Образовательный паспорт группы
материал (старшая группа) по теме

Попелкова Вероника Александровна

Представляю вариант образовательного паспорта старшей логопедической группы, в котором представлена информация о педагогах, работающих в данной группе, об образовательной программе, реализуемой с детьми 5-6 лет, об их возрастных особенностях и т.д. Данная информация будет полезна педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_pasport_starshey_gruppy.docx269.19 КБ

Предварительный просмотр:

        

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: старшая

ФОРМАТ УСЛУГ: 

реализация  основной общеобразовательной программы дошкольного образования   с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по  направлениям: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ООП:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ООП: 

программа «Наш дом – природа» (Н. Рыжова)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

познавательно-речевая направленность -

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)

социально-личностная направленность -

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева)

художественно-эстетическая направленность -

«Синтез искусств в эстетическом воспитании» О.А.Куревина, Л.С. Васильева

физическое развитие -

«Развивающая педагогика оздоровления» (Егоров Б.Б., Кудрявцева Е.Т.)

ПЕДАГОГИ:

Павлова Елена Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, среднее специальное образование: Колледж педагогического образования, информатики и права «Воспитатель дошкольных учреждений», педагогический стаж 18 лет.

Попелкова Вероника Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, высшее педагогическое образование: Коломенский педагогический институт, «Учитель математики», стаж работы 17 лет.

Планкова Надежда Михайловна, логопед, высшее педагогическое образование: Абаканский государственный педагогический институт, «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии; методист дошкольного воспитания», педагогический стаж 39 лет

ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ:

перспективно-календарная

        

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектоЕ и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Режим организации деятельности детей установлен, исходя из заказа родителей и возможностей бюджетного финансирования, что обеспечивает сбалансированный режим дня и рациональную организацию всех видов детской деятельности, и определен:

  1. пятидневной рабочей неделей;
  2. 12-часовым пребыванием детей в группе с 7.00 до 19.00;
  3. выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.

РЕЖИМ ДНЯ

(ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД)

1

Прием и осмотр, игры, дежурства

07.00-08.10

2

Утренняя гимнастика

08.10-08.20

3

Подготовка к завтраку, завтрак

08.35-09.00

4

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-10.40

5

Подготовка к прогулке, прогулка

10.40-12.00

6

Возвращение с прогулки, игры

12.00-12.10

7

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.45

8

Подготовка ко сну, дневной сон

12.45-15.00

9

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00-15.10

10

Подготовка к полднику, полдник

15.10-15.20

11

Индивидуальная коррекционная работа

15.25-16.30

12

Подготовка к ужину, ужин

16.35-17.00

13

Самостоятельная деятельность детей

17.05-17.55

14

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

18.00-19.00

РЕЖИМ ДНЯ

(ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД)

1

Прием и осмотр, игры, дежурства

07.00-08.10

2

Утренняя гимнастика

08.10-08.20

3

Подготовка к завтраку, завтрак

08.20-09.00

4

Игры, подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд на прогулке, воздушные и солнечные процедуры на прогулке

09.00-12.00

6

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

12.00-12.10

7

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.45

8

Подготовка ко сну, дневной сон

12.45-15.00

9

Постепенный подъем

15.00-15.10

10

Подготовка к полднику, полдник

15.10-15.20

11

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд на участке

15.20-16.20

12

Возвращение с прогулки

16.20-16.30

13

Подготовка к ужину, ужин

16.35-17.00

14

Игры, прогулка, уход домой

17.00 -19.00

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ

  1. Утренняя гимнастика.
  1. Физкультминутки, физкультпаузы, динамические переменки.
  2. Физические упражнения после сна.
  3. Спортивные праздники.
  1. Спортивные игры и подвижные игры на воздухе и в помещении.
  2. Оздоровительный бег на воздухе.
  3. Спортивные досуги.
  4. Дни здоровья.
  5. Ритмическая пластика.
  6. Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний

и здорового образа жизни

  1. Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность"
  2. Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности.
  3. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Организация питания

  1. Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием)
  2. Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией.

Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение

Профилактические мероприятия:

  1. дыхательный  комплекс
  2. комплексы  адаптационной  гимнастики
  3. фитотеропия
  4. дыхательная гимнастика
  5. закаливающие мероприятия
  6. фитонцидотерапия

Общеукрепляющие мероприятия:

  1. Нетрадиционные дыхательные комплексы
  2. Комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа
  3. Витаминопрофилактический комплекс

 Закаливание естественными физическими факторами:

  1. режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, во время прогулок
  2. режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна
  3. местные и общие воздушные ванны
  4. световоздушные ванны и солнечные ванны, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры.

Программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей). В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы), одной недели в январе проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания  результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.

Построение воспитательно-образовательного процесса  строится на выполнении государственного стандарта. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разработанного в соответствии с содержанием образовательных программ, и регламентируется режимом организации деятельности детей.

Цели и задачи ООП раскрывают свое содержание в таких образовательных областях как «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Учебный год  - в связи с его  спецификой - начинается 1сентября и заканчивается 31 мая.

Структура учебного года:

1 - 15 сентября – адаптационный, диагностический период;

16 сентября – 31 октября – учебный период;

1 ноября – 7 ноября – каникулы;

8 ноября – 31 декабря – учебный период;

1 января – 9 января – каникулы;

10 января – 24 марта – учебный период;

25 марта – 31 марта – каникулы;

1 апреля – 15 мая – учебный период;

15 мая – 31 мая – диагностический период;

1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.    

В летний оздоровительный период проводится деятельность только эстетической и оздоровительной направленности.

Возрастные образовательные нагрузки

в подготовительной  группе

Количество условных учебных часов в неделю

Непосредственно образовательная деятельность

15

Длительность условного учебного часа (в минутах)

25 минут

Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка, готовой к социальной адаптации в современном обществе, с учетом его физического и психического развития, а также индивидуальных возможностей, способностей и интересов.

Данная цель конкретизируется в системе задач:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  2. обеспечение своевременного развития ребенка по всем направлениям реализации основной общеобразовательной программы;
  3. осуществление своевременной диагностики и коррекции развития ребенка;
  4. приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  5. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности;
  6. развитие у дошкольников социальной, коммуникативной и деятельностной компетентностей

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей с обязательным психологическим сопровождением (психогимнастика, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика и др.).

Образовательная область «Здоровье»

Задачи:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Физическая культура»

Задачи:

развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Безопасность»

Задачи:

формирование представлений  об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний  о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода  и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного  и осмотрительного  отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.    

Образовательная область «Социализация»

Задачи:

развитие игровой деятельности;

приобщение к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу. 

Образовательная область «Труд»

Задачи:

Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда

Образовательная область «Познание»

Задачи:

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира;

сенсорное развитие.

Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

развитие свободного общения  с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Задачи:

развитие литературной речи;

формирование целостной картины мира;

приобщение к словесному искусству;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

Задачи:

развитие продуктивной деятельности детей;

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Музыка»

Задачи:

развитие  музыкально — художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.


Образовательные области

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Чтение

художественной литературы

Художественное

творчество

Музыка

Утренняя гимнастика,

подвижные и  спортивные игры, специально-организованная и самостоятельная деятельность.

Культурно-гигиенические навыки,

прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия

Наблюдения, игры, ситуации, беседы,

чтение художественной литературы, просмотр соответствующих мультипликационных фильмов.

Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе, чтение худ. литературы, просмотр мультипликационных фильмов, ситуации, возник. в процессе свободного

общения  с взрослым и сверстниками

Наблюдения за трудом взрослых, элементарный бытовой труд, самообслуживание.

Сенсорное развитие,

развивающие и дидактические игры, формирование математических представлений, конструирование

Работа по развитию речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками в течение дня.

Чтение худ. литературы и творческая деятельность.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстраций к детским  книгам.

Праздники, развлечения, музыкальное творчество.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 половина дня

1. познание (формирование целостной картины мира)

1 подгруппа 9.00-9.25

2подгруппа 9.35-10.05

2. познание (формирование элементарных математических представлений)

  1. 1 подгруппа 9.00-9.25
  2. 2 подгруппа 9.35-10.05

1.коммуникация (на основе

ознакомления с

художественной

литературой)

  1. 1 подгруппа 9.00-9.25
  2. 2 подгруппа 9.35-10.05

1.познание(познавательно

исследовательская и

продуктивная

(конструктивная)

деятельность)

  1. 1 подгруппа 9.00-9.25
  2. 2 подгруппа 9.35-10.05

1.художественное

 творчество (на основе

синтеза искусств+

рисование)

  1. 1 подгруппа 9.00-9.25
  2. 2 подгруппа 9.35-10.05

  1. 2.коммуникация (логопедическое)
  2. 1 подгруппа 9.00-9.25
  3. 2 подгруппа 9.35-10.05
  1. 2.коммуникация (логопедическое)
  2. 1 подгруппа 9.00-9.25
  3. 2 подгруппа 9.35-10.05

