Приобщение к народной культуре
статья по теме
Предварительный просмотр:
Приобщение к народной культуре
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»
С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Посетили краеведческий музей (причем неоднократно), где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.
Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»
Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей.
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
Чтобы вызвать интерес к пословицам оформила альбом «Пословица не мимо молвится». Глядя на картинки, дети называют соответствующие по смыслу пословицы.
Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой
Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают.
Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научила детей плести венки; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:
- анкетирование;
- неоднократные беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;
- привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- ремонту атрибутов для кукольного театра;
- привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);
- показывала открытые мероприятия и праздники;
- организовывала совместные походы в краеведческий музей с целью приобщения родителей к русской народной культуре;
- неоднократно организовывала совместные выставки работ;
- регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Большую работу провела с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры.
- анкетирование;
- участие в русских народных праздниках;
- настояла на освящении здания д/с после капитального ремонта священником местной церкви;
- проводила индивидуальную работу с педагогами по приобщению к русской национальной культуре(ходили на экскурсию в краеведческий музей);
- неоднократно выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры;
- осуществляла непрерывную связь с социумом;
- воспитатели, работники д/с, родители помогли собрать домашнюю утварь, предметы старинного русского быта для создания мини-музея.
Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).
- формирование знаний о культуре русского народа.
- воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
- создание музея народно-прикладного искусства.
- посещение районного краеведческого музея.
- создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).
- организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица», в посиделках «Рождественские встречи»).
- развитие отношений д/с и социума.
- разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.
- на районной конференции представлено выступление по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Интерес прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Литература
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
- Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
- Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
- Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
- Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»
С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Посетили краеведческий музей (причем неоднократно), где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.
Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»
Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей.
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
Чтобы вызвать интерес к пословицам оформила альбом «Пословица не мимо молвится». Глядя на картинки, дети называют соответствующие по смыслу пословицы.
Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой
Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают.
Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научила детей плести венки; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:
- анкетирование;
- неоднократные беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;
- привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- ремонту атрибутов для кукольного театра;
- привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);
- показывала открытые мероприятия и праздники;
- организовывала совместные походы в краеведческий музей с целью приобщения родителей к русской народной культуре;
- неоднократно организовывала совместные выставки работ;
- регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Большую работу провела с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры.
- анкетирование;
- участие в русских народных праздниках;
- настояла на освящении здания д/с после капитального ремонта священником местной церкви;
- проводила индивидуальную работу с педагогами по приобщению к русской национальной культуре(ходили на экскурсию в краеведческий музей);
- неоднократно выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры;
- осуществляла непрерывную связь с социумом;
- воспитатели, работники д/с, родители помогли собрать домашнюю утварь, предметы старинного русского быта для создания мини-музея.
Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).
- формирование знаний о культуре русского народа.
- воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
- создание музея народно-прикладного искусства.
- посещение районного краеведческого музея.
- создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).
- организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица», в посиделках «Рождественские встречи»).
- развитие отношений д/с и социума.
- разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.
- на районной конференции представлено выступление по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Интерес прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Литература
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
- Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
- Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
- Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
- Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"
Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...
народная кукла как средство приобщения к народной культуре
кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми...
Из опыта работы по теме: «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы,...
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление опыт...
Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...
Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста
Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...