ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ «Формирование здорового образа жизни через интеграцию видов деятельности детей с ОВЗ»
материал по теме
Уважаемые педагоги и родители! Сегодня мы поговорим о том, как разнообразить формы и методы формирования у дошкольников здорового образа жизни, как физическая культура может сочетаться с другими видами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_zozh.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ
«Формирование здорового образа жизни
через интеграцию видов деятельности детей с ОВЗ»
Цель: способствовать повышению уровня знаний родителей воспитанников по формированию у дошкольников здорового образа жизни (ЗОЖ). Установить сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья (физической, психической, нравственной) в семье.
В последние годы проблема формирования представлений о ЗОЖ рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
В сфере физического воспитания происходит становление ценностей здорового образа жизни, а также совершенствуется двигательная активность детей, развиваются их представления о своих физических возможностях. Взрослые способствуют становлению у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни:
- бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
- созданию возможностей для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике и пр.;
- развитию у ребенка представлений о своем теле, своих физических возможностях;
- развитию у ребенка интереса к различным видам деятельности.
Здоровый образ жизни представляет интерес для человека с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения, выражает целостность человека, его физические характеристики, волевые усилия, чувства, знания и поведение.
Формирование ЗОЖ у дошкольников состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Когнитивный компонент характеризует знание человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.
Эмоционально-мотивационный компонент отражает переживание и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического и психического самочувствия.
Поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека к здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как разнообразить формы и методы формирования у дошкольников ЗОЖ, как физическая культура может сочетаться с другими видами деятельности. В этом нам поможет игра «Полезный куб», на гранях которого находятся рисунки, отражающие различные виды деятельности детей по формированию определенного компонента. Мы вместе с нашими детьми поиграем в эти полезные игры.
1 грань «Игровая деятельность» (рисунок шляпки)
Подвижная игра «Ходим в шляпах»
(формирование когнитивного компонента)
Цель: закрепить знания детей о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-укреплять мышечный корсет и позвоночник, развивать равновесие, ловкость, координацию движений;
-освоить упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
Оборудование: «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200-300 гр., гимнастическая скамейка, различные предметы (кегли, кубики, игрушки).
Ход игры: играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпку». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно опущены вдоль туловища). Ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпка» ни разу не упала, и при этом держал спину прямо.
Варианты игры:
1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или площадке (кегли, кубики, игрушки).
2 грань «Продуктивная деятельность» (рисунок кисточки)
Рисование «Ножки – художки»
(формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Цель: развивать эмоционально-положительное отношение, интерес к выполнению упражнений для укрепления связочно - мышечного аппарата стопы средствами изобразительного творчества.
Ход: на листе бумаги, зажав карандаш между пальцами ног, ребенок рисует или пишет.
Вариант: детипри помощи предварительно окрашенной стопы или частей стоп (пятки, носки) рисуют на листе бумаги картины и создают композиции, где могут получиться следы зайки, мишки, следы большого слона и т.д.
3 грань «Музыкально-художественная деятельность» (рисунок елочки)
«Стройная ёлочка» (игра-сказка)
(формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Цель: развивать у детей положительное отношение, интерес к упражнениям для формирования правильной осанки.
Задачи: закрепить умение двигаться легким бегом на высокихполупальцах, сохраняя правильную осанку; умение различать музыку: тихую - быструю и громкую - медленную.
Содержание игры:
Воспитатель рассказывает детям сказку. «В лесу было много ёлочек. Когда лесник спал, они танцевали, бегали, играли. Когда лесник просыпался, ёлочки быстро вставали на свои места и стояли ровно и красиво. Лесник не любил неровные ёлочки». Будем играть.
Последовательность обучения.
Начинать обучение детей следует с показа правильной осанки. Воспитатель ставит детей спиной к стене (без плинтуса) таким образом, чтобы затылок, плечи, ягодицы, икроножные мышцы, пятки были плотно прижаты к стене, живот подтянут, руки в стороны – вниз, ладонями вперед, пальцы расставлены, напряжены.
Для закрепления мышечного чувства правильной осанки воспитатель просит детей отойти от стены, сохраняя исходное положение, и сделать несколько шагов вперед.