2. физическая культура

     10.10-10.35

  1. 2.коммуникация (логопедическое)
  2. 1 подгруппа 9.00-9.25
  3. 2 подгруппа 9.35-10.05

  1. 2.коммуникация
  2. 1 подгруппа 9.00-9.25
  3. 2 подгруппа 9.35-10.05

3.физическая культура (бассейн)    

11.00-11.50

3.музыка

1 подгруппа 10.00-10.25

2 подгруппа 10.35-11.00

3. музыка 10.00-10.25

3. физическая культура               10.30-10.55

2 половина  

дня

художественное

 творчество

(лепка)

15.30-15.55

художественное творчество

(аппликация)

15.30-15.55

Виды непосредственно организованной деятельности

Кол-во

в неделю

Кол-во

в год

Продолжительность

Познание

познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

формирование элементарных математических представлений

формирование целостной картины мира

1

1

1

29

29

29

25 минут

25 минут

25 минут

Коммуникация + чтение художественной литературы

2

58

25 минут

Коммуникация (логопед)

3

87

25 минут

Художественное творчество 

  1. рисование
  2. лепка
  3. аппликация

1

0,5

0,5

29

14

15

25 минут

Физическая культура

3

87

25 минут

Музыка

2

58

25 минут

Общее количество

15

348

1. Коммуникация:

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  2. Развитие всех компонентов устной речи:

      - формирование словаря

      - звуковая культура речи

      - грамматический строй речи

      - связная речь.

2. Познание:

  1. Сенсорное развитие.
  2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
  3. Формирование элементарных математических представлений.
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
  5. Развитие экологических представлений.

3. Физическая культура:

  1. Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.
  2. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

4. Здоровье:

  1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

5. Безопасность:

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
  2. О правилах безопасности дорожного движения.
  3. Формирование предпосылок экологического сознания.

6. Музыка:

  1. Музыкально-художественная деятельность.
  2. Приобщение к музыкальному искусству.

7. Социализация:

  1. Развитие игровой деятельности.
  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

      патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

8. Чтение художественной литературы:

  1. Формирование интереса и потребности в чтении.
  2. Ознакомление с детской художественной литературой.
  3. Развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.
  4. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.

9. Труд:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.
  5. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  6. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

         

10. Художественное творчество:

  1. Развитие продуктивной деятельности.
  2. Приобщение к изобразительному искусству.

 

  1. «Коммуникация», «Социализация» интегрируют со всеми образовательными отраслями; при этом, «коммуникация» решает вопросы, связанные с развитием познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, «социализация»  - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире;
  2. «Чтение художественной литературы» интегрирует с «коммуникацией», «здоровьем», «социализацией», «познанием», «безопасностью», и направлена на решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования  целостной картины мира;
  3. «Здоровье» направлено на расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни и интегрирует с «физкультурой», «коммуникацией», «чтением литературы», «социализацией», «безопасностью»;
  4. «Труд» нацелен на формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности и интегрирует с «здоровье», «коммуникация», «социализация», «познание», «безопасность»;
  5. «Безопасность» интегрирует с областями «коммуникация», «физическая культура», «здоровье», «чтение литературы», «познание», «художественное творчество», «социализация», «труд», направлен на формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы;
  6. «Музыка» и «Художественное творчество» направлены на расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства и интегрируют с «коммуникация», «чтение литературы», «познание», «социализация», «труд».

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  1. организованную образовательную деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, изобразительной, музыкальной деятельностей, чтения);
  2. деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную  деятельность  детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Непосредственно образовательная деятельность:

  1. игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  2. просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  3. чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение и рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  4. создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  5. наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  6. изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  7. проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  8. оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  9. викторины, сочинение загадок;
  10. драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  11. обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
  12. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  13. слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов; совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен; показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
  14. физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений;
  15. мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские: прогулки; досуги (проводятся 12 раза в месяц); спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год); соревнования; дни здоровья; тематические досуги; праздники; театрализованные представления; смотры и конкурсы; экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

  1. физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  2. социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  3. речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
  4. эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей:

  1. физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
  2. социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  3. речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  4. эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Взаимодействие с семьями детей:

  1. знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей;
  2. информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте;
  3. образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки);
  4. совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Форма

закаливания

Закаливающее воздействие

Длительность

(мин. в день)

Утренняя гимнастика

(в теплую погоду – на улице)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

7-10

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

Воздушная ванна

Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой А.Н

Индивидуально

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности

(в помещении)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение  с использованием массажных ковриков, каната и т.п.

