Пробуждение у детей интереса к природе через игру, художественную литературу и музыку
статья по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №28” “Лесная сказка” ЕМР.
Консультация для родителей:
Тема: «Пробуждение у детей интереса к природе через игру, художественную литературу и музыку»
Подготовила:
Штейникова Т.Н. воспитатель
1 квалификационной категории
Г.Елабуга
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №28” “Лесная сказка” ЕМР.
Консультация для родителей:
Тема: «Пробуждение у детей интереса к природе через игру, художественную литературу и музыку»
Подготовила:
Штейникова Т.Н. воспитатель
1 квалификационной категории
Г.Елабуга
Пробуждение интереса к природе через игру.
Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Игра доставляет большую радость ребенку; потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу Старшие братья и сестры охотно включаются в них Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Игры бывают на разные темы и сюжеты Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Бели родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и оценить ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее тем же методом - новыми игровыми действиями Включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета.
Если ребенок в сюжете игры остановился на строительстве клеток и не стремится развить его, взрослый включается вторично: на машине подвозит питание для зверей, просит "директора" принять его. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных - весь товар свежий.
"Товаром" может быть все, что угодно: красные кубики изображать мясо, щепочки - рыбу. Для ребенка появляется новое поле деятельности в рамках старого сюжета игры он кормит животных, закупает продукты, под возит их Сюжет игры наталкивает ребенка на поиск заместителей реальных предметов.
Например, он задумывается над тем, как "изготовить" продукты питания. Взрослый должен подсказать ему, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина, глины или нарисовать и вырезать из картона Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка на самостоятельный поиск игровых приемов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.
Взрослый, руководя развитием игры обязательно придет с кем- то из кукол на экскурсию в зоопарк и попросит директора показать животных и рассказать о них Для ребенка - это новый этап в игре - животные содержаться в зоопарке не просто так, а для показа публике. А взрослый выявит, что ребенок знает о животных, что приобрел во время посещения зоопарка, какие сведения активно использует, а какие - забыл, где пробелы в знаниях.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может бьпь развита дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть "Зоологическое лото", "Ботаническое лото". Игры помогают запомнить» названия растений и животных.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды Взрослый должен ввести ребенка в игру рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона.
Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их Вое это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. - Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа Внук хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно - у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая. Дальше она кладет ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахару. Внук отгадывает и говорит, как он распознал "съедобную" загадку. Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ошупь. Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру "Отгадай по описанию". Вот мама с дочкой возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.
- Хочешь узнать, что я буду покупать? - спрашивает мама - Я буду загадывать тебе загадки - рассказывать про овощи, а ты по описанию их должна отгадать, что это. Растет на грядке, в огороде,
. сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твердая, цветом темно-претемно красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что ее кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становиться от нее темно-красной.
Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребенка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки-описания.
- Теперь ты придумай загадку, - говорит мама дочке в магазине. - Сходи к приливку, посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не то, что я загадывала. Я же попробую отгадать.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки - они не требуют особых условий и дополнительного материала В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть - это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, к которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу - цветы, насекомые, птицы, в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относил» их к той или иной категории.
"Когда это бывает?" - взрослый называет явление, ребенок - время года, когда оно бывает. Например:
- Идет снег ... зимой;
- Радуга на небе ... летом;
- Желтые и красные листья на деревьях ... осенью.
"Что это такое? (взрослый называет растение или животное,
ребенок - общую группу, к которой они относятся). Например:
- Воробей ... птица;
- Олень ... зверь;
- Елка Л. дерево.
"Что третье? (взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий). Например:
Ромашка, колокольчик ... клевер;
Ворона, голубь ... сорока.
Или например игра "Назови одним словом".
Тигр, крокодил, собака ... хищники;
Тигр, собака, кошка ... звери, хищники.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лить в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуд и, веточки, семена клена, репейник Все это - материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона Ценно не только изготовление поделок; но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыгрывал» знакомые сказки ("Колобок", "Лиса, заяц и петух" и др.), придумать свои - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...
Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»
Различают активный и пассивный словарь....
Консультация для педагогов "Развитие интереса к природе через игры
Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объек...
консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"
quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...
Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» на 2019 – 2020- учебный год.
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств.Формирование привычки советоваться со своей совестью ...
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...