Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме
Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_zanyatie.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста.
Понятие «культура воспитания» включает в себя воспитание, обучение и развитие детей. Воспитание и обучение направлено на развитие, обогащение знаниями, умениями, навыками соответственно физиологическому и психологическому возрастам. В каждый микропериод раннего детства особое значение имеют ведущие навыки и умения, овладение которыми играет стратегически важную роль на каждом этапе развития ребенка.
Известно, в ранний период детства проходит интенсивное развитие ведущих навыков. Их смена, совершенствование, что и позволяет выявить ведущие линии в организации жизни малышей. При этом необходимо отметить. Что поступательное развитие качественно меняет умственную и физическую активность маленького ребенка. Поступательное развитие отличается устойчивостью приобретенных умений, не имеющих тенденций «обратного хода», что и обеспечивает поступательное движение в овладении все более сложными навыками, умениями. А затем привычками и знаниями более глубокого содержания.
Современный уровень организации жизни детей в условиях детского образовательного учреждения предполагает амплификацию педагогического процесса в целом.
Каковы же педагогические условия, обеспечивающие поступательное развитие ребенка в ранний период его жизни?
Это, прежде всего, организация окружающей ребенка среды: обеспечение витальных потребностей (еда, тепло, двигательная активность т.д.), рациональный подбор соответствующего оборудования, способствующего развитию (мебель, пособия, игрушки, необходимые предметы быта и пр.).
И главное – развивающее общение взрослого с ребенком.
Как отмечалось выше, современный педагогический процесс в группах раннего возраста связан с амплификацией развития, реализующегося в принципах гуманизации и демократизации. Гуманизация педагогического процесса предполагает обогащение окружающей ребенка среды, информацией, отвечающей его потребностям и формирующей чисто человеческие видение мира.
С раннего возраста ребенок должен стать свидетелем нравственно-этических отношений взрослых друг к другу и к окружающему миру.
Через весь педагогический процесс проходит ориентация ребенка на его творческое развитие, познавательную активность, формирование высоких человеческих качеств, таких как дружба и любовь к людям, бережное отношение ко всему живому, участие и желание прийти на помощь нуждающимся в них. Это начала гуманистического воспитания, в котором проподевтически закладывается толерантность, эмпатия и даже высокие альтруистическиекачества человеческой личности.
Все перечисленные выше черты соответствуют высоким гуманистическим идеалам. Неслучайно они свойственны только человеку. Только человек способен понимать и откликаться на красоту окружающего мира. Только человек способен созидать, творчески совершенствовать цивилизованный мир, в котором он живет. Только человеку свойственно безграничное стремление к познанию и всепоглащающая познавательная потребность. Именно человеку присуще нравственно-этическое сознание, то, что называется совестью, а также высокие человеческие чувства любви и преданности, самопожертвования и осознания своей ответственности за все, что его окружает (природа, социальный мир, национальная культура, историческое прошлое его народа и т.п.), и, наконец, безграничное чувство Родины и своей личной причастности к ее судьбам. Такова современная интерпретация понимания принципа гуманизации общества в целом.
Обогащение личности по принципу гуманизации начинается с первых минут жизни ребенка, когда впервые над ним склоняется лицо заботливого взрослого, когда впервые к нему прикасаются ласковые руки матери, когда он впервые слышит человеческую речь, слышит «музыку» этого мира, в который он принят с любовью и заботой.
Было бы глубокой ошибкой считать, что в период младенчества рано говорить о гуманизации. Ученые доказали, что именно ранние годы являются исключительно благодатным периодом развития. И все, что в начале входит в подсознание, как говорится «с молоком матери», находит свое отражение в сознании в более зрелом возрасте. Если все же обратиться к раннему детству, то практическое применение принципа гуманизации, прежде всего, важно сочетать с любовью и заботой о ребенке, с организацией его жизни и, в частности, окружающей среды по законам добра и красоты.
В окружающем пространстве маленького ребенка следует выделить предметный мир, с которым он сталкивается в первую очередь и в котором начинают развиваться его индивидуальные особенности и интеллект. В общении со взрослыми и в процессе собственного активного освоения окружающего мира малыш достигает психофизического благополучия. Следовательно, последнее является не только результатом усилий взрослого, но и выступает как необходимое условие активности самого ребенка. Поэтому окружающий его предметный мир должен быть организован таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе малыш мог всеми доступными для него средствами осознать и почувствовать радость посильных, самостоятельных «открытий». Этому и способствует предметная среда, организованная под возможности самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства.
Принцип демократизации воспитательного процесса также созвучен раннему онтогенезу человека. Он подразумевает бережное отношение к ребенку как развивающейся личности. Если с раннего возраста воспитывать высокие гуманистические качества, то уважение к ним должно проявляться как условие их реализации. Демократизированное воспитание предполагает право ребенка на активное самовыражение. Это, прежде всего, проявляется в реализации потребностей малыша, с которым должны считаться взрослые. Необходимо уважать в ребенке личность, своим отношением авансируя его исключительную индивидуальность, оберегая ее и развивая.
Современные научные знания о раннем детстве позволяют судить о младенчестве не с точки зрения несовершенства, а с точки зрения уникальности. Неслучайно в последние десятилетия во всем научном мире возрос особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло величайшую «тайну» младенчества: его слабость и «несовершенство» по сути реорганизовались в его силу и безграничность возможностей духовного и физического совершенствования человека в будущем. Именно поэтому раннее детство – стартовый период всех высоких начал, здоровья и интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Конаева С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Санкт-Петербурга Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитан...
Предметно - пространственная среда как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
опыт работы...
Отчет по самообразованию (из опыта работы) на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражани...
Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...
СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...