до 25

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности

(на улице)

Сочетание свето -воздушной ванны с физическими упражнениями

Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой А.Н.

до 25

Прогулка в первой и второй половине дня

Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями

2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа

с учетом погодных условий

Дневной сон

без маек

Воздушная ванна с учетом сезона года, климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка

В соответствии с действующими СанПиН

Физические упражнения после дневного сна

Гимнастика после сна;

7-10

Закаливание после дневного сна

Конрастное закаливание ног, полоскание горла солевым раствором

5-15

5 ЛЕТ

Вариант роста

Мальчики

Девочки

Рост (в см)

Вес (в кг)

Рост (в см)

Вес (в кг)

ниже среднего

100**

101

102

103

104

105

от 14,4 до 19,5

«14,7» 19,8

«15,1» 20,2

«15,4» 20,5

«15,7» 20,8

«16,1» 21,2

97**

98

99

100

101

от 13,4 до 19,4

«13,8»  19,8

«14,2»  20,2

«14,6»  20,6

«15,0»  21,0

средний

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

«16.4» 21,5

«16,7» 21,8

«17,0» 22,1

«17,4» 22,5

«17,7» 22,8

«18,0» 23,1

«18,4» 23,5

«18,7» 23,8

«19,0» 24,1

«19,4» 24,5

«19,7» 24,8

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

«15,4» 21,4

«15,8» 21,8

«16,2» 22,2

«16,6» 22,6

«17,0» 23,0

«17,4» 23,4

 «17,8» 23,8

«18,2» 24,2

«18,6» 24,6

«19,0» 25,0

выше среднего

117

118

119

120

121

122

«20,0» 25,1

«20,3» 25,4

«20,7» 25,8

«21,0» 26,1

«21,3» 26,4

«21,7» 26,8

112

113

114

115

116

«19,4» 25,4

«19,8» 25,8

«20,2» 26,2

«20,6» 26,6

«21,0» 27,0

высокий

123

124

125

126

127

«22,0» 27,1

«22,3» 27,4

«22,7» 27,8

«23,0» 28,1

«23,3» 28,4

117

118

119

120

121

«21,4» 27,4

«21,8» 27,8

«22,2» 28,2

«22,6» 28,6

«23,0» 29,0

6 ЛЕТ

Вариант роста

Мальчики

Девочки

Рост (в см)

Вес (в кг)

Рост (в см)

Вес (в кг)

ниже среднего

107*

108

109

110

111

от 15,7 до 21,7

«16,1» 22,1

«16,5» 22,5

«16,8» 22,8

«17,3» 23,2

108*

109

110

111

112

от 15,9 до 21,9

«16,3» 22,3

«16,7» 22,7

«17,1» 23,1

«17,5» 23,5

средний

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

«17,6» 23,6

«18,0» 24,0

«18,4» 24,4

«18,8» 24,8

«19,1» 25,1

«19,5» 25,5

«19,9» 25,9

«20,3» 26,3

«20,7» 26,7

«21,0» 27,0

«21,4» 27,4

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

«17,9» 23,9

«18,3» 24,3

«18,7» 24,7

«19,1» 25,1

«19,5» 25,5

«19,9» 25,9

 «20,3» 26,3

«20,7» 26,7

«21,1» 27,1

«21,5» 27,5

выше среднего

123

124

125

126

127

«21,8» 27,8

«22,2» 28,2

«22,6» 28,6

«22,9» 28,9

«23,3» 29,3

123

124

125

126

127

«21,9» 27,9

«22,3» 28,3

«22,7» 28,7

«23,1» 29,1

«23,5» 29,5

высокий

128

129

130

131

132

«23,7» 29,7

«24,1» 30,1

«24,5» 30,5

«24,8» 30,8

«25,2» 31,2

128

129

130

131

132

«23,9» 29,9

«24,3» 30,3

«24,7» 30,7

«25,1» 31,1

«25,5» 31,5

*1. Дети с весом ниже данных границ подлежат наблюдению педиатром (дефицит веса).

  2.Дети с весом, превышающим границы (избыток веса), направляются к эндокринологу, т.к. возможно ожирение.

