КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
материал по теме
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Ссылка на сайт http://zdravo-russia.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.64 КБ |
![]() | 31.79 КБ |
![]() | 97.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Водичка, водичка, умой мое личико!
Уважаемые родители!
- Проснувшись, малыш должен сам прийти в ванную.
- Если ребенок не достает до крана над раковиной, ему нужно поставить под ноги заранее приготовленную скамеечку. В крайнем случае, можно разрешить ребенку умываться над ванной. Обычно ее край оказывается ниже, чем раковина, и тогда малыш может вполне дотянуться до струи воды.
- Познакомьте малыша с тем, как открывается кран: если покрутить ручку с синей кнопочкой, то пойдет холодная вода, а если с красной – то горячая.
- Пусть малыш попробует сам отрегулировать нужную температуру воды.
- Покажите ребенку, как нужно мыть руки: помылив их мылом, отложить мыло в мыльницу, и продолжать круговыми движениями намыливать ладони до образования пены.
Следите за тем, чтобы ребенок мыл именно ладони, так как тыльные части рук пачкаются меньше.
Если малыш любит лепку, игры с землей и песком, заведите ему специальную щеточку для ногтей: ведь кусочки пластилина, глины, скапливаются в основном под ногтями.
Ребенок вымыл руки! Теперь осталось лицо!
- Пусть малыш наберет воды в горсти - ладони, сложенные лодочкой.
- Следите за тем, чтобы он не поднимал руки высоко - иначе вода потечет в рукава, а это ощущение не из приятных. Лучше не поднимать руки к лицу, а наклонить голову, поднося лицо к ладоням. Закрыв глаза, ребенок должен умыть лицо водой из ладоней-лодочек.
И лоб, и щеки до ушей - все должно быть умыто. Отдельно следует промыть глаза - в их уголках за ночь могут скапливаться подсыхающие белые выделения.
- Полотенце малыша должно висеть на вешалке так, чтобы он сам мог его достать. Если ребенку трудно дотянуться до полотенца с общей вешалки, в уголке ванной комнаты прибейте для малыша свою персональную вешалку на такой высоте, которая соответствовала бы его росту.
- У ребенка должны быть свои, только ему принадлежащие полотенца - лучше приобретать для него специальные, маленькие по размеру, чтобы не путать их со взрослыми, или сделать специальные меточки в виде аппликаций или вышитых инициалов.
- Для нежной кожи малыша лучше подойдут махровые полотенца: они более мягкие.
Предварительный просмотр:
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Уважаемые родители!
Небольшая интенсивная зарядка
должна стать ежедневным утренним ритуалом малыша.
- Пока ребенок умывается, откройте в комнате, где он спал, форточку. В проветренной комнате малышу будет приятнее делать утреннюю гимнастику. Хорошо, если в семье есть взрослые, занимающиеся зарядкой.
- Малышу нужно объяснить, что благодаря зарядке он вырастет здоровым и красивым. Если ребенок не страдает хроническими простудными заболеваниями, можно делать зарядку, не закрывая форточку, а только немного прикрыв ее и посторонившись от сквозняка. (Разумеется, если на улице не ниже 10 градусов мороза!)
Представляем вам на выбор несколько упражнений для утренней зарядки.
«Деревце».
Пусть малыш встанет прямо, ноги вместе. Медленно через стороны руки поднимаются вверх, малыш встает на цыпочки, потягивается. (Деревце растет.) Пусть ребенок несколько раз пошевелит руками из стороны в сторону, словно ветки дерева шевелятся на ветру. Затем медленно опустит руки вниз, расслабится.
Повторить упражнение 5 раз. Одновременно с выполнением упражнения можно произнести короткое стихотворение:
Пусть деревце качается,
Здоровье укрепляется.
Шумит оно листвою,
Вот дерево какое!
«Звериные тропы»
Малыш ходит по комнате по кругу. Предложите ему пройтись так, как ходит косолапый мишка, попрыгать, как зайчик, потом пройтись большими шагами, словно длинноногий жираф, потом мелкими шагами, как коротконогий мышонок.