Дети учатся бегать на высоких полупальцах по всему залу, сохраняя правильную осанку.
Воспитатель включает разные фрагменты из «Лесника» и «Стройных ёлочек» и учит различать фрагменты, обращая внимание детей на сочетание тихой - быстрой музыки – «Стройные ёлочки» и громкой –медленной – «Лесник».
Ход игры:
Условия проведения игры: из игры выбывает ребенок –«Ёлочка», которая, убегая от «Лесника» на свое место, принимает неправильную позу. Тогда «Лесник» рубит «Ёлочку» и «выносит ее из леса».
Вариант А: дети стоят у стены в позах «Стройных ёлочек».
«Лесник» засыпает, звучит быстрая и тихая музыка (вальс), «Ёлочки» отходят от стены и начинают бегать. Кружиться на носочках легко и красиво, стараясь сохранить правильную осанку. Звучит громкая музыка – это просыпается «Лесник». Он зевает. Потягивается и идет проверять лес. В это же время «Ёлочки» стремительно бегут к стене, сохраняя красоту осанки, и становятся в исходное положение. «Лесник» обходит каждую «Ёлочку» и неровную, нестройную «рубит» и уносит в сторону.
Примечание. Роль «Лесника» вначале желательно выполнять воспитателю. После того как хотя бы один ребенок четко усвоит позу «Стройной ёлочки» и сможет оценить правильное выполнение ее другими детьми, можно передать роль «Лесника» ему.
Вариант Б: дети - «Елочки» стоят парами, спиной друг к другу, контролируя таким образом правильность осанки. В дальнейшем игра протекает также как и варианте А, но, убегая от «Лесника», дети становятся в исходное положение варианта Б.
Примечание. Вариант Б проводится на нескольких занятиях в зависимости от особенностей детей.
Вариант В: «Лес стоит». «Елочки» становятся в любом месте зала по одному, сохраняя правильную осанку, самостоятельно осуществляя контроль за ней. Игра протекает аналогично варианту А, но, убегая от «Лесника», «Елочки» становятся в исходное положение варианта В.
Методические указания.
В зависимости от степени подготовленности детей воспитатель определяет продолжительность игры и необходимое число проведения данной игры на последующих занятиях.
Учитывая, что формирование правильной осанки – процесс продолжительный, рекомендуется к данной игре периодически возвращаться в течении года.
Правильная осанка в игре: затылок, плечи, ягодицы, икроножные мышцы, пятки – плотно к стене; руки в стороны; ладони вперед; пальцы расставлены и напряжены; живот подтянут.
4 грань «Чтение художественной литературы» (рисунок книги)
Ю.Форостенко «Я позвоночник берегу»
(формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Предлагаем детям почитать стихотворение обсудить его и выполнить упражнения под него.
Я позвоночник берегу,
И сам себе я помогу.
Все выполню я по порядку:
Сначала сделаю зарядку,
Нагнусь, прогнусь и выпрямлюсь,
И вправо, влево наклонюсь.
С друзьями поиграю в мяч,
Он весело помчится вскачь.
И за столом я посижу,
И телевизор погляжу,
Но буду помнить я всегда
Должна прямою быть спина!
5 грань «Коммуникативная деятельность» (рисунок человека)
Беседа «Мое самочувствие»
(формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Цель: развивать умения оценивать состояние своего организма при выполнении упражнений для укрепления ОДА; развивать умения высказывать оценочные суждения о действиях и поведении человека, влияющих на здоровье.
Ход: детям предлагается рассказать, что они ощущают при выполнении различных упражнений, когда устали, когда долго сидели, когда делают упражнения массажными мячиками и т.д. Когда нагрузки полезны для организма, когда – нет.
А сейчас мы предлагаем Вам вместе с детьми сделать свой «Полезный куб», выбрать деятельность, которой Вам интересно заниматься (участникам тренинга предлагаются различные изоматериалы, журналы, клей, ножницы и т.д.).
