Работа с продителями
материал по теме
Предварительный просмотр:
Подсказки для родителей
ДА и НЕТ родителей
ДА
- Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
- Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
- Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
- Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
- Дарите ребёнку книги.
- Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
- Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
НЕТ
- Не заставляйте читать насильно.
- Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
- Не заставляйте читать слишком трудные книги.
- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
- Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
- Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
- Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
- Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
- Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.
- Организация чтения дома
- Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
- Найдите спокойное место.
- Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
- Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
- Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
- Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
- Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.
Дошкольный возраст справедливо считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира и первым серьезным, а иногда и трагическим осмыслением человеческих отношений. Размышляя об особенностях социализации дошкольника, известный отечественный психолог В. С. Мухина справедливо подчеркивает: "В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями" (2; с. 164). Следовательно, создание условий для психологической децентрации (иначе говоря, способности преодоления эгоцентрического начала личности, умения понять точку зрения другого человека, способности к принятию его роли) , являющейся ключевой предпосылкой для морально-нравственного и когнитивного развития личности, становится важнейшей воспитательной задачей. С этой точки зрения невозможно переоценить значение художественной литературы не только для интериоризации ребенком культуры, но и для гармоничного психического развития личности. Уроки, которые преподносят дошкольникам сказки, рассказы, стихотворения запоминаются на всю жизнь и имеют колоссальное( увы, не всегда до конца осознаваемое ближайшим социальным окружением) влияние на интеллектуальное, нравственное и гражданское становление личности. Обратимся к воспоминаниям и художественной прозе классиков литературы минувшего столетия М. Горького, М. И. Цветаевой, С. Я. Маршака, на долгие годы сохранивших память о своих первых книгах, о читательских впечатлениях, оказавших заметное влияние на их судьбу, и мы поймем, что приобщение к художественному слову, к книге, которую никогда не заменят ни телевидение, ни компьютерные игры, ни Интернет (ведь слишком уж несопоставимо их влияние на социально-психологический потенциал подрастающей личности) должно стать центром эстетического воспитания дошкольника.
Процесс воспитания талантливого читателя в различных его аспектах (психолого-педагогическом, эстетическом, искусствоведческом, лингвистическом, арттерапевтическом) всегда находился в центре внимания отечественных исследователей от К. Д. Ушинского до В. А. Сухомлинского, от Ю. П. Азарова до З. А. Гриценко, которая рассуждает об особенностях читательского развития дошкольника и считает необходимым особо отметить: "Грамотный, или талантливый, как его называет С. Я. Маршак, читатель-это читатель, воспринимающий текст, согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию". (1, с.6).
Не стоит доказывать, что талантливого читателя может воспитать только талантливая литература, адресованная подрастающему поколению. Детская литература минувших десятилетий отличалась пристальным вниманием к внутреннему миру и социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста: Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, Б. В. Заходер, А. Л. Барто, С. В. Михалков не только создали художественно полнокровные образы дошкольников (не случайно маленькие читатели, поверившие, что стали прототипами сатирических стихотворений А. Л. Барто, присылали ей письма с обещаниями исправиться), но и актуализировали проблему психологического освоения человеком окружающего мира, проблему осмысления подрастающей личностью трагических сторон бытия: лицемерия и предательства, холодной жестокости и беззащитной доброты, стремления подлости избежать наказания и необходимости ежедневно, ежечасно отстаивать правое дело.
Славное прошлое отечественной литературы, адресованной подрастающему поколению, является сегодня системой координат, по которой ориентируются авторы, чье творческое становление пришлось на конец XX - начало XXI века и было сопряжено с серьезными социальными изменениями, повлиявшими на культуру и литературу России, в том числе и литературу детскую.
О недостатках отечественной литературы адресованной маленьким читателям, сказано уже довольно много: филологии, педагогики, психологи справедливо критикуют современных авторов за примитивные, не имеющие никакой воспитательной ценности сюжеты, отмечают убогий язык и стиль их книг, делают акцент на шаблонности и неубедительности образов героев многих произведений, увидевших свет в последнее десятилетие. Однако, наша задача заключается не в том, чтобы в очередной раз привлечь внимание профессионального сообщества к недостаткам детской литературы и проблемам ее развития, а в том, чтобы обозначить положительные тенденции, наметившиеся в последнее время.
