Психология детей: общение ребенка и папы
материал по теме
Предварительный просмотр:
Психология детей: общение ребенка и папы | ||
С мамой, так сказать, все ясно изначально: мама есть мама, но в определенном возрасте у детей возникают – возможно, не вполне осознанные – вопросы, связанные с личностью отца: как строить общение с папой? как разговаривать с ним? Ответы зависят от того, какое место занимает ребенок в жизни родителя, насколько важную роль в ней играет. Какие бывают папы Возможны абсолютно полярные варианты: некоторые мужчины считают чадо «пупом земли», которому нет ни в чем отказа (в том числе и в общении), другие, наоборот, сознательно превращают детей в забитых существ, не имеющих права голоса и вообще никаких прав. Понятно, что крайности не сулят ничего хорошего. Как правило, отец много времени проводит вне дома, устает, у него есть желание, но нет возможности хорошо узнать своего ребенка и полноценно общаться с ним. Оказавшись дома, отец, к сожалению, иногда видит свое предназначение только в том, чтобы учить, ругать, призывать к порядку – и эта строгость обращена на так долго ждавшего его малыша. А ведь отцовская роль в жизни ребенка значительно больше функции «верховного божества» – пугающего и карающего. Бывает, что мужчина занят лишь собой, своими интересами. Он обращает внимание на ребенка только тогда, когда без этого уже никак не обойтись или сам малыш пытается установить контакт. В этом случае отец «функционирует», как компьютер: да, нет, можно, нельзя. Робкий ребенок после таких «разговоров» почти прекращает попытки привлечь внимание отца: ему ничего не остается, как со всеми вопросами обращаться к одному понимающему человеку – маме. У некоторых мужчин складываются странные и даже уродливые формы общения с детьми. Ребенок ежедневно ощущает, что его не любят, постоянно в чем-то обвиняют, он испытывает унижение, беспомощность, оказывается в изоляции. Такой же недопустимой является модель общения, когда отец заискивает перед малышом, фактически покупая его расположение, чтобы показать, какой он хороший папа. Порой встречаются семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают, и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно». «Поговорим, как мужчина с мужчиной», – всякий мальчишка испытывает гордость, услышав эти слова... А если отец знаком еще и с детскими играми для мальчиков – то цены ему нет! Умеете ли вы говорить с детьми? Привыкший со всеми своими проблемами идти к маме, а не к папе, которому «нельзя мешать», ребенок постепенно перестает обращаться к отцу, авторитет которого падает, а участие в жизни детей сводится к роли «соседа по квартире». Мамам часто кажется, что вся беда в том, что муж не умеет общаться с детьми. (Но, возможно, и материнское речевое поведение не укладывается в рамки образцового и продуктивного.) Чтобы разобраться в этом, проконтролируйте себя – последите, как вы (папа или мама) ведете беседу с ребенком. Если из родительских уст часто звучат речевые конструкции, приведенные ниже, то вам предстоит серьезная работа над изменением стиля общения. Отец, который не жалеет для ребенка времени, видит в нем личность, считается с его интересами, беседует с ним на равных, уважительно выслушивает его мнение, а также знает нюансы в воспитании девочек и в воспитании мальчиков – случай идеальный, но почему бы и не попытаться к этому идеалу приблизиться?.. Чего в разговорах родителей с детьми быть не должно
«Сейчас же вставай!», «Чтобы больше я этого не видел!», «Замолчи
«Прекрати плакать, не выводи меня из себя», «Еще раз это повторится,
«Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя», «Зря я на тебя надеялся!»
«Эх ты, плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты мужик!»
«Успокойся, все это такая ерунда», «Не обращай внимания», «Перемелется – мука будет».
«Пора знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько тебе говорить: слушай отца», «Без конца отвлекаешься, потому и делаешь ошибки».
«Нет, ты скажи, что все-таки случилось? Я все равно узнаю. Ну почему ты молчишь?»
Сын: «Знаешь, папа, я ничего в этой математике не понимаю». Отец: «Как много между нами общего!»
«Ты обязан вести себя как полагается», «Каждый человек должен трудиться», «Нужно уважать старших».
«А ты возьми и скажи ему...», «Нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал (не дал) сдачи».
«Я знаю, что все это из-за тебя», «Что, опять подрался с кем-то?», «Уверен, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь».
«Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый!» Родительская школа: общение с ребенком Существует несколько простых правил, которым мудрые родители обоих полов должны неукоснительно следовать.
|
Источник: www.krokha.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"
Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"...
Заметки психолога "Особенности общения с ребенком в семье"
В сатье рассматриваются основы общения родителей с детьми с помощью шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. . Этот рецепт может стать основным законом воспит...
Заметки психолога "Особенности общения с ребенком в семье".
сатье рассматриваются основы общения родителей с детьми с помощью шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. . Этот рецепт может стать основным законом во...
Советы психолога в общении с ребенком
Информация для родителей и педагогов...
Рекомендации психолога для родителей "Общение ребенка со взрослым"
Общение со взрослым играет огромную роль в возникновении , удовлетворении и развитии познавательной потребности ребенка. Рассказ взрослого помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окруж...
Советы родителям от педагога-психолога "Секреты общения ребенка в семье "
Формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье....
Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...