Учимся играя!
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методическое и практическое пособие для родителей, чьи дети по какой-либо причине не посещают детский сад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_k_vystavke.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Колесниковская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение
Учимся играя!
с. Колесниково, 2012 г.
Учимся играя. Материалы из опыта работы
Автор-составитель:
Комарова Лариса Николаевна, заместитель директора по вопросам дошкольного образования
Материалы из опыта работы СП МАОУ Колесниковская СОШ содержат разработки содержания увлекательного образовательного процесса вместе с мамой в домашних, естественных условиях.
Материалы включают тематические блоки организации образовательного процесса, анкету для родителей, рекомендации.
Брошюра рекомендована родителям, имеющим детей 4-7 лет, а так же педагогам детских садов для организации работы в рамках КМП.
От автора
«Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму»
китайская пословица
Если по каким-то определенным причинам Ваш ребенок не посещает детский сад, не отчаивайтесь. Подготовить ребенка к школе можно и в домашних условиях. Главное запастись терпением и любовью к своему ребенку. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.
Родители могут очень многое сделать для развития и образования ребенка, используя естественные ситуации.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой, добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком, учить его можно здесь и сейчас, во время домашних хлопот.
Что может получиться в результате?
- Вы поможете ребенку (и себе тоже) понять, что любая учеба, работа, любые предметы могут быть интересными, познавательными, развивающими и увлекательными.
- Вы поможете ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений, домашних событий.
- Поможете ему, да и себе тоже, научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путем научите важным домашним работам и ответственности.
- Освоите современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
- Сделаете для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).
- Станете ближе и интересней друг другу, у вас появятся общие интересы. Пусть они будут очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из своих бытовых хлопот. Этот материал для Вас.
Когда Вы и Ваш ребенок вместе… | Вы можете сказать или спросить… | Что узнает и чему научится Ваш ребенок… |
Отдыхаете | Спросите ребенка, как его зовут, какая у него фамилия, отчество. Когда у тебя день рождения? Как зовут твою маму, где она работает? Как зовут твоего папу, где он работает? С кем еще ты живешь? Как зовут членов твоей семьи? Кем ты приходишься маме, а бабушке, а брату, а тёте? | Будет знать воё имя фамилию и отчество. Фамилию, имя и отчество родителей, и место их работы. Сможет устанавливать родственные связи. |
В бане (ванной комнате) | ||
Разрешите ребенку играть пустыми емкостями (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками) | Куда больше воды поместилось? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика? Сколько у тебя емкостей? Прочитайте и выучите: Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. | Научится устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема. Научится тренировать действия пальцев и рук. Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения. Считать до 10 и обратно. Запоминать и рассказывать небольшое стихотворение. |
Экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. | Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если набрать в неё воды? Сколько, по-твоему, нужно набрать воды, чтобы она утонула? Если ты прижмешь её ко дну, а потом отпустишь, что будет? Прочитайте и выучите: Знаем, знаем, да-да-да, Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку… | Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами. Понимать что такое объем. Понимать временную последовательность (сначала – потом). Понимать и устанавливать причинно-следственные связи. |
Помогите ребенку научиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические правила | Как ты думаешь, с чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубы, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем, расчесываем волосы (рисуем полотенце и расческу). Прочитайте и выучите: Лапки? Мыли. Ушки? Мыли. Хвостик? Мыли. Всё помыли. И теперь мы чистые, Зайчики пушистые! | Осознанно принимать правильные решения. Самостоятельно действовать. Устанавливать причинно-следственные связи. Понимать временную последовательность. Быть уверенным и компетентным. Понимать условные обозначения и предлагаемую инструкцию. |
В магазине | ||
Отправляетесь в магазин | Давай решим, какие покупки нам нужно сделать. Почему ты так считаешь? Для чего нам это пригодится? Из чего мы можем приготовить еду для папы, бабушки, кошки? О ком еще нам нужно позаботиться? Без чего мы не сможем обойтись? Сколько сумок нам понадобится? | Понять основы рациональности, учиться обсуждать проблему с другими, высказываться, обосновывать свою точку зрения. Понимать назначение похода по магазинам. Понимать значимость и последствия действий. Соотносить объем и вес. |
Выбираете покупки | Как ты думаешь, почему хлеб продается в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обертки? Почему конфеты такие дорогие? | Понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Высказывать предположения, искать аргументы. |
Упаковываете покупки. | Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Чего больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжелое? | Соотносить свойства продуктов. Получит навыки порядкового (первый, второй…), количественного (один, два, три…) счёта. Тренировать память. Сравнивать множества, свойства. Различать запахи. Узнавать свойства и качества. |
Несете покупки домой | Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется папа, бабушка? А чему Мурка? | Заботиться о других. Понимать причинно-следственные связи. |
Дом, комнаты | ||
Делаете уборку | Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? | Развивать наблюдательность. Научится планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы. |
Готовитесь к приему гостей | Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке? Как ты думаешь, что нужно приготовить для наших гостей? Реши, чем ты займешь своего гостя? Как ты думаешь, ему будет интересно? Почему? Где мы посадим гостей? Чем мы их будем угощать? | Развивать наблюдательность и критичность. Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…». Научится заботиться о нуждах других людей. Понять основы гостеприимства и придерживаться их. |
