Театр для малышей
материал по теме
Предварительный просмотр:
Театр для малышей
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления театрализация художественных произведений помогает ребятам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и чудесная музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на самодельной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр, в котором за кукол играют сами ребята, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет охватывать взглядом всю игровую площадку.
Процесс подготовки кукол для театра увлекает, и наши юные актеры до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление. Юные зрители экспансивно переживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра — дело хлопотливое, но возможное. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, они могут общаться друг с другом и со зрителями: подойти к малышам, сидящим в зале, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить, попросить что-либо сделать.
Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др.
Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).
Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия актеров из подростковой группы: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить актеры, находящиеся за экраном, и т. д. Надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко.
Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей. Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, необходимо все тщательно отрепетировать и просмотреть из зала, замечая, когда тень будет ярче и отчетливее.
Большой популярностью у самых маленьких пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Мальчиш-Кибальчиш», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.
Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть руки, из картона делается красивый барьерчик (40—50 см длины и 8 см ширины). Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля можно перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Для создания обстановки театрального представления делается занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. Репертуар театра картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса ребят будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений.
Для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора сценические представления должны усложняться: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум для чтения в младшей и средней школе, а также произведений для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.
Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки, и, наконец, полноценный спектакль.
Для чего театр нужен детям?
Мы приходим в театр и в радости, и в печали. Театр — зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей, на чью долю уже с первых лет выпало слишком много страданий, театр — не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель; друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах.
С древнейших времен у человека была потребность выражать свои мысли и чувства посредством театрализованного действа. В ритуальных представлениях люди звали на помощь добрых духов и боролись со злыми; рассказывали о событиях прошлого и настоящего и просто "выпускали пар". С течением времени спектакли стали формой развлечения. Тем не менее, они по-прежнему оставались элементом таинственной и загадочной сферы "жизни духа". Недаром актеров в средние века не хоронили на кладбищах. Театральное действо привлекает, завораживает, заставляет по-новому взглянуть на давно знакомые явления.
Ребенок, едва родившись, становится участником спектакля под названием "жизнь". Театральная игра наполняет наше повседневное существование сильнее, чем можно подумать. Самые простые колыбельные есть не что иное, как ритуал: младенец засыпает под определенный ритм, определенные слова. Подрастая, малыш начинает принимать участие в играх:
— Царь Горох, прими нас на работу!
— А что вы умеете делать?
— Мы не скажем, а покажем!
Вот вам первое представление, в котором ребенок участвует вполне осознанно. Или возьмем, к примеру, сценки, которые из года в год разыгрывает малышня:
— Анюта!
— Что, барыня? Я тута!
Никто не знает, сколько лет этой миниатюре. Она дошла до нас почти в первозданном виде еще от пра-пра-прабабушек. Дети так же охотно принимают участие в спектакле, как и смотрят его. Такое мини-действо позволяет одним выразить свои мысли и чувства через участие в спектакле, а другим — получить определенный набор эмоций во время просмотра представления.
И еще один аспект: ребенок искренне верит в то, что разыгрываемый перед ним спектакль — правда от первого слова до последнего. А участие в театральном действе, пусть даже в качестве зрителя, помогает ему обогатить внутренний мир новыми мыслями, чувствами.
Посещение профессионального театра позволяет перевести эмоциональное развитие ребенка на качественно иной уровень. Малыш, переступив порог театра, попадает в новый для него мир. Мир, существующий в другом измерении. На него действует и необычное здание, и сама обстановка сказочности, иллюзорности происходящего. Впрочем, что говорить о детях: я сама, проработав шесть лет в театре, не могу отделаться от ощущения, будто в моей работе есть нечто нереальное, некий мистический элемент. Сами подумайте: может ли один нормальный человек сказать другому, не менее нормальному: "Сделай мне луну и пару кирпичей, чтобы кидать в зрителей"? А у нас и не такое говорят!