Пусть малыш пройдется на кончиках пальцев, словно журавль, а затем - в «полуприсяде», поставив руки на пояс, словно уточка, которая переваливается с боку на бок и крякает.
По 20 шагов каждого вида.
«Флюгер»
Малыш стоит, поставив ноги на ширину плеч, руки на талии или сложены на затылке. Пусть он представит себя флюгером, который установлен на крыше. Дует ветер, флюгер вертится из стороны в сторону. Ребенок должен делать повороты корпуса справа налево и обратно. Достаточно 10 раз.
«Велосипедист».
Малыш лежит на спине на коврике. Пусть он поднимет ноги перпендикулярно туловищу. Ногами нужно совершать вращательные движения, как при езде на велосипеде. Повтор упражнения должен быть совершен не менее 20 раз.
«Пляс вприсядку»
Пусть малыш попробует сымитировать элемент
русского н6ародного танца – «вприсядку».
Приседая, поставить руки на талию.
А, поднявшись, пусть разведет их в
стороны, отставив левую ногу на пятку.
Потом снова приседание - руки на пояс и
подъем - руки в стороны, а правая нога должна быть отставлена на пятку.
Пусть малыш повторит это упражнение 5-8 раз.
«Свечка»
Ребенок лежит на спине. Руки под головой. Ноги прямыми поднимаются перпендикулярно туловищу и медленно опускаются в исходное положение. Если ребенку тяжело поднимать сразу обе ноги, пусть он по очереди поднимает то левую ногу, то правую. Упражнение повторить 20 раз.
«Ножницы»
Лежа на спине, малыш поднимает ноги под прямым углом к туловищу. Затем разводит их в стороны, а потом опять сводит вместе, даже перекрещивая. Рекомендуем повторить упражнение 20 раз.
«Дракончик»
Ребенок стоит на четвереньках. На счет «раз» он, с упором на руки, подается вперед до такой степени, чтобы ноги оказались вытянутыми.
На счет «два» - ребенок прогибает спину и
запрокидывает голову как можно дальше.
На счет «три-четыре» - возвращается в
исходное положение на четвереньки.
Повторить упражнение не менее 10 раз.
« Ванька-встанька»
Малыш лежит на спине. Он делает наклоны вперед, стараясь пальцами рук достать до пальцев ног. Повторить не менее 20 раз.
«Полетели птички»
Это упражнение предлагается сделать заключительным. Малыш стоит, ноги на ширине плеч. Через стороны он поднимает руки, словно птица взмахивает крыльями. Опуская руки, он наклоняется вперед, касаясь руками пола. Потом поднимается в исходное положение и повторяет упражнение 10 раз.
Предварительный просмотр:
Наш друг - зубная щетка! Уважаемые родители!
головы какого-нибудь животного.
рядом со щетками остальных членов семьи, ребенок непременно должен ее запомнить - ведь это вещь индивидуального пользования!
Подготовленную таким образом щетку дайте ребенку - покажите, как нужно правильно держать ее. Теперь пусть ребенок изобразит, как скалит зубки тигренок. Почистите ему зубы пока без пасты его зубной щеткой. Сделайте несколько мягких, но интенсивных движений по направлению сверху вниз и снизу вверх. Потом сделайте несколько горизонтальных движений - вправо-влево - и несколько круговых по всему зубному ряду. Если малыш запомнил движения, пусть он сам их повторит!
объясните ему, что паста полезна для зубной эмали, но для желудка она вредна. Не стоит ее кушать, кушать лучше конфеты и мороженое. А у пасты есть строго определенное назначение - это гигиеническое средство, она стирает микробы с зубов, и после чистки нужно хорошо прополаскивать рот, вымывая их оттуда. Продолжение следует! Наш друг - зубная щетка! Уважаемые родители!
Что же еще полезно для зубов малыша, кроме регулярной чистки зубов утром и вечером?
!!! Вредны для зубов ---
От ангины это вашего малыша не спасет, а вот для зубов такое сочетание губительно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.
Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....