Статья - консультация для родителей
статья по теме
Это статья о дыхании, материалы журнала "Логопед" г.Иркутск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_detskiy_sad.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад №544
Г.Москва
Консультация для родителей
«Дыхание»
Подготовила: муз.руководитель Семенова С.Ю.
2011год
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная "неисправность" носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через "входные ворота" — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа", пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение — закрывание рта "на замок": рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.
Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.
Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры — методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.
Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу — морковь, репу, жареное мясо.
Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны — такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.
В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала — горячей водой (температура 38-40°С), затем прохладной, комнатной (температура 19-20°С).
Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4°С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.
Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже — побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.
Теперь о воздухе. Воздух — среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.
Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют "витаминами воздуха". Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.
Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Консультация для родителей на тему"Как хвалить ребенка"
"Как хвалить ребенка"...
Статья.Консультация для родителей на тему: "Сюжетно-ролевая игра"
Значение сюжетно-ролевой игры для ребёнка в возврасте 4-5 лет. Роль взрослых, родителей в обучении игровым навыкам. Рекомендации по игровому взаимодействию с ребёнком....
статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»
статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...
статья. Консультация для родителей. "Газета. Родителям - о прогулке."
Значение прогулки.•Физическое развитие дошкольника.•Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и усто...
Статья Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи»
В семье появился малыш. Все хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к ...
Статья Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи»
В семье появился малыш. Все хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому?...