С 2005 года в Москве по инициативе члена Союза писателей России прозаика и журналиста И. В.Лангуевой-Репьёвой Проходит ежегодный международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. За время существования, конкурс открыл десятки талантливых авторов, живущих в разных регионах Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье (достаточно сказать, что на конкурс приходят работы из Англии, Германии, Израиля), которые, безусловно, объединяет интерес к миру детства и любовь к детям, сближает благородное стремление донести до подрастающего поколения вечные ценности и социально значимые цели человеческого бытия. Кроме того, последнее время было отмечено появлением произведений, продолжающих традиции Е. А. Благининой, З. А. Александровой, И. П. Токмаковой, позволяющих утверждать, что лучшие традиции отечественной литературы для дошкольников развиваются и сегодня, в XXI веке.
Какие же проблемы волнуют современных авторов, о чем они прежде всего стремятся поговорить с детьми, какие идеи и идеалы транслируют они в социум, наконец, каким видят современные писатели ребенка-дошкольника? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Дошкольник на страницах современной литературы предстает неутомимым фантазером, неистощимым выдумщиком, стремящимся к активному, игровому познания мира, умеющему замечать необыкновенное в самых, на первый взгляд, обыденных вещах: А. Анпилов, И. Плохих, Е. Григорьева, Д. Герасимова, А. Горн, М. Новикова, Л. Мирошникова отражают в своих произведениях предрасположенности ребенка к деятельности воображения, являющуюся характерной психологической чертой дошкольника. В частности, В. С. Мухина подчеркивает: "…воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта". (2; с. 211)
Дошкольник-герой детской литературы последнего десятилетия не боится мечтать и в фантазиях своих подниматься до облаков, ведь слово "мечта", по точному наблюдению поэта Елены Григорьевой, созвучно слову "мачта". Что же в психологическом смысле объединяет эти два понятия, почему они становятся важны для маленького героя ее стихотворения "Мечта". Обратимся к тексту этого произведения и мы услышим наполненные радостью бытия признания юного фантазера:
Когда я мечтаю,
То вижу всегда,
Как разлетается
В брызги вода.
Вижу себя я
На быстром корвете,
Бьет в паруса мои
Яростный ветер!
Спешу я на помощь-
Не знаю к кому,
Спешу я на помощь
Сквозь ветер и тьму!
И держится мачта,
Не гнется мечта.
Я знаю, что общее в них:
Высота!(3,с. 21)
Итак, фантазия помогает ребенку подняться над повседневностью и создать в своем воображении удивительно яркий, светлый и добрый мир, в котором можно познакомиться с Бабой-Ягой, увидеть, как по небу летят кошки, посочувствовать городской черепашке, которая живет в квартире, а поэтому никогда не увидит свою бабушку черепаху морскую, заметить, что в облаках резвится розовая свинка и даже подружиться с ручейком, как это сделал герой стихотворения Татьяны Агибаловой "Ручеек":
Познакомьтесь, мой дружок-
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек-
Чубчик серебристый!
Он бежит издалека,
По камням и сучьям,
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий
………………………………
Поспешает ручеек
По траве и шишкам,
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки(5, с. 11)
Калейдоскоп детских фантазий многолик, он не перестает удивлять своим чудесным разнообразием умением сочетать несочетаемое и дарить взрослым невероятные истории, напоминая сегодняшним мамам и папам, что они тоже когда-то были детьми. В стихотворениях современных авторов подмечена важнейшая черта психологии ребенка дошкольного возраста, а именно: влияние образов воображения на восприятие ребенком реальной жизни, которое Л.С. Выготский обозначил, как "эмоциональную реальность воображения". В самом деле, дошкольнику бывает трудно дифференцировать мир фантастический и действительность, начав фантазировать, он расцвечивает свою жизнь невероятными красками, становясь участником захватывающих приключений и удивительных событий, рассказ о которых, как правило, не находит понимания у взрослых, в лучшем случае, вызывая у них снисходительную улыбку (вспомним героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова). Эмоциональная реальность воображения помогает ребенку совершить множество удивительных открытий. Например, герой стихотворения Сергея Махотина "Пират" повстречал на улице самого настоящего морского разбойника:
Главарь бесшабашной эскадры,
Внушает почтенье и страх,
И рыжим огнем бакенбарды
Горели на впалых щеках.(3, с. 58)
При этом не так уж важно, что "пират" куда-то неспешно бредет по своим делам, что в руках у него не шпага или кинжал, а всего-навсего "сетка с кульком карамели", гораздо интереснее и важнее для понимания юного героя его искренняя вера во встречу с героем книг и фильмов, встречу, заставившую мальчика, затаив дыхание идти за воображаемым пиратом целый квартал.
