Проект "Мы все родом из Детства"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется проект в течение одного учебного года. Занятия длились 25-30 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой и др.
Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Проект способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_slovami.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«…Ребёнку для полного и гармоничного
развития его личности необходимо
расти в семейном окружении,
в атмосфере счастья,
любви и понимания.»
Из Конвенции ООН
о правах ребёнка
Мы все родом из
Детства
Автор проекта
Семилетова Людмила Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад«Солнышко»
г.Уварово
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности – практико-ориентированный.
- По содержанию – ребёнок и его семья.
- По составу участников – групповой.
- По характеру контактов – открытый, в контакте с семьёй.
- По срокам реализации – 1учебный год.
База проведения: МДОУ «Детский сад«Солнышко» г.Уварово
Участники проекта:
- Воспитанники старшей группы.
- Родители.
- Педагогические работники.
- Работники учреждения культуры (библиотеки).
Актуальность проекта
- Положение детей в России в начале 21века вызывает всеобщую тревогу. Проявляется это в увеличении количества больных детей и детей,
- оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения в связи с тяжелым материальным положением в семье, в появлении малолетних алкоголиков и наркоманов.
- Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.
- Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.
- «Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим миру».(Федерико Майор – генеральный директор ЮНЕСКО)
Формирование правовых отношений даёт попытку исправить нарушение системы отношений к себе, другим, к окружающему миру в целом.
Основное окружение: Члены семьи ребёнка. Друзья. Педагоги.
Ожидаемые результаты.
У детей:
- Развитие способности чувствовать и сопереживать другим людям.
- Приспособление к меняющимся условиям.
- Повышение самооценки.
- Преодоление комплексов, страхов и стрессов.
У родителей:
- Возникновение понимания трудностей своего ребёнка и умение помочь в нужной ситуации.
- Стремление к принятию новой позиции – партнёра.
- Умение принять игровую роль – роль ребёнка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
Основополагающий вопрос:
Можно ли оценивать знание родителей и детей правовых норм, как залог полноценного детства?
Проблемные вопросы:
- Нужно ли повышать правовую и педагогическую культуру родителей?
- Нужно ли воспитывать в детях чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим?
- Как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
Цель:
познакомить детей с собственными правами и установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения.
Задачи:
Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка
Преодолеть барьер недоверия родителей К ДОУ
Повысить правовую и педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения
Методические задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по данной проблеме.
- Изучить передовой педагогический опыт по теме: «Правовое образование в ДОУ».
- Разработать методические рекомендации для родителей по данной проблеме.
- Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей.
Гипотеза.
Если с раннего периода ребёнку и его семье не оказывать профессиональную правовую и педагогическую помощь, не развивать детско-родительские отношения, то не будет достигнуто понимание проблемы социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе.
Аннотация:
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется проект в течение одного учебного года. Занятия длились 25-30 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой и др.
Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Проект способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольника.
Составление
маршрутной карты.
Дидактические материалы в помощь реализации плана:
Проект «Мы все родом из Детства»
Знакомство с правами человека. Изобразительная, трудовая деятельность. Игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы коммуникативных умений и навыков. Проблемно – поисковая деятельность. Физкультурно – оздоровительная деятельность. Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры. Беседы на этические темы, мини- дискуссии.
Этапы и сроки реализации проекта.
I.Организационно-подготовительный (сентябрь).
II.Основной (октябрь – апрель).
III.Заключительный (май – июнь).
Этапы
реализации проекта.
I.Организационно-подготовительный
- Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме.
- Изучение материалов данного направления
с применением Интернет-ресурсов.
- Диагностика правовой компетентности родителей и представлений детей об их правах.
- Подбор материалов для бесед, занятий с детьми, бесед и консультаций для родителей.
- Подбор игр, игрового материала, упражнений.
- Составление перспективного плана по правовому воспитанию.
- Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме.
- Изучение материалов данного направления
с применением Интернет-ресурсов.
- Диагностика правовой компетентности родителей и представлений детей об их правах.
- Подбор материалов для бесед, занятий с детьми, бесед и консультаций для родителей.
- Подбор игр, игрового материала, упражнений.
- Составление перспективного плана по правовому воспитанию.
