КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПЕРЕДАЧА РОДИТЕЛЯМ СПОСОБОВ ИГРЫ С ДЕТЬМИ»
материал по теме
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ПЕРЕДАЧА РОДИТЕЛЯМ СПОСОБОВ ИГРЫ С ДЕТЬМИ»
Восп. Горшкова И. Н.
Гр. Д-1
ГУСО СРЦН «НАДЕЖДА»
г.Северобайкальск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_peredachi.docx | 20.32 КБ |
sposoby_peredachi.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ПЕРЕДАЧА РОДИТЕЛЯМ СПОСОБОВ ИГРЫ С ДЕТЬМИ»
Восп. Горшкова И. Н.
Гр. Д-1
ГУСО СРЦН «НАДЕЖДА»
г.Северобайкальск
2008г.
Игра в понимании детей - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. И это, конечно, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста. С первых дней жизни ребенка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача взрослого - познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами. Психологи подчеркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходят именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, думать, самостоятельно овладевать разнообразными умениями, испытывая при этом радость открытия, постарайтесь научить его играть.
В раннем детстве закладывается основа детской игры: ребенок с интересом осваивает способы действия с разнообразными дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, вкладыши и т. п.), овладевает предметно-специфическими действиями, которые подсказаны свойствами самих предметов. Но только с вашей помощью он начнет открывать для себя всю мудрость, вложенную в простые на первый взгляд игрушки: будет учиться выделять и обобщать их свойства, признаки и качества. В ходе простейшей игры с предметами на практическом уровне осуществляется переход манипулятивных действий в предметно-специфические. Только нужна ваша своевременная помощь и поддержка. Помните: без предварительного обучения малыш способен лишь на примитивные действия. Ваши попытки заменить их нецелесообразными вызовут у него стойкие негативные реакции, отказ от дальнейших действий.
Учить малыша новому - занятие не из легких, а переучивать, ломать имеющиеся навыки еще труднее. Поэтому при показе новой дидактической игрушки сразу же обучайте правильным действиям. Кольца от пирамидки нужно не раскидывать, не катать, а снимать со стержня и опять их надевать. Но нельзя заставлять ребенка выполнять только ваши указания. Такое обучение отбивает желание мыслить и пробовать: ребенок научится только слушать и выполнять указания. Он начисто утратит способность действовать самостоятельно, проявлять инициативу, упорство в достижении цели. При таком руководстве взрослый рискует заглушить эти позитивные ростки личностных качеств, которые намного ценнее, чем умение просто действовать с дидактической игрушкой. Обучая, трепетно относитесь к личностным проявлениям малыша, бережно взращивайте их. Поменьше пользуйтесь порицаниями и запретами. Не скупитесь на похвалу по каждому конкретному поводу, одновременно продолжайте усложнять задачу, переводя бессистемные пробы ребенка в русло целенаправленных. Не сворачивая его самостоятельности, активности, вовремя приходите на помощь. Для развития предметной деятельности покажите ребенку образец правильного использования каждой дидактической игрушки. Называйте и сам предмет, и действия с ним, обязательно заинтересовывайте малыша, эмоционально преподносите конечный результат - вот и организована ваша совместная деятельность.
При подборе дидактического материала учитывайте возможности своего ребенка, не сравнивайте их с возможностями других детей , у каждого свой темп развития.
Оцените возможности ребенка объективно. Если он пока затрудняется в выполнении конкретных действий, держится скованно, робко - не стоит торопить события, двигаться дальше. Лучше не спеша закреплять появившиеся умения, отмечать даже самые незначительные успехи, ободрять ребенка, укрепляя его веру в собственные возможности, учить радоваться игре, полученному результату. Но если ваш умелец без всяких усилий, быстро и легко справляется с заданием, значит пришло время усложнять задачи. Пора знакомить его с сенсорными качествами и признаками предметов (цвет, форма, величина), заново открывать перед ним все богатство и красоту окружающего мира. Но делать это нужно очень деликатно, увлекательно, занимательно, не торопясь, шаг за шагом идти от простого к сложному.