Украшаете свой дом | Что тебе нравится/не нравится в своей комнате? Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему? На что тебе было бы приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом? | Высказывать собственные суждения. Учитывать чужую точку зрения и отстаивать свою. Фантазировать. Уважительно относится к результатам своего и чужого труда. Развивать творческие способности. |
Делаете ремонт | Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? Какой рисунок тебе нравится? Как ты думаешь, что нужно, чтобы сделать ремонт? Чем ты можешь мне помочь? Сколько нужно человек, чтобы отодвинуть шкаф? Поклеить обои? Если ты увидишь ведро с краской, что ты сделаешь? Если ты увидишь открытую розетку, как ты поступишь? | Формулировать, высказывать, отстаивать свою точку зрения. Понимать объем предстоящей работы. Оценивать собственные силы. Прогнозировать возможные ситуации и способы безопасного выхода из них. |
На кухне | ||
Разбираете сумку с покупками. | Назови, что я купила? Что нам прислала бабушка? Что я принесла из огорода? Что самое мягкое? Что самое легкое? Что завернуто в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Для чего масло, мясо, крупа? | Ориентироваться в названиях продуктов и способах приобретения. Понимать, что такое вес, объём, размер, цена. Различать и называть цвета, формы, части, детали, свойства предметов. Понимать хозяйственную роль членов семьи. |
Вместе готовите | Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга: сладкие, горячие, вареные, печеные, растительные. Какие слова можно достать из борща, рассольника, винегрета, кухонного шкафа и т.д. Давай приготовим сок: из яблок…(яблочный, из груш…(грушевый), из слив, из моркови, лимона, апельсина, картошки, вишни, смородины, малины и т.п. Справился? А теперь наоборот: апелсиновый сок из чего? И т.п. Помоги мне перебрать крупу: горох, гречку, рис или пшено. | Научится составлять прилагательные из существительных и наоборот. Разовьет память, логическое мышление. Научится понимать состав готового блюда. Потренирует пальчики. Научится оказывать посильную помощь. |
Вместе месите тесто и печете пироги. | Из чего у меня получилось такое тесто? Сколько я положила яиц? Что сделала сначала? Возьми мерку и помоги мне отмерить продукты. Сосчитай. Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто? | Получит навыки порядкового (первый, второй…), количественного (один, два, три…) счёта. Поймет действия предстоящих изменений – яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Научится устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме, значит… Сравнивать, находить аналогии. Разовьет мелкую моторику пальцев, силу рук. |
Вместе накрываете на стол, раскладываете еду. | Посчитай, сколько человек нужно накормить. Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Поставь столько же бокальчиков. Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку? Где не будет мешать ваза с цветами, а салфетки? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата? Красиво мы накрыли? | Научится считать. Соотносить количества, уравнивать их. Понимать свойства предметов и правильно использовать их. Логически мыслить, рассуждать. Понимать соотношение часть – целое. Находить рациональные способы деления. Освоить правила этикета |
Вместе убираете со стола, моете посуду | Какие были тарелки? Какие стали? Что нужно сделать, чтобы они снова стали чистые? С чего нужно начать мыть посуду? Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки. Посчитай тарелки в каждой стопке. Где больше, где меньше, на сколько? Переверни чашки донышками вверх | Элементарно планировать собственную деятельность. Осознавать рациональность действий. Усвоит названия предметов посуды и их расположение на столе. Поймет последовательность действий. Будет понимать указания, и действовать в соответствии с ними. |
Вместе наводите порядок в кухонном столе (шкафу), перебираете крупы. | Что лежит в шкафу? На какой полке? Что стоит слева от варенья? А справа? Что лежит в банке? А в пакете, мешочке? Что нужно сделать, чтоб узнать не заглядывая? Что круглое? Какая крупа желтого цвета? Что самое мелкое? Чего мало? Что нужно купить? Откладывай белую фасоль в мисочку, а красную – в тарелку. Выбери все зеленые горошины. Что мы можем сварить из риса? Выложи букву А из пшена, гороха, фасоли, гречки. Какая буква самая большая, какая самая маленькая? Сделай бусы из макаронин чередуя их по цвету. | |
По дороге | ||
Вместе с ребенком наблюдаете, рассматриваете | Как ты думаешь, кто из нас самый внимательный? Давай будем называть предметы мимо которых проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А я увидел кошку – она пушистая. Давай поиграем в игру «Доскажи словечко». Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок). И т.п. Считайте с ребенком всё что угодно: машины, дома, деревья. Называйте ему как называется то или иное дерево, кустарник, птица, машина и т.д. Выучите адрес по которому живете. | Разовьет наблюдательность. Научиться говорить полным предложением. Запомнит цвета, свойства, качества. Научится осознанно считать. Узнает названия деревьев, кустарников, улиц. Будет знать свой адрес. |
Когда ложитесь спать | ||
Читайте перед сном | Скажите ребенку что вы будете читать: сказку, стихотворение, рассказ. Кто его автор. После прочтения задайте ребенку вопросы: кто главный герой, как его зовут, что произошло и т.д. | Запомнит содержание художественного произведения, его название и автора. Сможет пересказать. |
Когда потушен свет, поговорите с ребенком. | Что ты сегодня делал? Что тебе понравилось, а что нет? Почему? Что ты планируешь сделать завтра? Как ты думаешь, что тебе приснится? |
Вот и окончена ваша веселая учёба. Как же проверить, смогли ли Вы приготовить ребенка к школе? В этом Вам поможет предлагаемый вопросник.
1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте свои положительные ответы на эти вопросы. Если результат составляет:
• 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолены;
• 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
• 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Ребенку предложите ответить на следующие вопросы:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента, (платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Что получилось? Результаты могут Вас разочаровать. Но дошкольный возраст очень пластичен, и Вы легко можете научить ребенка читать и считать - да и в целом - всему необходимому. Не забывайте, что все обучение ребенка должно быть добровольными и приносить вам обоим удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...