться  в  постоянной   поддержке.

Например:  Наташа,  расставаясь  с  мамой, спрашивает: «Ты  меня  любишь?»  Получив  утвердительный  ответ, идет  в  группу. В  группе  подходит  к воспитателю,  заглядывает  в  глаза, но  свой  вопрос  задать  не  решается.  Воспитатель  ласково  поглаживает  девочку  по  голове,  она  успокаивается,  продолжает  и  дальше  искать  с  ним  контакт.  У  таких  детей,  как  Наташа, поведение  зависит  от  того,  насколько содержание  с  воспитателем  соответствует  их  ожиданиям.  Дети,  у  которых  уже  имеется  положительный  опыт  общения  с  взрослыми  и  сверстниками, составляют  самую  благоприятную  группу  по  характеру  поведения,  и  привыкают  они  к  детскому  саду   сравнительно  быстро.

Например: Миша,  второй  ребенок  в  семье, сестренке  4 года.  Он  много  общался  со  сверстниками  сестры.  Его воспитывали  по режиму. У него  есть  элементарные  навеки  самообслуживания, он  умеет  самостоятельно  выбирать  игрушки  и  заниматься  с  ними.  При  поступлении  в  детский  сад  играет  рядом  с  детьми, в  контакт  вступает  редко, но отрицательных  эмоций  не  проявляет. Привыкает  быстро.  В  процессе   общения  ребенок познает  окружающее, узнает, как действовать в  той  или  иной обстановке, учится  устанавливать  взаимоотношения  с  взрослыми и  детьми.

2.

А  главное, в  общении он  узнает  себя,  границы  своих  возможностей. Поэтому, чем шире  у  ребенка  практика  общения, тем  легче он  входит  в  детский коллектив, и, наоборот, чем меньше  опыт ребенка, тем ему  труднее.

Общение  ребенка связано  с  игрой, учебой, трудом, оно воспринимается  как само собой   разумеющийся  процесс.  Поэтому  взрослые  учат  ребенка  играть, трудиться  и  довольно  редко  учат  умению общаться.

Родители  должны понять, что общение  как деятельность  имеет  свои  этапы   развития, и, формируя  эту деятельность, необходимо  их  учитывать.

В  первые  месяцы  жизни  для  ребенка  характерно  эмоциональное  общения. Он улыбается  при  виде взрослого, перебирает  руками, ножками, а  чуть  постарше – и  протягивает  ему  ручки, как  бы  желая   приблизиться  к  взрослому, получить от него внимание   и  ласку.  Родители в  ответ  на это также  улыбаются, используют интонацию, мимику, взгляд, выразительный  жест, ласку, берут ребенка  на руки – и  этими  средствами  удовлетворяют  потребность ребенка  во  внимании  и доброте.

Однако,  полностью  удовлетворяя  потребности  ребенка, родители  часто  считают,  что  и  общение  ребенка  должно  быть  ограничено  кругом  семьи.  Нередко они  сознательно  до  минимума  сужают  его, перестают  обращать   внимание  ребенка  на  других  взрослых,  а  иногда  формируют  и  отрицательное  отношение  к  другим  взрослым: « Вот  дядя  придет, тебя  заберет!»; «Видишь, какая нехорошая  тетя. Будешь  плакать – отдам  тебя  ей!» и т.д.

Отсутствие  общения с другими  людьми, отрицательная оценка  их  взрослыми, а иногда  и  отрицательный, опыт  общения  приводят к  нежеланию  и  неумению  ребенка  устанавливать  с  ними контакт.  Ограничение  общения   кругом  близких  отрицательно  сказывается  при  поступлении  ребенка  в детское  учреждение, обусловливает  негативную  картину  его  поведения, длительное, болезненное  привыкания.

Следовательно, родители  должны  стремиться  помочь ребенку быстрее  и раньше  преодолеть  страх  перед  незнакомыми взрослыми, способствовать  развитию навыков  общения.  Для  этого надо  привлекать  внимания  ребенка  к  действиям  взрослых  и детей, совместно  рассматривать  результаты  их  действий,  вызывать  у  него  

3.