Развитие речи открывает новые возможности: ребенок учится обобщать предметы по цвету, форме и величине. Это весьма ценное приобретение способствует активизации мыслительной деятельности. Ребенку интересно, когда вы открываете ему новое качество знакомого предмета, например, показываете, что бывают и синие, и желтые, и красные машинки, а еще - большие и маленькие. Поняв, что значит цвет и величина однородных предметов, он, вникая в ваши пояснения, делает для себя открытие: большими и маленькими, а также красными, синими и желтыми бывают и другие предметы, стоит только оглянуться вокруг. Вот оно, обобщение разнородных предметов. А сколько еще нового вы откроете своему малышу! И чем больше он узнает, тем интереснее и привлекательнее становятся игрушки и игра с ними. Ребенок старается более точно подражать вам во всем - и в словах, и в действиях. Но активность в подражании не всегда возникает сразу, при первом предъявлении нового, нужны повторные упражнения в течение трех- четырех дней. Так что не огорчайтесь, не разочаровывайтесь, не встретив полного понимания и должной активности со стороны малыша. Дайте время, чтобы новые впечатления улеглись и не будоражили нервную систему. Он еще покажет вам, на что способен, проявив свои умения совсем не тогда, когда вы ожидаете. Такие отсроченные во времени результаты - одна из особенностей, свойственных раннему возрасту.
Найдите время и подберите для игр серию картинок. С их помощью предлагайте подобрать двум куклам с красным и желтым бантами платья соответствующей расцветки. Можно взять разнообразные шаробросы: скатывание шариков по желобку в воротца соответствующего цвета и высоты. А можно нанизывать на шнурок разноцветные катушки двух контрастных величин. Постепенно вносите в игру различные формы, опредмечивая их: параллепипед - «кирпичик», призма-«крыша» и т.д.
Одновременное решение двух сенсорных задач по вычленению, а затем и активному называнию формы и цвета или формы и величины предмета успешно осуществляется в игре с разнообразными дидактическими игрушками. Такие игры способствуют развитию умения обобщать. Закрепляются эти умения в играх с «Геометрической коробкой». Продолжайте играть и в ванной. Используйте предметы-орудия, пусть этот неуемный умелец с увлечением вылавливает из воды маленьким сачком разноцветные пластмассовые или деревянные кубики и шарики, плавающие вокруг него. Подберите серию ярких картинок с крупными изображениями хорошо знакомых предметов и, разрезав их пополам, предложите подобрать, например, вторую половинку к большому красному и к маленькому зеленому яблоку; соединить две части подсолнуха и т.д. Можно предложить на ощупь определить три-четыре хорошо знакомых предмета с четко обозначенными формами.
Предметная деятельность ребенка не ограничивается только действиями с игрушками, хозяином которых он является. Он любит использовать в игре и предметы быта, которыми разрешает играть на кухне бабушка. Но больше всего его притягивают именно те предметы, доступ к которым категорически запрещен. И ведь он достает до этих предметов! Поиск собственных решений, собственные достижения более значимы для самого ребенка, нежели наше обучение, а порой и натаскивание. Затем у ребенка появляется еще один вид действий с предметами - действия с образными или сюжетными игрушками. Начинайте показывать ребенку сюжетные игрушки, подчеркивая, что каждая из них сродни ему, каждую можно обнимать-целовать, кормить-поить и укладывать спать, как и его самого. Заинтересованность взрослого игрой вдохновляет малыша, и он успешно осваивает игровые ситуации: купание кукол, день рождения мишки, прогулки с зайцем. Есть и печальные события: белочка упала, лисенок заболел и т.д. Особенно успешно развиваются игровые действия малыша, если старшие дети берут его в игру. В игре с ними он многое открывает для себя: правильное использование предметов быта, смысл ряда практических действий, самое главное- ребенок учится действовать в воображаемом плане. Воспользовавшись умением малыша действовать в воображаемом плане, можно обогатить его игру так называемыми предметами- заместителями, по-разному используя палочки, шарики, кубики, а также природный материал. Главное - показать ребенку, как их применять. Вскоре вы заметите, что не предмет диктует конкретные действия с ним, а ребенок по собственному усмотрению по-разному использует его.