II.Основной этап
Тема | Содержание | Сроки | |
для детей | для родителей | ||
Как мы отдыхали летом (дети имеют право на отдых и досуг) ст.31 Конвенции ООН | Беседа «Какие бывают праздники». Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Дидактическая игра «Загадывание желаний» | Беседа о праве ребёнка на отдых. Домашнее задание: «Наша семья на отдыхе» (Фото, рисунки, сувениры). Проведение осенней ярмарки. | сентябрь |
Моя семья. (дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход) ст.9 Конвенции ООН | Занятие «Моя семья».Рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».Беседа о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о других. Знакомство с пословицами и поговорками о семье. | Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья» | октябрь |
Имена и дети. (Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, право на заботу родителей). ст.7 Конвенции ООН | Занятие «Я и моё имя. Что значат наши имена». Беседа «По разному зовутся дети». Игра «Назови ласково». Подвижная игра «Угадай, кто позвал». Рассматривание документов (свидетельство о рождении и паспорт) | Совместная работа с детьми – изготовление именных карточек – визиток для детей. Развлечение «День Матери». | ноябрь |
Здоровье и болезни. (дети имеют право на медицинский уход). ст.24 Конвенции ООН | Беседы «Кто и как заботиться о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании». Экскурсия в медицинский кабинет. Занятие «Сохрани своё здоровье сам». | Круглый стол: «Здоровье моё и моей семьи». Дни здоровья: прогулки и походы. | декабрь |
Я самый, самый… (дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную и семейную жизнь) ст.16 Конвенции ООН | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Беседа «Что такое дружба».Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Скажи другу комплимент». Чтение художественной литературы: В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо» | Выставка любимых игрушек детей. Индивидуальные консультации. Стенды о воспитании у дошкольников положительных моральных качеств. | январь |
Наши защитники. (право на защиту от всех форм насилия…) ст.19; 33; 34; 35;37. Конвенции ООН | Беседа о защитниках Родины, о подвигах солдат. Экскурсия к Вечному огню. Чтение художественной литературы. Игры: «Добрый и злой человек», «Свой, чужой, знакомый». Изготовление подарков папам, дедушкам. | Беседа «Почему нужно доводить ребёнка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю» | февраль |
Мама – первое слово. (право на знание родителей и на их заботу) ст.7 Конвенции ООН | Составление рассказа «Мама – самая лучшая – это моя». Чтение стихотворений о маме. Изготовление подарков для мам, бабушек.. Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?» | Развлечение «Мамин день». Составление семейных альбомов, изображение «Генеалогического древа» семьи. | март |
Мы дружим с книгой. (право детей на бесплатное и обязательное начальное образование) ст.28 Конвенции ООН | Развивать интерес к чтению, книге, библиотеке. Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди берут информацию». Экскурсии в школу, библиотеку. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Художественная литература для детей. | Совместный конкурс рисунков обложки любимой книжки ребёнка. | апрель |
Дом, в котором я живу. (право детей на неприкосновенность жилища) ст.16 Конвенции ООН | Беседа «Мой дом – моя крепость». Конструирование, рисование дома для всей семьи. Лепка и рисование домашней посуды для игры в «Семью». Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба». | Индивидуальные консультации. Развлечение – «Путешествие в страну Светофорию» | май |
Моя безопасность. (право на защиту от всех форм физического и психологического насилия) ст.19; 33; 34; 35; 37. Конвенции ООН | Чтение художественной литературы: «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака, отрывок из «Красной шапочки» Ш.Перро. Подвижная игра «Салочки-выручалочки» Дидактическая игра «Если чужой стучится в дверь» | Советы родителям «Пять рецептов избавления от гнева» Развлечение - «1 июня - день защиты детей» | июнь |
III. Заключительный.
- Проведение диагностических процедур. Анкетирование детей и родителей.
- Предоставление методических рекомендаций для воспитателей.
- Презентация проекта для руководства ДОУ и родителей группы.
- Подготовка материалов (статьи) для публикации в СМИ.
- Подготовка материалов для размещения на сайте «Тамбов - Вики.
Диагностика.
Для того, чтобы проследить динамику формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, терпимости к другим людям и их правам в процессе реализации проекта, я проводила диагностику в начале и в конце проекта.
Диагностика показывает качественный скачок в развитии правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольников.
А также повысился уровень правовой и педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и обучения.
Диаграмма правового развития детей.
Как видно из диаграммы, уровень формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах повысился: дети стали приветливее, научились понимать эмоциональное состояние окружающих, стараются осознанно относиться к социальным нормам поведения, стремятся к положительным способам решения конфликтных ситуаций.
Итоги повышения правовой компетентности родителей
Уровень просвещения родителей в вопросах правового воспитания и обучения возрос после проведения нескольких групповых встреч. Особо хочется отметить: такие беседы происходили на только с мамами, но и с папами, а к концу проекта и с семейными парами.
Выводы.
В процессе реализации проекта:
у детей:
- повысился уровень правового сознания;
- сформировались чувства самоуважения и уважения к другим;
- развились способности чувствовать и сопереживать другим людям;
- развились способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- появилась инициатива, внутренняя свобода, творчество.
у родителей:
- взрослые стали успешнее выстраивать доверительные отношения со своими детьми;
- качественно изменилась эмоциональная насыщенность, информативность контактов родителей с детьми и педагогами;
- увеличился процент родителей, активно участвующих в жизнедеятельности детского сада.
Результаты проекта.
- Приобретен теоретический опыт в работе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Наработан дидактический материал и конспекты занятий по данной теме.
- Разработана модель рабочей программы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- Создана система работы по привитию дошкольникам основ правового сознания.
- Создан координационный совет из числа работников детского сада и родителей.
- Распространены результаты проекта среди широкого круга родителей и работников дошкольных образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"
Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....
Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"
Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....
Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"
Работа с детьми среднего возраста....
Лесенка "петешествия" по проекту "В лесу родилась Елочка"
Работа с детьми среднего возраста....
"Медвежьегорск - город в котором я родился и живу"
Образовательный проект ...
Мы на свет родились, чтобы радостно жить!
Музыкальная театрализация по теме: "Права ребенка" в старшей группе ДОУ...
Презентации "Парадная форма для разного рода войск", "Полевая форма для разного рода войск"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 350px; width: 800px;"}}]]...