6 грань «Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность»
(рисунок дорожки)
Моделирование «Дорожка Здоровья»
(формирование поведенческого компонента)
Цель: формировать знания детей о способах укрепления связочно - мышечного аппарата стопы и профилактики плоскостопия.
Ход: воспитатель знакомит детей с видами «дорожек Здоровья», объясняет, что эти «дорожки» помогают детям уверенно выполнять задание, служат профилактикой плоскостопия, формируют у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп.
Стимульный материал (дорожки Здоровья):
"Зебра". Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Цветочная поляна". На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки и т.д.).
"Извилистая дорожка". На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий". Поролон делится на квадраты 50х50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.
Непосредственно образовательная деятельность
" Будем стройные и красивые"
Цель: формировать знания детей о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, о значении правильной осанки.
Задачи:
- Объяснить детям значение формирования правильной осанки для здоровья человека (образовательные области «Позание», «Здоровье», «Безопасность»);
- Показать детям приемы и упражнения по формированию правильной осанки (Образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»);
- Развивать представления о человеке и признаках здоровья человека (Образовательная область «Здоровье»);
- Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного движения (образовательные области «Безопасность», «Здоровье»)
- Воспитывать желание быть здоровыми и красивыми (образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»);
- Активизировать в речи детей слова: осанка, позвоночник, сгорбленная спина. (образовательная область «Коммуникация»)
Методические приемы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, разъяснения, рассказ воспитателя.
Оборудование: картинка с изображением верблюда, изображение сутулого человека, мешочки с песком на каждого человека.
Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой, рассматривание иллюстраций, посещение занятий лечебной физкультурой.
Ход:
Воспитатель: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей). Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик". ( Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)
Жил старый, старый: мальчик
С сутулою спиной,
Он горбился за книгой,
Сгибался за едой.
И он ворчал. Ворчал. Ворчал,
И всех он огорчал.
Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.
Попросят мыт посуду,
Ворчит - бурчит! "не буду"
Не буду! Не буду!
И у него был дедушка,
Который не ворчал,
И не ворчал. И не ворчал.
А всех он выручал.
Какой - то странный дедушка.
Какой - то он чудной,
Веселый, статный дедушка.
Ну, просто молодой!
Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.
А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию (показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей). Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка (рассуждения детей). Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.
Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.
В путь пойдем мы спозаранку, Не забудем про осанку. До чего трава высока, То крапива, то осока. Поднимаем выше ноги, Коль идем мы по дороге. Дождик, дождик, кап - кап - кап - Мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять, У нас есть сапожки. | Ходьба друг за другом Ходьба на носках, на пятках, змейкой; Ходьба, высоко поднимая ноги; Бег в среднем темпе. |
А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку?
Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка.
За осанкой мы должны следить не только, когда стоим, но, и когда сидим. Чтобы осанка была правильной, каждому человеку необходима подходящая под его рост мебель. Вот почему вам определено каждому свое место за столом, и оно отмечено специально для вас. В нашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Мы сейчас будем учиться с вами сидеть правильно и красиво. И я надеюсь, что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки.
Запомните три важных правила и всегда выполняйте их.
Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть все ли правильно выполнили первое правило (проверяет и исправляет ошибки).
Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное. На таком расстоянии должна находится голова от стола когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете.
Правило третье: Между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите.
Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию занятий по развитию речи и физической культуре.
Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию речи и физической культуре....
Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."
Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....
Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность
Доклад из опыта работы...
«Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»
Здоровье детей является самым важным условием для его дальнейшего развития Особую роль играет забота о здоровье в дошкольном возрасте . В соответствии с ФГОС игра занимает главное место в развитии и в...
Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность
Формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режи...
Информационно-технологическая карта инновационной работы «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий"
В технологической карте дается описание работы инновационной площадки «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий».Даны...
Проект "Формирование у детей привычки здорового образа жизни посредством различных видов деятельности".
Краткосрочный детский проект, направленный на формирование у обучающихся старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни через различные виды деятельности.....
Комментарии
Голосую. Оцените мою работу,
Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Ольга Александровна!Я-за
Ольга Александровна!Я-за работу с детьми вместе с родителями!Голосую!Заходите и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316