Затем у ребенка наступает период освоения ролевого поведения в игре, умения развертывать цепочку действий, соответствующих смыслу роли, взаимодействовать с другими участниками игры. Чтобы открыть ребенку возможность быть «другим» и потренировать его, необходимо организовать сказочную ситуацию. Это обыгрывание простой сказки, например «Теремок». Смысл сказочной ситуации состоит в том, чтобы никакие действия с предметами не отвлекали участников от главного - быть «другим» в игре. Игра сопровождается улыбками, смехом. Научив ребенка быть «другим», можно начинать обучение сюжетно- ролевым играм. Сначала необходимо показать возможности использования предметов, поддерживающих принятие и реализацию игровой роли. «Доктор» - обыгрывание фонендоскопа, «Шофер»- обыгрывание руля и т.п. Освоив хорошо действия с необходимыми атрибутами, можно вводить в игру новые события. Например: «Машина сломалась, надо ремонтировать», «Светофор красный- путь закрыт», «Впереди река-надо строить мост». Желательно привлекать других детей для взаимодействия в игре с партнером. Возможности комбинирования сюжетных событий практически неисчерпаемы, этому способствует тематический контекст каждой фигурки-персонажа, каждого транспортного средства.
Бесспорно, за эти годы ребенок достиг многого. И все де, если он не рядом и подозрительно затих, вы, конечно же, бросаете все дела и устремляетесь на его поиски. Чтобы все же доделать неотложные дела по хозяйству, лучше всего держать этого умельца перед глазами, предложив одну из его любимых игр. Но и это ненадолго. Пока ребенок начнет осмысленно играть, чем-либо самостоятельно заниматься, вам придется все домашние дела совершать урывками, большую часть времени посвящая ему. Иногда сетовать и охать, если он успел опередить вас и «нахозяйничался» вволю, а чаще восторгаться и умиляться, отмечая малейший успех, учить играть, жить, учить интересно, весело, непринужденно. В этом основное предназначение нас, взрослых.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ПЕРЕДАЧА РОДИТЕЛЯМ СПОСОБОВ ИГРЫ С ДЕТЬМИ»
Восп. Горшкова И. Н.
Гр. Д-1
ГУСО СРЦН «НАДЕЖДА»
г.Северобайкальск
2008г.
Игра в понимании детей - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. И это, конечно, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста. С первых дней жизни ребенка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача взрослого - познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами. Психологи подчеркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходят именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, думать, самостоятельно овладевать разнообразными умениями, испытывая при этом радость открытия, постарайтесь научить его играть.
В раннем детстве закладывается основа детской игры: ребенок с интересом осваивает способы действия с разнообразными дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, вкладыши и т. п.), овладевает предметно-специфическими действиями, которые подсказаны свойствами самих предметов. Но только с вашей помощью он начнет открывать для себя всю мудрость, вложенную в простые на первый взгляд игрушки: будет учиться выделять и обобщать их свойства, признаки и качества. В ходе простейшей игры с предметами на практическом уровне осуществляется переход манипулятивных действий в предметно-специфические. Только нужна ваша своевременная помощь и поддержка. Помните: без предварительного обучения малыш способен лишь на примитивные действия. Ваши попытки заменить их нецелесообразными вызовут у него стойкие негативные реакции, отказ от дальнейших действий.
Учить малыша новому - занятие не из легких, а переучивать, ломать имеющиеся навыки еще труднее. Поэтому при показе новой дидактической игрушки сразу же обучайте правильным действиям. Кольца от пирамидки нужно не раскидывать, не катать, а снимать со стержня и опять их надевать. Но нельзя заставлять ребенка выполнять только ваши указания. Такое обучение отбивает желание мыслить и пробовать: ребенок научится только слушать и выполнять указания. Он начисто утратит способность действовать самостоятельно, проявлять инициативу, упорство в достижении цели. При таком руководстве взрослый рискует заглушить эти позитивные ростки личностных качеств, которые намного ценнее, чем умение просто действовать с дидактической игрушкой. Обучая, трепетно относитесь к личностным проявлениям малыша, бережно взращивайте их. Поменьше пользуйтесь порицаниями и запретами. Не скупитесь на похвалу по каждому конкретному поводу, одновременно продолжайте усложнять задачу, переводя бессистемные пробы ребенка в русло целенаправленных. Не сворачивая его самостоятельности, активности, вовремя приходите на помощь. Для развития предметной деятельности покажите ребенку образец правильного использования каждой дидактической игрушки. Называйте и сам предмет, и действия с ним, обязательно заинтересовывайте малыша, эмоционально преподносите конечный результат - вот и организована ваша совместная деятельность.
