Обучение детей конструированию
методическая разработка (младшая группа) по теме

Рекомендации родителям по обучению детей раннего возраста конструированию.Примерная тематика построек, задачи, игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_konstruirovaniyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по обучению детей конструированию

Конструирование ─ чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребёнка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего умственного развития дошкольника. Отмечено, что, конструируя, он учится не только различать внешние качества предмета, но и формирует познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета дети реально разбирают образец на детали, а затем собирают их в модель; в своих действиях они осуществляют и анализ, и синтез.            Кубики можно предлагать ребёнку, когда в нём просыпаются творческие силы. Пододвигая один кубик к другому, он замечает, что всякий раз появляются новые формы, которые напоминают то один предмет в комнате (стул, стол, диван), то другой. Кубики постоянно предстают в разных комбинациях и невольно подталкивают к самостоятельным поискам новых и новых построек. А когда поле наблюдательности и умственного развития несколько расширяются, малыш получает кирпичики. Потом добавляются цилиндры, призмы, конусы. Взрослый показывает ребёнку, как обращаться с игрушками (предметами), совершает с ними разные действия, сопровождая словом или песней, постепенно ведёт малыша к осознанию этих действий и повторению движений и слов.

Примерная  тематика построек:

      Башня (высокая – низкая);  дорожка (длинная – короткая);  заборчик (высокий – низкий);  поезд из кирпичиков;  грузовик, стол,  стул - из кубика и кирпичика; диван, кровать, ворота - из кирпичиков;  домик (высокий – низкий) из кубиков и крыши (призмы);  домик с окошком;  лесенка из кубиков;  лесенка со скатом;  мостик  и т.д.    


           Задачи конструирования для детей раннего возраста:

- Учить ребёнка сравнивать шарик и кубик по устойчивости и возможным движениям;

-  Учить сравнивать кубики и кирпичики;

- Учить воспроизводить несложные постройки по показу и объяснению;

- Формировать умение накладывать 4 ─ 5 кубиков или кирпичиков друг на друга;

- Учить укладывать кубики или кирпичики в ряд большей плоскостью на столе, ставить вертикально на меньшую плоскость, располагая в ряд, по-разному размещать, образуя перекрытия;

- Учить находить сходство между своими постройками и окружающими предметами, учить называть постройки;

-  Активизировать в речи название деталей строительного материала;

-  Учить различать и называть величину строительного материала (большой ─ маленький, широкий ─ узкий);

-  Обыгрывать постройки, предлагая ребёнку сюжет игры.

Очень полезны занятия с природным материалом. Это игры с влажным песком, глиной, водой, затем менее массивными предметами ─ камешками, деревом, дощечками, плитками, гладкой бумагой, палочками, нитками. Позже такими материалами могут быть: сухой песок, опилки, бумага и карандаши. Выбирая игрушки для детей, необходимо их оценивать именно с этих позиций ─ способны ли они вызвать игру.

Игры по обучению детей конструированию:

  1.  Здравствуй,  Кубик.
  2.  Катина  дорожка.
  3.  Платочек для Матрёшки.
  4.  Лесенка для Ёжика.
  5.  Весёлый паровозик.
  6.  Как Кирпичик и Кубик с детьми играли.

 «Здравствуй,  Кубик»

    Показать детям, что у куба много граней и все грани одинаковые. Учить  различат по величине и называть понятия «большая–маленькая». Учить соотносить объёмные и плоскостные фигуры. Акцентировать внимании детей  на цвете деталей и построек.

                                Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

   «Входит большой красный Кубик» с коробкой красных маленьких кубиков (в последующих занятиях можно использовать кубики 2-3-4 цветов):

                                                 Есть коробка у меня,

                                В ней живут мои друзья.

                                Они очень разные:

                                Жёлтые и красные,

                                Синие, зелёные.

                                Все дружные и сильные.

                                Вместе любят собираться

                                И в постройки превращаться.

     «Кубик показывает» малышу свой «животик, спинку, ручки, ножки и головку» (грани) и предлагает ему найти всё это у своих маленьких друзей – кубиков и назвать.

        Игра  «Построй башенку»:

Вариант №1. Башня из кубиков.

Вариант №2. Башня из квадратов.


  «Катина  дорожка»

        Учить детей воспроизводить несложные постройки по показу и указанию, размещать их в ряд.  Учить детей различать величину строительного материала (длинная–короткая).  Учить соотносить объёмные и плоскостные фигуры, называть их. Обращать внимание детей на цвет деталей.

 

                                    Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

«Входит кукла Катя» с коробкой кубиков (1-2-3-4 цветов):

                                Катя, Катя маленькая,

                                Катенька удаленькая.

                                Пройди Катя по дорожке,

                                Топни наша Катя ножкой.

                                Ой, а где ж дорожка?!