Взрослому человеку с его стереотипизированным мышлением бывает трудно и не интересно жить, потому что он разучился радоваться первому снегу, весеннему дождю и веселой радуге, разучился искренне и по-дружески относиться ко всем обитателям Земли, перестал удивляться сам и удивлять окружающих. К счастью, сказанное не относится ни к детским поэтам, ни к юным героям их произведений, поражающих смелой и доброй фантазией. В самом деле, где кроме детского воображения коза может позавидовать стрекозе, рыбка стать преданной поклонницей фигурного катания, а медвежата написать сочинение на удивительную тему "Как я проспал каникулы и что видал во сне?".
Интенсивная работа воображения, жизнь в мире сказок, игр, фантазий, способность и потребность видеть необыкновенное в обыкновенном, способности каждый день совершать небольшие, но столь необходимые для духовного роста личности, открытия является непременным залогом успешной социализации, предполагающей также и возникновение в дошкольном возрасте системы нравственных координат, определяющих жизненный путь человека, характер его взаимоотношений с окружающим миром. В.С. Мухина считает необходимым отметить: "Социальное пространство - условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами прав и обязанностей человека". В дошкольном возрасте социальное пространство осваивается постепенно, через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание" (2; с. 223)
Осваивая социальное пространство, дошкольник - герой современной литературы закономерно попадает в ситуации, требующие нравственного выбора, иногда сопряженного с самоанализом и самоосуждением. Например, маленький герой стихотворения Сергея Махотина "В лифте", мальчик Коля, может быть, неожиданно для себя понял смысл своего скверного поступка:
Был Коля сегодня
Расстроен и зол:
Он в лифте застрял
И, заплакав,
Сел на пол
И все перечитывал
Слово "козел",
Которое
Только что
Сам нацарапал(3; с. 61)
А вот на долю брата и сестры - героев "Сказки о Розовой чайке" Лидии Думцевой выпадает испытание посерьезнее: им предстоит делом доказать свою любовь к маме, которую они не раз обижали и доводили до слез, пока ее не подхватил и не унес в заколдованное царство волшебник Вихрь, где в неприступной башне живут пленницы, собранные со всего света, а "невольницы эти - все матери, забытые или обиженные своими детьми. Прибирают они хоромы хозяина, да за садом ухаживают. Тоскуют и плачут они о своих детях, о потерянной свободе. И горькие слезы их становятся жемчужинами" (4; с. 79)
Пройдя множество испытаний, дети не просто научились быть вежливыми, послушными, хозяйственными (хотя раньше никогда не убирали за собой игрушки и книжки), но поняли, что обижать родных и близких людей означает предавать их, обрекать их на страдания, а себя на одиночество.
Сказка Лидии Думцевой ценна нравственным уроком, который преподносит автор маленьким читателям. Действительно, в основе общественной морали с библейских времен находится фундаментальная идея о любви человека к своему дому, к своей семье, но прежде всего, конечно, к матери, подарившей жизнь.
Столь же серьезными перипетиями и нравственными проблемами отмечены сказки Валерия Квилория. В частности, герой сказки "Неправильное деревце" волшебный мальчик по имени Петька (оказывается, в сказках бывают и такие мальчики) посадил около своего дома маленькое деревце, а ухаживать за ним не захотел:
"- Эй, - просит деревце, - полей меня, пожалуйста!
- Да, ну тебя, - машет рукой волшебник Петька, - надоело!" (4; 475)
Постепенно Петька начинает настоящую войну с деревом: то пытается смастерить из него собачью конуру, то силится (разумеется, безуспешно) срубить его под корень, а то, сев на коня и выхватив из ножен острую саблю, скачет на вредное дерево в атаку. В реальной жизни волшебник Петька легко бы победил противника, однако, сказочное пространство способно наделять невиданной силой и чудесными свойствами весь окружающий человека мир, а поэтому не удивительно, что деревце, в конце концов, побеждает незадачливого чародея, вместе с которым погибает и вся планета. Какое счастье, что такая страшная история может произойти только во сне! Проснувшись, Петька начинает понимать, самое главное на свете волшебство - это чуткость, сострадание и умение позаботиться о тех, кто рядом с тобой.