При подборе дидактического материала учитывайте возможности своего ребенка, не сравнивайте их с возможностями других детей , у каждого свой темп развития.
Оцените возможности ребенка объективно. Если он пока затрудняется в выполнении конкретных действий, держится скованно, робко - не стоит торопить события, двигаться дальше. Лучше не спеша закреплять появившиеся умения, отмечать даже самые незначительные успехи, ободрять ребенка, укрепляя его веру в собственные возможности, учить радоваться игре, полученному результату. Но если ваш умелец без всяких усилий, быстро и легко справляется с заданием, значит пришло время усложнять задачи. Пора знакомить его с сенсорными качествами и признаками предметов (цвет, форма, величина), заново открывать перед ним все богатство и красоту окружающего мира. Но делать это нужно очень деликатно, увлекательно, занимательно, не торопясь, шаг за шагом идти от простого к сложному.
Развитие речи открывает новые возможности: ребенок учится обобщать предметы по цвету, форме и величине. Это весьма ценное приобретение способствует активизации мыслительной деятельности. Ребенку интересно, когда вы открываете ему новое качество знакомого предмета, например, показываете, что бывают и синие, и желтые, и красные машинки, а еще - большие и маленькие. Поняв, что значит цвет и величина однородных предметов, он, вникая в ваши пояснения, делает для себя открытие: большими и маленькими, а также красными, синими и желтыми бывают и другие предметы, стоит только оглянуться вокруг. Вот оно, обобщение разнородных предметов. А сколько еще нового вы откроете своему малышу! И чем больше он узнает, тем интереснее и привлекательнее становятся игрушки и игра с ними. Ребенок старается более точно подражать вам во всем - и в словах, и в действиях. Но активность в подражании не всегда возникает сразу, при первом предъявлении нового, нужны повторные упражнения в течение трех- четырех дней. Так что не огорчайтесь, не разочаровывайтесь, не встретив полного понимания и должной активности со стороны малыша. Дайте время, чтобы новые впечатления улеглись и не будоражили нервную систему. Он еще покажет вам, на что способен, проявив свои умения совсем не тогда, когда вы ожидаете. Такие отсроченные во времени результаты - одна из особенностей, свойственных раннему возрасту.
Найдите время и подберите для игр серию картинок. С их помощью предлагайте подобрать двум куклам с красным и желтым бантами платья соответствующей расцветки. Можно взять разнообразные шаробросы: скатывание шариков по желобку в воротца соответствующего цвета и высоты. А можно нанизывать на шнурок разноцветные катушки двух контрастных величин. Постепенно вносите в игру различные формы, опредмечивая их: параллепипед - «кирпичик», призма-«крыша» и т.д.
Одновременное решение двух сенсорных задач по вычленению, а затем и активному называнию формы и цвета или формы и величины предмета успешно осуществляется в игре с разнообразными дидактическими игрушками. Такие игры способствуют развитию умения обобщать. Закрепляются эти умения в играх с «Геометрической коробкой». Продолжайте играть и в ванной. Используйте предметы-орудия, пусть этот неуемный умелец с увлечением вылавливает из воды маленьким сачком разноцветные пластмассовые или деревянные кубики и шарики, плавающие вокруг него. Подберите серию ярких картинок с крупными изображениями хорошо знакомых предметов и, разрезав их пополам, предложите подобрать, например, вторую половинку к большому красному и к маленькому зеленому яблоку; соединить две части подсолнуха и т.д. Можно предложить на ощупь определить три-четыре хорошо знакомых предмета с четко обозначенными формами.