**Дети с ростом ниже этих границ направляются к эндокринологу, т.к. возможна общая задержка физического развития.

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

6 и более

5  и более

4 и более

4 и более

        Инфекционный индекс (ИИ) – отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка. ИИ у часто болеющих детей составляет 1,1 и более.

             

Возраст

Теплое время года

Холодное время года

5 лет

14000 -  15000

11000 - 12000

6 лет

15500 -  17500

12500 - 14500

7 лет

18000 - 20000

14500 - 17500

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Физическая культура

Биологический возраст ребенка соответствует паспортному (Приложение 5). Антропометрические показатели в норме или отмечается их положительная динамика (Приложение 1). Физиометрические показатели соответствуют возрастно-половым нормативам (Приложение 2). Уровень развития физических качеств и основных движений соответствует возрастно-половым нормативам (См. интегративное качество «Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками»). Двигательная активность соответствует возрастным нормативам (Приложение 3). Отсутствие частой заболеваемости (Приложение 4). Отсутствуют признаки сильного и выраженного утомления (Приложение 6). Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры и правила ЗОЖ, владеет культурно-гигиеническими навыками (см. интегративное качество «Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками»).        

Чтение художественной литературы

Владеет культурно-гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.).

Коммуникация

Общается по поводу необходимости и последовательности выполнения разнообразных культурно-гигиенических навыков; объясняет причины необходимости их выполнения: для чего надо чистить зубы, почему следует убирать постель и менять белье, почему нельзя пользоваться чужой расческой, чужим полотенцем. Рассказывает о процедурах закаливания и их пользе для организма, об основных правилах здорового образа жизни, необходимости их выполнения. Может объяснить,  как выполнить физическое упражнение.

Музыка

Играет в подвижные музыкальные игры.

Художественное творчество (мелкая моторика)

См.  интегративное качество «овладевший необходимыми специальными умениями и навыками».

2. Любознательный, активный

Познавательная активность вызывается  в основном взрослым. Появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений.

Здоровье и Физическая культура

Использует основные движения в самостоятельной деятельности, переносит в сюжетно-ролевые игры, проявляет интерес и активность к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений.

Социализация

Интересуется информацией о половых различиях людей, их социальных ролях, структуре семьи и общества, государстве, в котором живет. Проявляет активность в получении подобной информации. Задает вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со сверстниками и взрослыми  деятельность.

Чтение художественной литературы

Проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, в т. ч. к «чтению с продолжением». Проявляет интерес к тематически многообразным  произведениям,  биографии автора, истории создания произведения. Обладает отдельными читательскими предпочтениями, высказывает их при выборе взрослыми книг для чтения. Интересуется человеческими отношениями в жизни и в книгах.

Коммуникация

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему?  зачем? для чего). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает  и  называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форму, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т.д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла). Способен к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и  объектах природы.

Музыка

Проявляет интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений, избирательность в предпочтении музыки разной по настроению.

Художественное творчество

Проявляет  устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. Начинает проявлять активность при обсуждении вопросов, которые для него социально значимы, задает вопросы. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, экспериментируя с красками, пластическими, природными и бросовыми материалами для реализации задуманного им.

3. Эмоционально отзывчивый

Эмоционально откликается на непосредственно наблюдаемые эмоциональные состояния людей, проявляет сочувствие друзьям.

Физическая культура

Переживает состояние эмоциональной комфортности от своей двигательной активности и активности сверстников, взрослых, ее результатов, успешных и самостоятельных побед, хорошего состояния здоровья.

Социализация

Испытывает гордость за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей, людей, живущих в России. Эмоционально включается в дела семьи и детского сада.

Труд

Испытывает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой деятельности. Гордится собой и другими.

Чтение художественной литературы и Коммуникация

Испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Описывает состояние героя, его настроение, свое отношение к событию в описательном и повествовательном монологе. Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, сверстников, взрослых. Передает в речи причины эмоционального состояния человека: плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчилась, потому что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей.

Музыка

Эмоционально отзывается на настроение и характер музыки, понимает настроение образа (болезнь куклы).

Художественное творчество

Эмоционально откликается на  произведения искусства, в которых с помощью формы и цвета переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится) и освещены проблемы, связанные с его социальным опытом.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

В общении внимательно (не перебивая) слушает рассказы друзей и взрослых и эмоционально сопереживает им. Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой и продуктивной деятельности.