Дошкольник осваивает окружающий мир, начинает осознавать законы морали, попадая в ситуации, требующие нравственного выбора, причем, речь здесь не идет о глобальных вопросах, недоступных для понимания малыша, скорее следует сделать акцент на повседневных, не заметных на первый взгляд событиях, отдельных аспектах поведения ребенка, формирующих подрастающую личность. Кажется какие мелочи: не убрать за собой игрушки, испачкать новую книжку, грубо ответить бабушке! Однако, в воспитании не может быть мелочей, ведь то, что сегодня представляется нам незначительным, завтра способно трансформироваться в уродливые душевные свойства и негативные личностные качества, поэтому так важно, чтобы детская литература без излишнего назидания и грубого дидактизма показывала малышу примеры социально одобряемого поведения. Например, герой стихотворения Т. Агибаловой "Сделай сам" помогает домашним, с удовольствием выполняя, пусть пока небольшую, но весьма значимую для нравственного и социального развития личности работу:
Утром мне совсем не лень
Застелить свою постель,
Маме с бабушкой помочь
Я и пол помыть не прочь,
Все расставил по местам -
Сделал сам.(5; с. 16)
В дошкольном возрасте важнейшим аспектом социального и морально-нравственного взросления подрастающей личности является установление позитивных психологических отношений между ребенком и его ближайшим социальным окружением, между детьми и родителями. Исследованиями отечественных и зарубежных психологов доказано: уровень социальных притязаний взрослых людей, их самооценка, способность ставить перед собой значимые цели и добиваться их, наконец, что, наверное, важнее всего - психологическая адекватность человека, его способность создать семью и воспитать детей, во многом зависит от обстановки в родительском доме, от первых детских впечатлений и первых уроков. Мечта каждого малыша жить в счастливой семье, быть любимым мамой и папой, находит свое отражение и в современной поэзии для школьников. Например, герой Татьяны Агибаловой так представляет себе счастье:
Я рисую на листочке
Маму, папу и сыночка,
Шапки, варежки потом -
Это мы гулять идем.(5; с. 16)
А герой стихотворения Сергея Махотина "Фотограф" недоволен семейной фотографией, на котором его семья изображена совсем не так, как ожидал мальчик:
На фотографии
Наша семья.
Вот он, мой папа,
Вот мама моя.
Рядом был дед,
Он картошку копал…
Странно, что он в объектив
Не попал.
Нет, у сестры
Ничего не случилось,
Просто она
Не совсем получилась.(3;с.63)
Требования ребёнка переснять неправильную, с его точки зрения, фотографию вполне законно и психологически оправданно, поскольку дошкольник, интуитивно стремясь к гармонии, хочет видеть её прежде всего в человеческих отношениях, в своей семье. Не только взаимные обиды родителей, ссоры, скандалы, но даже намёк на дисгармонию в межличностных отношениях способен вызвать у малыша обиду и отчаяние. Также глубоко расстраивает ребёнка психологическое одиночество, ощущение своей заброшенности и ненужности взрослым, сопровождающее первые годы жизни многих современных дошкольников. Родители могут покупать ребёнку самые дорогие, красивые, престижные игрушки, пытаться радовать его модной одеждой, с первых лет жизни приобщать к электронным новинкам нашего технически сложного века, однако, ни один даже самый совершенный компьютер не заменит дошкольнику ласковой маминой улыбки. Психологическое одиночество малыша - единственного ребёнка в семье - особенно драматично и грозит со временем трансформироваться в серьёзные комплексы, препятствующие полноценной социализации личности, поэтому просьба героини стихотворения Марины Новиковой купить сестрёнку звучит как крик души ребёнка, остро переживающего отчуждение от родителей, мечтающего об общении с родственной душой:
Папа сказал, что я солнышко, рыбка,
Лучшая радость его и улыбка,
Счастье его и его талисман…
Только я не знаю, что это обман!
= - = - = - = - = - = - = - = - = - = - =
Сколько должна я у мамы просить
Братика или сестрёнку купить?(5;с 112)
Очень часто взаимонепонимание между малышами и родителями возникает потому что взрослые забывают о своём детстве, о том, что и они любили шутить и шалить, не всегда слушали советы и старших и даже могли их огорчить. Между тем, в каждом человеке и строгом педагоге, и в мудром враче, и в ответственном милиционере, и в весёлом артисте живёт маленький ребёнок, который также любит быть несерьёзным. Например, героиня стихотворения Дарьи Герасимовой "Мамы" делает удивительное открытие, оказывается что:
Мамы любят лужи мерить,
Находя их жарким летом,
Забывать ключи от двери,
А потом слоняться где-то
= - = - = - = - = - = - = - = - = -
Мамы любят грызть конфеты,
И кататься на трамвае,
Но они молчат об этом.