положительное  отношение  к  их  действиям, побуждать  общаться  к  

постороннему  взрослому: « Отнеси  тете  книжку», « Покажи  тете  машинку».  Можно  предложить  что-нибудь  сделать всем  вместе, похвалить  ребенка,  когда  он осмелится  обратиться  к незнакомому  лицу, и  т.п.  Если  ребенок  в  первые  минуты  теряется,  еще  больше  прижимается  к  маме, не  надо  настаивать, надо  дать ему  возможность  освоиться, разглядеть  незнакомого, а затем найти причину  для  совместного  общения:  предложить  рассмотреть  игрушки  сына, дочки.

Уже  в  конце  первого года  жизни  у  ребенка  формируется действенная   форма  общения.  Его  интересуют  игрушки, действия  с ними,  их  свойства, и  помочь  их  узнать, конечно,  может  и  должен  взрослый. Для  этого  он  может  использовать  показ,  как  самого  предмета, так  и  действий  с  ним, сюжетный  показ  действий (« Кукла  Света  умывается», «Кукла  Света пьет  чай» и др. )  Необходимы   и  совместные  действия  ребенка  и  взрослого  с  той  или иной  игрушкой, неоднократное  упражнение  в  действии,  вовлечение  в  совместную  со  взрослым  игру(« Прятки», когда  просто  накидывается  платочек  или  косынка  на  лицо  играющего, а  потом  узнается, кто же  там).

Очень  любят  малыши  подражательные  действия: «Поклюём  зернышки,  как  птички», « Полетаем, как  воробышки», « Попрыгаем, как зайчики», движения под  музыку.  Совместные  действия  и  движения  с ребенком при положительном  эмоциональном  расположении к  нему помогают установлению  ситуативно-действенного  контакта  с взрослым, расширению опыта общения ребенка  и  формированию у него потребности в общении с  взрослыми. При  поступлении  в детское  учреждение  такие  дети  быстрее  начинают  общаться  с  воспитателем, не проявляют  негативизма. Овладение  предметной деятельностью подготавливает ребенка к длительной самостоятельной  игре.  И на третьем  году жизни он  все  чаще начинает заявлять  « Я сам»,  в  то же  время,  обращаясь к  взрослому  за  разъяснением. Ответ, напоминание, указание  взрослого на этой ступени  развития  деятельности общения  удовлетворяют  ребенка.  Поэтому, если  опыт  общения  у детей   сравнительно  широк и  предметная  деятельность  развита  в  соответствии  с  возрастом, они  спокойно  входят  в  группу,  самостоятельно  выбирают  игрушку,  занимаются  ею, умеют  обратиться  к  воспитателю  и  выяснить  желаемое.

На  основе  опыта  общения  с  взрослыми  расширяется  и  круг  

4.

общения со сверстниками.  Игра  с ними все больше  и  больше привлекает  ребенка.  И  здесь  родители должны показать  ему пример общения, научить, как обратиться  к  другому  ребенку, как поделиться  игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать  его  и т.п.  Правила взаимоотношений  усваиваются  труднее, чем  бытовые, и  в  семье  необходимо  обратить  на них особое внимание. Можно  вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Можно  использовать  игры-инсценировки: « Как кукла  Лена  обращается  с просьбой», « Как  кукла Лена отдала  свою игрушку  девочке»,  « Как  кукла  Лена  пришла  в гости» и т.д. Действия,  показанные в  играх-инсценировках, закрепляются  в игре ребенка,  через  упражнения  в аналогичных  действиях  и  поступках.

В  зависимости  от уровня  игры роль взрослого  в  формировании взаимоотношений  ребенка  со  сверстниками меняется. Так, если  ребенок  только  овладевает  игровыми  действиями, контакты его со сверстниками  одномоментные  и   кратковременные.  На этом  этапе развития взаимоотношений  родителям  важно показать, как надо поступать в каждом конкретном случае, например: « А ты дай свою  машинку  Алеше». Скажи: « Играй, Алёша». Вот так, Молодец».

