Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образовательная деятельность с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kureeva_rogova_statya_ekologiya.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
Авторы статьи: Куреева Н.В., Рогова О. М.,
воспитатели ГБОУ "Школа № 842", г. Москва ЗелАО
Экологическое состояние планеты и тенденции к его ухудшению требуют от всех ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и разумных действий по исправлению допущенных ошибок и воспитания положительного отношения к природе у старших дошкольников.
С этой целью в группе нами была создана зона «Экологическая гостиная». В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образовательная деятельность с детьми.
Задачи работы в «Экологической гостиной»:
- воспитывать у детей положительное отношение к природе в процессе наблюдения за явлениями природы;
- учить определять причинно следственные связи в природе;
- расширять и уточнять представления о растениях и животных.
В работе с детьми нами были использованы разнообразные методы: наблюдения, беседы, практическая работа.
Также были организованы следующие виды деятельности:
- изобразительная деятельность;
- экскурсии по территории детского сада;
- театрализованная деятельность (пальчиковый кукольный театр);
- игровая деятельность (подвижные и дидактические игры);
Организованная образовательная деятельность с детьми в «Экологической гостиной» проходила по методике Николаевой С.Н. (программа «Юный Эколог»).
1 ООД: Знакомство с «Экологической гостиной).
Цель: познакомить детей с понятием «экологическая гостиная», «Учёные – Экологи».
Задачи:
- Уточнить представления об экологии и охране природы;
- Воспитывать желание охранять и беречь природу.
2 ООД: Наблюдение за природой.
Цель: обнаружить изменения в состоянии природы.
Задачи:
- Уточнить представления детей о весенних изменениях;
- Учить проводить наблюдения в природе.
3 ООД: Знакомство с картинами о природе: А Саврасов «Грачи прилетели», И Левитан «Весна. Большая вода», И. Остроухов «Первая зелень».
Цель: знакомить детей с произведениями искусства о природе.
Задачи:
- Воспитывать эстетическое восприятие природы;
- Учить видеть красоту окружающей природы;
- Учить осмысливать свои впечатления о природе.
4 ООД: Рисование «Моё любимое животное».
Цель: учить выражать своё отношение к животным путём изобразительно деятельности.
Задачи:
- Учить передавать в изобразительной деятельности свои представления о любимом животном;
- Воспитывать положительное отношение к животным.
5 ООД: Моё любимое растение.
Цель: учить детей передавать характерные особенности цветочных растений.
Задачи:
- Закрепить название, характерные особенности строения листа цветка.
- Воспитывать положительное отношение к природе.
6 ООД: Встреча за круглым столом (Совместно с родителями)
Цель: развивать экологические навыки детей.
Задачи:
- Закрепить правила поведения детей в природе;
- Провести дискуссию на тему: Как формировать экологическую культуру детей.
7 ООД: Вечер загадок: «Земля - наш общий дом». (Загадывание загадок и ребусов).
Цель: учить передавать представления о земле в образах.
Задачи:
- Обогащать представления людей об окружающем мире;
- Понимать образные выражения, закрепить умение отгадывать загадки, решать ребусы.
8 ООД: Беседа: «Для чего нужна вода?»
Цель: развивать представление детей о воде.
Задача: Закрепить знание детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, поливать растения, готовить пищу.) («Познание»)
9 ООД: Морские коровы и Красная книга.
Цель: дать детям представлении о гибели многих видов животных и растений от рук людей.
Задачи:
- Познакомить с Красной книгой и охраняемыми животными и растениями;
- Развивать воображение детей в изобразительной деятельности.
10 ООД: Как черепахи живут в природе.
Цель: уточнить представления детей об особенностях жизни черепахи.
Задачи:
- Познакомить с местом обитания и местом черепахи в естественных жизненных условиях;
- Познакомить с природной зоной пустынь и степей.
11 ООД: наблюдение за мать-и-мачехой.
Цель: уточнить представления детей о весенних изменениях.
Задачи:
- Учить детей отмечать происходящие изменения в растениях;
- Развивать умение передавать свои впечатления.
12 ООД: Лес в жизни человека.
Цель: уточнить представлении детей о лесе.
Задачи:
- Формировать понятие о разном значении леса в жизни человека;
- Развивать эстетические чувства и художественное восприятие детей.
13 ООД: Подготовка к празднику «День Земли».
Цель: показать детям значимость планеты Земля как общего дома для всего живого.
Задачи:
- Уточнить представления детей о благоприятных условиях для жизни на земле;
- Формировать понятие об комфортных условиях жизни.
14 ООД: Проведение экологического праздника «С днём рождения тебя, Земля!».
Цель: уточнить представления детей о жизни на Земле.
Задачи:
- Воспитывать чувство гордости за свою планету;
- Пробуждать желание сделать приятное для Земли.
После проведённой работы у детей появились: интерес к познанию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки, наблюдения, экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы дети пополнили словарный запас, у детей развились воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства и эмоции в рисунках и поделках из природного материала.
Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей и в совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Список источников:
- Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. – № 5.
- Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.
- Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.
- Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011.
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6.- С. 16-20
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова. – М.: ВАКО, 2012. – 240 с.
- Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М.Макаровская. – М., 2009.
- Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.
- Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» / С.Н. Николаева. – М., 2011.
- Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. – М., 2014.
- Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика синтез, 2014.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. –336с.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
- Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
- Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы."Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе".
Опыт работы. "Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе"....
План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»
Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи....
Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....
Организация работы по развитию самостоятельности в декоративном творчестве старших дошкольников
Организация работы по развитию самостоятельности в декоративном старших дошкольников самостоятельности - одна наиболее важных на современном .Декоративно – прикладное дае...
Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...
Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....