Здоровье и Физическая культура

Может  организовать собственную двигательную активность и подвижные игры со сверстниками, проанализировать ее результаты.

Социализация

Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и др.).

Труд

Проявляет взаимопомощь в освоенных видах детского труда. Обнаруживает  отдельные проявления  в осваиваемых (новых) видах. Способен к коллективной трудовой деятельности (может организовывать труд и включаться в него как исполнитель, соотнося и координируя свои действия с действиями других участников).

Чтение художественной литературы

Со взрослыми и сверстниками активно участвует в процессе чтения, анализа,  инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций..

Коммуникация

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению.  Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребенка в деятельности, а  также  привлекательности  во внешности, отражающее черты «мужественности « и «женственности».  Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в  совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

Музыка

Сообщает о своем настроении с помощью музыки.

Художественное творчество

Участвует в партнерской деятельности со взрослым. Осознает преимущества общего продукта деятельности (общими усилиями можно создать большое панно для украшения группы). Проявляет готовность к совместной с другими детьми деятельности и охотно участвует в ней.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые.

Здоровье и Физическая культура

Соблюдает правила поведения при приеме пищи (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом и т.д.). Владеет элементарной культурой движения,  в большинстве случаев соблюдает правила организации двигательной активности, подвижных и спортивных игр. Стремится добиться количественных показателей, проявить максимальные физические качества при выполнении движений, способен оценить их выполнение.

Социализация

Имеет достаточный диапазон  представлений о моральных нормах и правилах поведения (3-4). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание, используя в речи не только слова «плохой»- «хороший», «добрый» - «злой»,  но и более дифференцированную морально-оценочную лексику («справедливый» - «несправедливый», «смелый» - «трусливый», «вежливый» - «невежливый», «грубый» и др.).  Обнаруживает знания о большинстве нравственных чувств и эмоций (любовь, ответственность, гордость, стыд). В большинстве случаев осознает социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, обнаруживает позитивное отношение к требованиям выполнения моральных норм и правил поведения. Приводит некоторые примеры (2-3) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Соблюдает основные нормы и правила поведения в обществе,  устанавливая положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Принимает участие в выполнении некоторых семейных обязанностей и семейных традициях  (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль, принять участие в украшении новогодней елки, вместе с папой подготовить подарок маме и др.).  Понимают обязанности членов семьи в соответствии с гендерной ролью. Выполняет некоторые поручения и просьбы взрослых  и детей в детском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги, мне, пожалуйста, у меня не получается!» и др.).  В практике общения и взаимоотношений совершает нравственно-направленные действия по просьбе взрослых или, в некоторых случаях, самостоятельно в ситуации эмоциональной значимости. В большинстве случаев совершает в воображаемом плане положительный нравственный выбор Способен (в отдельных случаях) к реальному нравственному выбору (например, отказаться от приятного, но шумного занятия или игры, с тем, чтобы не мешать отдыхать заболевшей маме).

Труд

Обнаруживает самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, ответственность в освоенных видах трудовой деятельности. Эпизодически проявляет эти качества в осваиваемых (новых) видах труда.

Безопасность

Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле), правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке,  пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом).

Чтение художественной литературы

Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 15 мин.). Запоминает  прочитанное и достаточно долго удерживает информацию в памяти. Знает и в большинстве случаев соблюдает  правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Коммуникация

Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков. В процессе общения отражает в речи общепринятые  нормы и правила поведения и объясняет необходимость их выполнения. Учитывает идеалы «мужественности», «женственности» в общении. Доброжелательно общается со взрослыми, проявляет инициативу сотрудничества со взрослыми, старается добиться взаимопонимания, уважения и сопереживания со стороны взрослого. Оценивает литературного героя с точки зрения соответствия его поступка общепринятым моральным нормам. Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей: честный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д.

Музыка

Соблюдает культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.

Художественное творчество

Начинает    управлять  своим поведением. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения:  на основе образца, заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной деятельности, а затем  убирает материалы и оборудование; доброжелательно и уважительно относится к работам сверстников.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту

Интеллектуальные задачи решает с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на возможные последствия своих действий для других людей.

Физическая культура

Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, применяет навыки ЗОЖ в соответствующих ситуациях, в непредвиденных обстоятельствах.