С развитием  более устойчивой  совместной игры следует обратить внимание на регулирование взаимоотношений детей «Игрушки отбирать  нельзя», « Надо говорить: « Спасибо, Андрюша» и т.п.  В результате  такого участия  родителей дети  быстрее  овладевают нужной формой обращения  с партнером, от игр с ребятами  дома, в домашних  условиях, легче  и быстрее  переходят к общению  со  сверстниками в  детском саду.

Научить ребенка  вступать в  общение  с  взрослыми  и  детьми  - важная  задача  при  подготовке  его к  поступлению  в  детское  учреждение.

После  оформления  медицинских  документов не  рекомендуется  привадить ребенка в детский сад на целый день.  В первый  дни  в течение 1-2 ч  в  незнакомой   обстановке  уже для него является  достаточно  большой  нагрузкой.  Лучше  согласовать время  с  воспитателем,  когда  он  сможет  показать родителям   группу,  где  будет находиться  ребенок. Можно  согласовать  режим  ребенка, рассказать больше  о  его привычках.

В первые дни  посещения  недопустимо высказывать сожаления  о том, что  ребенка приходится отдавать  в детский  сад. Необходимо  всем

5.

своим  настроением, отношением к  ребенку подчеркнуть, что ему  бояться  нечего, никто  его не  обидит.   Мама  должна  направить  все  внимание  ребенка  на окружающие предметы,  игрушки, взрослых.  А  если  она  будет  только  вздыхать  и  еще крепче прижимать  ребенка  к  себе,  то только  усилит  его неуверенность.

Важно  значение  в  период  привыкания   ребенка  к  условиям  общественного  воспитания  имеют и такие факторы, как привычка  к  режиму,  уровень культурно-гигиенических  навыков, навыков  самообслуживания  и  т.д. На это надо обращать  в  семье постоянно  внимание. У ребенка  необходимо  сформировать  умение садится  на  стул, самостоятельно пить  из  чашки.  Надо воспитывать умение  пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо  пережевывать  пищу, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться  салфеткой, спокойно  сидеть, после еды задвигать свой  стул. Ребенка надо приучать  самостоятельно,  мыть руки,  вытирать руки  полотенцем и должен  знать место для полотенца.  Он  должен активно  участвовать  в одевании  и  в  раздевании. Таковы требования  « Программы  воспитания  в  детском  саду», разработанной  на научных  основах.

Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т.е.  наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо  создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять  единые  продуманные  требования, организовать  так свое  поведение, чтобы оно было достойным  примером для подражания, обращая особое  внимание  на  конкретность  требований, их доступность, постепенное  увеличение  их  содержания. На этом этапе важное  значение  имеет  постоянное  упражнение  ребенка  в  осваиваемых  действиях,  поощрение  за выполненное  действие, положительная  оценка.

Очень трудно дается  детям перенос сформированных  навыков в новую обстановку.  В связи  с этим  при  поступление  в детское учреждения  наблюдается  временная их  утрата. Поэтому  необходимо  не только упражнять  детей  в применении  сформированных  навыков, но и контролировать  выполнение бытовых  правил в разных ситуациях, пояснять их  значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом  сформированы  и  навыки  общения, и  культурно-гигиенические, быстро  и  безболезненно  привыкают  к условиям  общественного  дошкольного  воспитания, успешно  развиваются  умственно  и  нравственно, растут  крепкими  и здоровыми.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-ширма "Ребенок поступает в детский сад"

Консультации для родителей - папка-ширма - для 1 младшей группы...

Памятка для родителей "Ваш ребенок поступает в детский сад!"

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые ...

"Ребенок поступает в детский сад" (работа с вновь поступившими детьми).

                          Период адаптацииНа общий режим дошкольного учреждения ребёнок переводится постепенно, этот ...

Ребенок поступает в детский сад

Ребенок поступает в детский сад.          Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо?...

Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...