Почему? Никто не знает…(3,88)
Зорко подмечая внутреннего ребёнка в своих родителях, дети интуитивно стремятся к диалогу с ним, однако часто такой диалог реализуется лишь в мечтах и никогда не становится явью. Маленький герой стихотворения Игоря Шевчука даёт простор фантазии и представляет, чтобы было, если бы "…я бы стал вдруг папой, ну а папа мной бы стал".
Мальчик воображает, как его папа совершил множество шалостей и проказ, а он, став хотя бы на одни сутки отцом, строго спросил бы сына:
Впереди у нас весь день
Признаваться, где ремень?(3;с.33)
Неожиданный финал стихотворения, явно контрастирующий с его шутливым, веселым тоном, резко снижает эмоциональное впечатление, поскольку он дает не утешительное представление об воспитательной практике, принятой в этом семействе.
Современные дошкольники-герои поэзии и прозы, появившейся в последнее время, чаще оказываются нравственно выше и эмоционально тоньше своих родителей, именно они преподносят миру взрослых бесценные уроки доброты, милосердия, сострадания, они способны острее родителей почувствовать чужую боль и прийти на помощь.
Идеи сострадания и прощения, являющиеся смыслообразующими в повести Ольги Гарнат "Фунтик и жизнь ,или жизнь Фунтика", транслирует прежде всего самый маленький герой этого произведения - внук хозяина щенка Фунтика- Антошка.
Когда Вова Чаркин, "свирепый предводитель бродячей стаи, гроза свалки и её окрестностей", пытается похитить огромный бублик у беззащитного, доверчивого малыша, родные люди спешат на помощь Антону и всеми силами пытаются прогнать беспризорного пса, а "в это время Антоша вырвал свою руку из рук матери, вернулся к кусту сирени, сорвал с него всеми забытый бублик, подбежал к медленно пятившемуся Вовану и положил бублик перед ним на землю".
-Собачка, кушай!- всхлипнул он. -Кушай собачка! Ты, наверное, голодная, кушай, мне совсем не жалко!" (4;с.290.)
Любовь маленьких героев современной литературы активна, деятельна, созидательна. Ребенок стремится подарить радость бытия окружающему миру и прежде всего тем, кому сейчас плохо. Героиня стихотворений Дины Бурачевской "Дворняжка" готова приютить бездомного щенка:
Несешься вихрем по двору
И разгоняешь галок в клочья!
Давай тебя я подберу!
Не хочешь, шустрый мой, не хочешь...(3;с. 111.)
А заботливые внуки из стихотворения Светланы Войтюк "Лекарство для бабушки" принимает вполне серьезное и благородное решение: помочь своей заболевшей бабушке пока, она лежит в кровати с высоким давлением, её внучата:
Приготовили обед,
Пол блестит и пыли нет:
Справились мы сами
С разными делами(5;с.44.)
Поэзия и проза для дошкольников, появившаяся в последнее время, свидетельствует: традиции умного, доброго, психологически точного и педагогически значимого диалога с ребенком- читателем, заложенные в предыдущий период развития отечественной литературы, востребованы новым поколением авторов, которые не боятся говорить с детьми о серьезных проблемах бытия, пытаясь актуализировать творческий потенциал маленьких читателей и воспитать в них лучшие человеческие качества: доброту, альтруизм, способность сострадать и сорадоваться.
Литература
1. Гриценко З.А. ".Ты детям сказку расскажи". Методика приобщения детей к чтению,- М., 2003-176с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология,- М., 2000-176с.
3. Новые стихи/Сост. Л. Яковлев.-М.:Махаон,2007-125с.
4. Пятьдесят писателей: Сб.произведений лауреатов Первого и Второго международного конкурса лауреатов детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого-Т.1.-М;2008-478с.
5. Пятьдесят писателей: Сб.произведений лауреатов Первого и Второго международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого.-Т.2.-М;2008.-549с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
консультация для продителей
quot;Как рассказать ребенку освоей работе и о людях разных прфессий"...