Социализация

Самостоятельно воспроизводит и творчески интерпретирует  образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов) в играх,  повседневной жизни. Организует игры, самостоятельно предлагая несколько сюжетов  на выбор («Если не хочешь играть в «Магазин», давай играть в «Дочки-матери»). Договаривается с другими детьми о последовательности  некоторых совместных действий. Вариативно использует соответствующие игре игрушки, атрибуты, предметы (например, если не хватает куклы для роли «бабушки» в игре «Дочки-матери», повязывает платочек  на грибок и говорит «Это – бабушка» и др.).  Умеет распределять их между детьми в соответствии с социальными ролями. Делится и обменивается ими при необходимости с другими детьми. Развивает сюжет на основе имеющихся знаний. Согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре в подавляющем большинстве случаев. В театрализованных и режиссерских играх  разыгрывает содержание по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, ситуациям из жизни. Понимает и передает эмоциональное состояние героев, используя некоторые (2-3) средства выразительности (интонация, мимика, жест, движение и др.). Организует детей для театрализованной игры. С удовольствием выступает перед детьми, воспитателями, родителями.

Труд

Самостоятельно ставит цель, планирует все этапы трудовой деятельности. Контролирует промежуточные и конечные результаты. Проявляет сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных с трудом.

Безопасность

Требует от других  (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации.

Чтение художественной литературы

Использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым). Способен решать творческие задачи:  устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинить небольшое стихотворение.

Коммуникация

Отражает в речи представления о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенки цвета), размере, пространственном расположении, способах использования, способах изменения предмета. Умеет рассказать об участии в экспериментировании, комментирует свои действия в процессе деятельности, дает им оценку («помогал наливать воду, ничего не пролил»;  «самый первый догадался, что кубик не утонет»). Активно обсуждает поведение сверстника в процессе конфликта, оценивает, осуждает, объясняет. Пытается решить личностные проблемы совместно со взрослым посредством рассуждения: хорошо ли поступил? почему? как надо было поступить?

Познание

Конструирует  из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением. Предлагает варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине). Измеряет длину объектов с применением соответствующих средств, сравнивает расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости). Развивается механизм построения образа воображения на основании какой-либо незначительной детали. Может построить наглядную модель содержания текста с его последующим воспроизведением с помощью модели. Совершает преобразования объектов, оценивает последовательность взаимодействия групп объектов, строит и применяет наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях, классифицирует один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям.

Музыка

Способен к творческой интерпретации. Придумывает характеры музыкальных образов и средства выразительности. Импровизирует, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений. Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений. Проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению. Использует  музыку для передачи собственного настроения.

Художественное творчество

Способен ставить цель, для реализации которой потребуется осуществление нескольких взаимосвязанных действий и при поддержке взрослого добивается результата.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

Здоровье и Физическая культура

Имеет представления о некоторых внешних и внутренних особенностях строения человека, правилах ЗОЖ (режиме дня, питании, сне, прогулке, гигиене, занятиях физической культурой и профилактике болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках.

Социализация

Положительно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых перспектив развития («сейчас я хожу в старшую группу, а потом пойду в подготовительную). Определяет гендерные отношения и взаимосвязи (как между детьми, так и между взрослыми). Знает состав семьи, некоторые родственные связи и зависимости внутри нее («Для мамы я сын, а для бабушки – внук»), принимает участие в выполнении некоторых семейных обязанностей (например, кормить рыбок) и в семейных традициях (подготовка к дням рожденья членов семьи и др.). Знает свой адрес, название государства, его символы (флаг, герб). Имеет представления о некоторых странах (Украина, Белоруссия, Германия, Англия, Америка и др.), их населении и природе планеты.

Труд

Начинает осознавать влияние половых и индивидуальных особенностей детей на их трудовую деятельность. Имеет широкие и системные представления о труде взрослых, нематериальных и материальных результатах труда, его общественной и государственной значимости, первоначальные представления о труде как экономической категории.

Безопасность

Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде,  о некоторых способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, некоторых способах оказания помощи и самопомощи. Владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. Имеет представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления - гроза, наводнение, сильный ветер), некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды,  вырубка деревьев, лесные пожары),  правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.

Чтение художественной литературы

  1. Называет любимые сказки и рассказы (3-4). Знает несколько стихотворений (2-3) наизусть.

Коммуникация

Способен по вопросам взрослого рассказать о своей внешности, своих положительных качествах, умениях. Рассуждает о  перспективе развития своей социальной роли: своей будущей профессии, взрослой жизни; рассказывает о членах своей семьи, их профессиях, взаимоотношениях в семье. В процессе общения использует в речи название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); название трудовых действий людей разных профессий, определяют качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Имеет представление о названии своей страны, города, населенного пункта, о главных символах государства (герб, флаг). Проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками.

