Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"
консультация (подготовительная группа)
Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
В старшем дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с целью развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Предлагаю консультацию для родителей по словесным играм, знакомым нам с детства, в которые родители могут играть с детьми, дети друг с другом. Эти игры не требуют каких-либо условий, оснащения, подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry_dlya_detey.docx | 360.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №34 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Консультация для родителей
«Словесные игры с детьми 6–7 лет
(игры нашего детства)»
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Смагина О.С.
р.п. Большие Вязёмы
2020
Цель: Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
В старшем дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с целью развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Задачи:
Родителям:
- Показать родителям необходимость для ребенка иметь опыт словесных игр для умственного развития детей, успешного овладения грамотой.
- Научить родителей игре в словесные игры с ребенком.
Детям:
• учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д);
• выделять в нём более характерные признаки, свойства; находить признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их;
• воспитывать умение классифицировать предметы;
• приучить рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельное суждение;
• приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами;
• развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.
Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши
тренируют память и внимание;
- развивают логическое и нестандартное мышление;
- изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
- стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
- осваивают принципы здорового общения с другими людьми.
По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Можно частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Преимущества словесных игр
К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.
Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:
- дома;
- на прогулке;
- в дороге;
- в очереди.
Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:
- внимания;
- памяти;
- мышления;
- воображения;
- речи.
Предлагаю словесные игры, знакомые нам с детства, в которые родители могут играть с детьми, дети друг с другом. Эти игры не требуют каких-либо условий, оснащения, подготовки.
Словесные игры с мячом
«Я знаю…» В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять). Сев в кружок, игроки по часовой стрелке бросают друг другу мяч, проговаривая считалочку:
Далее следует перечисление предметов и их счёт:
Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.) | |
«Съедобное — несъедобное» Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила. Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:
Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами. Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать. | |
«Ласковый мячик» Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них. Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме. Примеры:
| |
«Кто готовит?» Игра на закрепление знаний о многообразии профессий. Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию: Примеры:
Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие. | |
«Земля, вода, воздух» Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее. Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего. Пример:
|
Общее для словесных игр с мячом
Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:
• требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
• регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
• добавляет игре динамичности и азарта
Словесные игры на развитие логического мышления
«Новые слова» В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня– это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки. |
«Кто лишний» В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух. Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств. Пример:
В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.
В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха. |
«Данетки» Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Как играть? Данетки — разновидность загадок. Ведущий озвучивает историю (вполне реалистичную или фантастически несуразную), утаивая до поры до времени самые важные детали. Отгадчикам нужно полностью воссоздать изображённую ситуацию и сообразить, что же привело к озвученному финалу. Ситуации задумываются хитрые, иногда детективные, так что придётся поломать голову. Игроки могут задавать ведущему уточняющие вопросы, на которые тот должен отвечать всего лишь тремя фразами: «да», «нет» и «не имеет значения». Например, ведущий рассказывает историю под названием «Лотерейный билет»: — Сергей купил лотерейный билет. Он оказался выигрышным. Но мужчина был этому совсем не рад. Почему? Игроки выдвигают предположения: — Сергей получил выигрыш? — Нет. — Он слишком поздно увидел, что билет выигрышный? — Нет. — Он кому-то отдал свой билет? — Да. — Подарил свой билет человеку, который ему не очень нравится? — Да. — Это мужчина или женщина? — Не имеет значения. — Может, это нелюбимый начальник? — Да! Ответ: Сергей подарил лотерейный билет своему начальнику, которого недолюбливал. |
Загадки Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот. Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет. Пример: Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить. Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится 🙂 |
В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух
Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет
«Соедини» Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение. Примеры:
|
«Обними словами» Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение. После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*. *Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно. Пример:
|
«Расскажи картину» Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:
Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.). Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах. |
Источник:
http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"
Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"...
Консультация для родителей "Играйте с детьми в музыкально-дидактические игры"
quot;Играйте с детьми в музыкально-дидактические игры"...
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Кнсультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"...
Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"
Детство - самое беззаботное и веселое время в жизни ребенка. Мир детства не может быть без игры. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это способ познания окружающего мира, это их естественная...