Так вот, в настоящем театре ребенок тоже становится соучастником действа: он получает эмоциональный заряд непосредственно от артистов, от сцены — работа "вживую" создает эффект, который никогда не может получиться в кино. Дети искренне верят, что вон та зеленая тряпка — темный лес, а эта зловредная тетка — настоящая баба-яга. Именно поэтому я не рекомендую родителям приводить в театр детей младше пяти лет: они могут по-настоящему испугаться, и тогда само слово "спектакль" примет в сознании ребенка негативную окраску. Впрочем, все дети разные. Трехлетний сын одной моей знакомой сказал как-то: "Мама, я умираю, хочу в театр!". Этот ребенок уже в два года пересмотрел весь наш детский репертуар и был в полном восторге.
Вообще, родители, которые часто водят детей в театр, замечают, что у их малышей лучше развивается воображение и способности к творчеству. Ведь, спектакль — не что иное, как игра. Игра в сказку: вроде бы, все события — правда, и вроде бы — все происходит "понарошку".
Итак, дети всегда ждут встречи с вечным чудом, имя которому "Театр". И взрослые легко могут подарить это чудо малышу. Что характерно — даже ершистые подростки испытывают трепет при соприкосновении с искусством. А о малышах и говорить нечего!
И все же для чего же театр детям? Ответ простой и банальный: театр нужен детям настолько, насколько им нужна встреча с чудом. Эмоциональный мир ребенка нуждается в дополнительной подпитке, и именно в театре можно ее получить. Ведь ожившая сказка (а любое детское представление является именно ожившей сказкой) потрясает детское воображение и дает толчок развитию творческих способностей. Кстати, работы, присланные на конкурс "Театр глазами детей", подтверждают этот тезис. Дети в возрасте от 5 до 14 лет рассказали в сочинениях и стихах и показали в рисунках, что театр для них — это чудо, которое всегда рядом. Сказка, которая сбывается.
Не побоюсь сказать, что родители, которые с самого раннего возраста водят детей в театр, ставят перед собой дальнюю цель. Ведь театральное действо не только развлекает, но и развивает. И человек, знающий, что удовольствие можно получить от соприкосновения с искусством, задумается, прежде чем принимать такие заменители реальности, как алкоголь и наркотики. Но не это главное. Главное: посещение театра — праздник для ребенка. И потому, не устаю повторять: приведите ребенка в театр, подарите ему праздник. Да и вы сами получите новые впечатления, сможете сделать свою жизнь более разнообразной.
В совместном посещении театра есть еще одна важная особенность: вы можете обсудить спектакль с ребенком, поговорить, кто из героев вам и малышу понравился, а кто — нет, и почему. Так вы сможете укрепить контакт с ребенком, добиться взаимопонимания, которое вам еще ох как пригодится.
Итак, дети всегда ждут встречи с вечным чудом, имя которому "Театр". И взрослые легко могут подарить это чудо малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план: «Театр для малышей»
Развитие речи, мышления, воображения стимулируют собственную активность ребенка. Выдумки, которые он использует в театрализованной совместной деятельности, будут способствовать интеграции ...
Театр для малышей.
Темматическая консультация для родителей о влиянии театральной деятельности в музыкальном развитии дошкольников....
Доклад на тему: "Кукольный театр для малышей"
Доклад на тему: "Кукольный театр для малышей"...
Пальчиковый театр для малышей.
Пальчиковый театр для малышей. Практически каждый педагог зна...
буклет "Театр для малышей"
В этом буклете советы родителям: с какого возраста начинается так называемый "театральный" возраст, зачем малышу нужен театр...
Конспект открытого итогового занятия кружка "Театр для малышей" во II младшей группе: "В гостях у Бабушки-забавушки"
Программное содержание:Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.Учить отгадывать загадки, слушать потешки, песенки. Поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности. Закрепл...
Театр для малышей
Театр для малышейВряд ли найдется хоть один человек, который бы за свою жизнь ни разу не попал в мир декораций, костюмов и софитов. А если эта встреча произошла в далеком детстве, театр неизменн...