«Катя просит» малыша  построить дорожку из кубиков (длинную – короткую).

Вариант №1. Дорожка из кубиков.

Вариант №2. Дорожка из квадратов.


  «Платочек для Матрёшки»

     Учить детей размещать детали в ряд, располагать по-разному. Учить узнавать форму, соотносить предметы по цвету и называть его.

                                                 Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

«Входит Матрёшка»:

                                В гости я к ребятам шла.

                                Очень долго наряжалась,

                                Когда в гости собиралась.

                                Поиграйте вы немножко

                                И порадуйте Матрёшку.

Мама предлагает ребёнку поиграть с матрёшкой и её вкладышами, выстроить их по величине.

«Матрёшка просит сделать для себя и своих подружек (вкладышей) цветные платочки».

Игра «Платочек».

 Подсказка:  два кубика «держатся за ручки, под ними ещё два кубика тоже держатся за ручки».

Вариант №1. Платочек из кубиков.

Вариант №2. Платочек из квадратов.


    «Лесенка для Ёжика»

      Продолжать учить строить постройки, учитывая форму деталей и называть  их.  Учить накладывать детали друг на друга и ставить их рядом. Учить соотносить объёмные и плоскостные постройки.

                                            Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

«Приходит Ёж с ведёрком и просит построить для него лесенку», чтобы нарвать яблок с высокой яблоньки для своих ежат:

                                Ходит – бродит вдоль дорожек

                                Весь в иголках серый ёжик.

Мама показывает кубики и предлагает из них построить лесенку. Вначале положим один кубик – это одна ступенька, рядом поставим ещё один кубик, а на него положим ещё один – это вторая ступенька. Вот какая лесенка высокая получилась.

Малыш строит лесенки из трёх разноцветных кубиков, обыгрывают их.

Вариант №1. Лесенка из кубиков.

Вариант №2. Лесенка из квадратов.


    «Весёлый паровозик»

      Продолжать учить строить постройки, различая строительный материал  по форме, величине, цвету. Уточнять конструктивные свойства геометрических   форм.

                                Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

    «Приходит Мишка, Зайка и Белка и просят построить паровоз с вагончиками, чтобы в лес вернуться»:

                                Паровоз, паровоз,

                                Новенький, блестящий,

                                Он вагончики повёз,

                                Словно настоящий.

                                Кто же едет в поезде?

                                Мишка, Зайка,

                                Белка да детишки.

     Мама предлагает построить поезд из кубиков и кирпичика. Вначале ставим кубики (вагончики) в ряд, а потом рядом с ними вертикально ставим кирпичик на короткую сторону.

Вот какой паровоз с вагончиками получился.

Ребёнок строит паровозики с вагончиками четырёх цветов, обыгрывает их.

Вариант №1. Поезд из кубиков и кирпичика.

Вариант №2. Поезд из квадратов и прямоугольника.

(В плоскостном варианте к вагончикам можно пристроить колёса – кружки, соотнося их по цвету.)


  «Как Кирпичик и Кубик с детьми играли»

     Продолжать уточнять конструктивные свойства геометрических  форм.  Формировать  у детей умение строить постройки (стул, стол) без образца.  Побуждать к называнию форм.

                                Будем весело играть,

                                Динь – дон, динь – дон.

                                Кто со мной играть пойдёт?

                                Динь – дон, динь – дон.

Кубик и Кирпичик « входят» в группу:

                                Как – то Кубик в лес пошёл,

                                Там Кирпичика нашёл.

                                Взявшись за руки, детали

                                В детский сад к нам прибежали.

Мама предлагает малышу поздороваться с гостями. Детали «играют с ребёнком и спрашивают», что можно построить из кубика и кирпичика (стул, стол).

Пальчиковая игра «Стол», «Стул»:

                                

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка как ладошка.

Малыш строит стул и стол, приставляя кирпичик к кубику и накладывая кирпичик на кубик с учётом длинной и короткой, узкой и широкой сторон кирпичика. Потом обыгрывает постройки с помощью игрушек и прощается с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"

Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"...

Конспект занятия 2 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "ёлочка"

Обучение детей складыванию из бумаги ёлочки в технике "оригами" с частичной помощью воспитателя. Изготовление поздравительной открытки....

конспект комплексного занятия 3 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"

Самостоятельная работа детей по складыванию парусника в технике "оригами" по конструктивным картам. Изготовление парусника для игр с водой....

Консультация "Обучение детей конструированию"

как правильно учить детей конструированию...

Обучение детей конструированию

Обучение детей констроуированию...

Программа по обучению детей конструированию из бумаги "Оригами" в средней группе

Цель программы: подготовка руки у детей дошкольного возраста к письму в процессе овладения приемами техники оригами, как средства развития мелкой моторики руки...

Методическая разработка "Система обучения детей конструированию"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Система обучения детей конструированию"...