Предметная деятельность ребенка не ограничивается только действиями с игрушками, хозяином которых он является. Он любит использовать в игре и предметы быта, которыми разрешает играть на кухне бабушка. Но больше всего его притягивают именно те предметы, доступ к которым категорически запрещен. И ведь он достает до этих предметов! Поиск собственных решений, собственные достижения более значимы для самого ребенка, нежели наше обучение, а порой и натаскивание. Затем у ребенка появляется еще один вид действий с предметами - действия с образными или сюжетными игрушками. Начинайте показывать ребенку сюжетные игрушки, подчеркивая, что каждая из них сродни ему, каждую можно обнимать-целовать, кормить-поить и укладывать спать, как и его самого. Заинтересованность взрослого игрой вдохновляет малыша, и он успешно осваивает игровые ситуации: купание кукол, день рождения мишки, прогулки с зайцем. Есть и печальные события: белочка упала, лисенок заболел и т.д. Особенно успешно развиваются игровые действия малыша, если старшие дети берут его в игру. В игре с ними он многое открывает для себя: правильное использование предметов быта, смысл ряда практических действий, самое главное- ребенок учится действовать в воображаемом плане. Воспользовавшись умением малыша действовать в воображаемом плане, можно обогатить его игру так называемыми предметами- заместителями, по-разному используя палочки, шарики, кубики, а также природный материал. Главное - показать ребенку, как их применять. Вскоре вы заметите, что не предмет диктует конкретные действия с ним, а ребенок по собственному усмотрению по-разному использует его.
Затем у ребенка наступает период освоения ролевого поведения в игре, умения развертывать цепочку действий, соответствующих смыслу роли, взаимодействовать с другими участниками игры. Чтобы открыть ребенку возможность быть «другим» и потренировать его, необходимо организовать сказочную ситуацию. Это обыгрывание простой сказки, например «Теремок». Смысл сказочной ситуации состоит в том, чтобы никакие действия с предметами не отвлекали участников от главного - быть «другим» в игре. Игра сопровождается улыбками, смехом. Научив ребенка быть «другим», можно начинать обучение сюжетно- ролевым играм. Сначала необходимо показать возможности использования предметов, поддерживающих принятие и реализацию игровой роли. «Доктор» - обыгрывание фонендоскопа, «Шофер»- обыгрывание руля и т.п. Освоив хорошо действия с необходимыми атрибутами, можно вводить в игру новые события. Например: «Машина сломалась, надо ремонтировать», «Светофор красный- путь закрыт», «Впереди река-надо строить мост». Желательно привлекать других детей для взаимодействия в игре с партнером. Возможности комбинирования сюжетных событий практически неисчерпаемы, этому способствует тематический контекст каждой фигурки-персонажа, каждого транспортного средства.
Бесспорно, за эти годы ребенок достиг многого. И все де, если он не рядом и подозрительно затих, вы, конечно же, бросаете все дела и устремляетесь на его поиски. Чтобы все же доделать неотложные дела по хозяйству, лучше всего держать этого умельца перед глазами, предложив одну из его любимых игр. Но и это ненадолго. Пока ребенок начнет осмысленно играть, чем-либо самостоятельно заниматься, вам придется все домашние дела совершать урывками, большую часть времени посвящая ему. Иногда сетовать и охать, если он успел опередить вас и «нахозяйничался» вволю, а чаще восторгаться и умиляться, отмечая малейший успех, учить играть, жить, учить интересно, весело, непринужденно. В этом основное предназначение нас, взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей :"Как играть с детьми в развивающие игры"(математика,логика)
Это материал для самостоятельной работы родителей с детьми 4х лет,которые переходят в среднюю группу В младшей группе эти дети занимались по программе "Развивающие игры с математическим содержа...
Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...
Консультация для родителей "Как играть с детьми в развивающие игры"
Каждый ребенок - неповторимая личность и подход должен быть исключительно индивидуальный. Тем не менее психологи все же попытались определить нечто общее, присущее тому или иному образу мышления мален...
Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...
Статья для родителей. Зачем играть с детьми в пальчиковые игры?
В данной статье я постаралась показать роль и важность пальчиковых игр для развития речи детей, начиная с ранеего возраста....
Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"
Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...
Консультация для родителей «Как играть с детьми в развивающие игры»
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность....