Обучение детей конструированию
методическая разработка (младшая группа) по теме
Рекомендации родителям по обучению детей раннего возраста конструированию.Примерная тематика построек, задачи, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_konstruirovaniyu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
по обучению детей конструированию
Конструирование ─ чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребёнка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития.
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего умственного развития дошкольника. Отмечено, что, конструируя, он учится не только различать внешние качества предмета, но и формирует познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета дети реально разбирают образец на детали, а затем собирают их в модель; в своих действиях они осуществляют и анализ, и синтез. Кубики можно предлагать ребёнку, когда в нём просыпаются творческие силы. Пододвигая один кубик к другому, он замечает, что всякий раз появляются новые формы, которые напоминают то один предмет в комнате (стул, стол, диван), то другой. Кубики постоянно предстают в разных комбинациях и невольно подталкивают к самостоятельным поискам новых и новых построек. А когда поле наблюдательности и умственного развития несколько расширяются, малыш получает кирпичики. Потом добавляются цилиндры, призмы, конусы. Взрослый показывает ребёнку, как обращаться с игрушками (предметами), совершает с ними разные действия, сопровождая словом или песней, постепенно ведёт малыша к осознанию этих действий и повторению движений и слов.
Примерная тематика построек:
Башня (высокая – низкая); дорожка (длинная – короткая); заборчик (высокий – низкий); поезд из кирпичиков; грузовик, стол, стул - из кубика и кирпичика; диван, кровать, ворота - из кирпичиков; домик (высокий – низкий) из кубиков и крыши (призмы); домик с окошком; лесенка из кубиков; лесенка со скатом; мостик и т.д.
Задачи конструирования для детей раннего возраста:
- Учить ребёнка сравнивать шарик и кубик по устойчивости и возможным движениям;
- Учить сравнивать кубики и кирпичики;
- Учить воспроизводить несложные постройки по показу и объяснению;
- Формировать умение накладывать 4 ─ 5 кубиков или кирпичиков друг на друга;
- Учить укладывать кубики или кирпичики в ряд большей плоскостью на столе, ставить вертикально на меньшую плоскость, располагая в ряд, по-разному размещать, образуя перекрытия;
- Учить находить сходство между своими постройками и окружающими предметами, учить называть постройки;
- Активизировать в речи название деталей строительного материала;
- Учить различать и называть величину строительного материала (большой ─ маленький, широкий ─ узкий);
- Обыгрывать постройки, предлагая ребёнку сюжет игры.
Очень полезны занятия с природным материалом. Это игры с влажным песком, глиной, водой, затем менее массивными предметами ─ камешками, деревом, дощечками, плитками, гладкой бумагой, палочками, нитками. Позже такими материалами могут быть: сухой песок, опилки, бумага и карандаши. Выбирая игрушки для детей, необходимо их оценивать именно с этих позиций ─ способны ли они вызвать игру.
Игры по обучению детей конструированию:
- Здравствуй, Кубик.
- Катина дорожка.
- Платочек для Матрёшки.
- Лесенка для Ёжика.
- Весёлый паровозик.
- Как Кирпичик и Кубик с детьми играли.
«Здравствуй, Кубик»
Показать детям, что у куба много граней и все грани одинаковые. Учить различат по величине и называть понятия «большая–маленькая». Учить соотносить объёмные и плоскостные фигуры. Акцентировать внимании детей на цвете деталей и построек.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
«Входит большой красный Кубик» с коробкой красных маленьких кубиков (в последующих занятиях можно использовать кубики 2-3-4 цветов):
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные:
Жёлтые и красные,
Синие, зелёные.
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
«Кубик показывает» малышу свой «животик, спинку, ручки, ножки и головку» (грани) и предлагает ему найти всё это у своих маленьких друзей – кубиков и назвать.
Игра «Построй башенку»:
Вариант №1. Башня из кубиков.
Вариант №2. Башня из квадратов.
«Катина дорожка»
Учить детей воспроизводить несложные постройки по показу и указанию, размещать их в ряд. Учить детей различать величину строительного материала (длинная–короткая). Учить соотносить объёмные и плоскостные фигуры, называть их. Обращать внимание детей на цвет деталей.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
«Входит кукла Катя» с коробкой кубиков (1-2-3-4 цветов):
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая.
Пройди Катя по дорожке,
Топни наша Катя ножкой.
Ой, а где ж дорожка?!
«Катя просит» малыша построить дорожку из кубиков (длинную – короткую).
Вариант №1. Дорожка из кубиков.
Вариант №2. Дорожка из квадратов.
«Платочек для Матрёшки»
Учить детей размещать детали в ряд, располагать по-разному. Учить узнавать форму, соотносить предметы по цвету и называть его.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
«Входит Матрёшка»:
В гости я к ребятам шла.
Очень долго наряжалась,
Когда в гости собиралась.
Поиграйте вы немножко
И порадуйте Матрёшку.
Мама предлагает ребёнку поиграть с матрёшкой и её вкладышами, выстроить их по величине.
«Матрёшка просит сделать для себя и своих подружек (вкладышей) цветные платочки».
Игра «Платочек».
Подсказка: два кубика «держатся за ручки, под ними ещё два кубика тоже держатся за ручки».
Вариант №1. Платочек из кубиков.
Вариант №2. Платочек из квадратов.
«Лесенка для Ёжика»
Продолжать учить строить постройки, учитывая форму деталей и называть их. Учить накладывать детали друг на друга и ставить их рядом. Учить соотносить объёмные и плоскостные постройки.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
«Приходит Ёж с ведёрком и просит построить для него лесенку», чтобы нарвать яблок с высокой яблоньки для своих ежат:
Ходит – бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Мама показывает кубики и предлагает из них построить лесенку. Вначале положим один кубик – это одна ступенька, рядом поставим ещё один кубик, а на него положим ещё один – это вторая ступенька. Вот какая лесенка высокая получилась.
Малыш строит лесенки из трёх разноцветных кубиков, обыгрывают их.
Вариант №1. Лесенка из кубиков.
Вариант №2. Лесенка из квадратов.
«Весёлый паровозик»
Продолжать учить строить постройки, различая строительный материал по форме, величине, цвету. Уточнять конструктивные свойства геометрических форм.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
«Приходит Мишка, Зайка и Белка и просят построить паровоз с вагончиками, чтобы в лес вернуться»:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий,
Он вагончики повёз,
Словно настоящий.
Кто же едет в поезде?
Мишка, Зайка,
Белка да детишки.
Мама предлагает построить поезд из кубиков и кирпичика. Вначале ставим кубики (вагончики) в ряд, а потом рядом с ними вертикально ставим кирпичик на короткую сторону.
Вот какой паровоз с вагончиками получился.
Ребёнок строит паровозики с вагончиками четырёх цветов, обыгрывает их.
Вариант №1. Поезд из кубиков и кирпичика.
Вариант №2. Поезд из квадратов и прямоугольника.
(В плоскостном варианте к вагончикам можно пристроить колёса – кружки, соотнося их по цвету.)
«Как Кирпичик и Кубик с детьми играли»
Продолжать уточнять конструктивные свойства геометрических форм. Формировать у детей умение строить постройки (стул, стол) без образца. Побуждать к называнию форм.
Будем весело играть,
Динь – дон, динь – дон.
Кто со мной играть пойдёт?
Динь – дон, динь – дон.
Кубик и Кирпичик « входят» в группу:
Как – то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взявшись за руки, детали
В детский сад к нам прибежали.
Мама предлагает малышу поздороваться с гостями. Детали «играют с ребёнком и спрашивают», что можно построить из кубика и кирпичика (стул, стол).
Пальчиковая игра «Стол», «Стул»:
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Малыш строит стул и стол, приставляя кирпичик к кубику и накладывая кирпичик на кубик с учётом длинной и короткой, узкой и широкой сторон кирпичика. Потом обыгрывает постройки с помощью игрушек и прощается с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"
Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"...
Конспект занятия 2 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "ёлочка"
Обучение детей складыванию из бумаги ёлочки в технике "оригами" с частичной помощью воспитателя. Изготовление поздравительной открытки....
конспект комплексного занятия 3 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"
Самостоятельная работа детей по складыванию парусника в технике "оригами" по конструктивным картам. Изготовление парусника для игр с водой....
Консультация "Обучение детей конструированию"
как правильно учить детей конструированию...
Обучение детей конструированию
Обучение детей констроуированию...
Программа по обучению детей конструированию из бумаги "Оригами" в средней группе
Цель программы: подготовка руки у детей дошкольного возраста к письму в процессе овладения приемами техники оригами, как средства развития мелкой моторики руки...
Методическая разработка "Система обучения детей конструированию"
Предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Система обучения детей конструированию"...