Познание

Имеет систематизированные представления об объектах и их свойствах.

Музыка

Имеет представление о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, о том, что музыка связана с литературой, живописью, театром, позволяет общаться, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства.

Художественное творчество

Понятно для окружающих  рисует и лепит то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе  простые сюжеты для изображения  и передавает их с помощью доступных средств выразительности (формы, пропорций, цвета). Начинает интересоваться историей народных промыслов.  

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым.

Безопасность

Действует по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях.

Чтение художественной литературы

Способен многое запоминать, читать наизусть.

Коммуникация

Способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания.

Музыка

Стремится к результату музыкально-художественной деятельности (исполнить хорошо песню, танец).

Художественное творчество

При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании начинает овладевать умениями работы по правилу и образцу.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Здоровье

- обслуживать себя (мыть руки, чистить зубы, умываться, обтираться (с помощью взрослого), мыть уши, причесывать волосы, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и др.);

- определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих, называть и показывать, что именно болит (какая часть тела, орган);

- различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их;

- соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх спортивном зале;

- выбирать одежду и обувь, соответствующую погоде.

Физическая культура

(ОТДЕЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ)

Труд

  1. самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться,  складывать одежду, без напоминания по мере необходимости  сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;
  2. самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относиться к личным вещам;
  3. самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы;
  4. самостоятельно ухаживать за растениями и животными в уголке природы, осознавая зависимость цели и  содержания трудовых действий от потребностей живого объекта, контролировать и оценивать качество полученного результата, мотивировать оценку;
  5. осваивать различные виды ручного труда, выбирая их в соответствии с собственными предпочтениями.

Коммуникация

  1. грамматически правильно использовать в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т.п.), существительные множественного числа в родительном падеже (много), следует орфоэпическим нормам языка.
  2. пользоваться прямой и косвенной речью в общении, при пересказе литературных текстов;
  3. проявлять интерес к овладению процессами чтения и письма;
  4. производить звуковой анализ простых трехзвуковых слов, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
  5. устойчиво правильно произносить все звуки родного языка;
  6. употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;
  7. слышать собственные речевые недостатки, сравнивая свою речь с речью взрослых;
  8. в ходе общения использовать повествовательный и описательный рассказ;
  9. употреблять в общении  обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
  10. составлять описательные рассказы об игрушках, картинках;
  11. составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
  12. отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением.

Музыка

- адекватно характеру музыки исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре);

-  слушать усложняющиеся музыкальные произведения;

- анализировать разную по настроению музыку;

- обнаруживать более совершенные певческие (чистоту интонирования, дыхания, дикции, слаженности) и танцевальные  умения и навыки.

Художественное творчество

- при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии.

В рисовании:

- рисовать гуашью (по сырому и сухому);

-  использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного;

- украшать созданные изображения.

В лепке:

-лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения;

-оттягивать детали пальцами от основной формы.

В аппликации:

- пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники).

  1. В конструировании:
  2. -сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);
  3. -   определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
  4. - планировать процесс возведения постройки;
  5. - сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома и т.п.);
  6. - преобразовывать свои постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин и др.);
  7. -  понимать зависимость структуры конструкции от ее практического использования;
  8. - владеть  обобщенными  способы формообразования в работе с бумагой (закручивать  прямоугольник в цилиндр, круг в тупой конус) и создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них;
  9. - создавать игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.
  10. - осваивать способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный паспорт группы

образовательный паспорт группы...

Образовательный паспорт второй младшей группы

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Образовательный паспорт подготовительной группы «Звёздочка»

Вашему вниманию представлен образовательный паспорт группы....

Образовательный паспорт 2 младшей группы

Образовательный паспорт 2 младшей группы...

Образовательный паспорт второй младшей группы

Образовательный паспорт втрой младшей группы на 2014-2015 учебный год. ООП "От рождения до школы", под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Образовательный паспорт 2 младшей группы "Капелька"

В паспорте группы содержится информация по разделам: общая информация, содержательный раздел, организационный раздел и материально-технический раздел....

Рабочая программа воспитателя 1 компенсирующей группы (образовательный паспорт группы)

Рабочая программа воспитателя 1 компенсирующей группы (образовательный паспорт группы)...