Работа родительских клубов в системе экологического воспитания
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа родительских клубов в системе экологического воспитания
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Мамы, папы, Бабушки и дедушки – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы нравственных ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к ответу детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать. Что показывал отец.
Безусловно, положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий педагогов и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. И детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по - разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человеком, в обществе – другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо. Перед родителями стоит сложная задача направлять детей, оберегать и контролировать их, а также руководить ими и в тоже время делать это так, чтобы по мере взросления дети становились все более и более самостоятельными. Самым важным показателем качества родительства, большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции (А.Бодалев, А.Варга, Е.Матейчик. О.Семегина, Г. Хоментаускас и др.)
Свою работу по экологическому воспитанию с родителями мы начали с поэтапного обследования семей (анкеты, опросники, наблюдения, беседы, диагностика семьи) значительное место в изучении семей воспитанников сыграли рисуночные тесты, которые использовал психолог. Рисунки детей своей семьи наглядно демонстрировали особенности взаимоотношений в семье и помогли составить более точный ее психологический портрет.
Работа по изучению и анализу особенностей семей завершилась разработкой форм взаимодействия с каждой категорией семей, определились темы, как индивидуальных, так и групповых консультаций, роль и место каждого специалиста в работе с семьей. Эколог, педагог- психолог, социальный педагог, специалист по развитию речи работают по проблеме экологии в тесном взаимодействии. В работе с родителями мы используем разные формы и принципы.
Большое место нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
– проведение тематических родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
– участие родителей в спортивных и музыкальных экологических праздниках, совместное озеленение территории детского сада;
– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет
- проведение совместных природоохранных акций: «Дети дарят городу цветы», «Ярмарка цветов», «Зелень городу к лицу». «Архитекторы птичьих гнезд».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа), материал в которых должен постоянно обновляться.
В нашем детском саду мы организуем выпуск экологической газеты для родителей, которая носит познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функцию.
В процессе работы с родителями мы пришли к выводу, что наиболее удачной формой работы являются родительские клубы. Они хорошо зарекомендовали себя в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно – поучительно. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
В клубе людей объединяют общая проблема и совместные поиски оптимальных форм ее решения. Мы тщательно продумываем организацию мероприятия, виды наглядности, решаем какой вид деятельности можно показать, как иллюстрацию проблемы (показ видео или показ детей непосредственно в группе). Занятия родительского клуба проводятся в течение года. На год планируется 6-8 заседаний, которые могут быть объединены единой темой. Время проведения каждого заседания 1,5-2 часа. Семейные клубы – динамичные структуры, они то сливаются в один большой, то дробятся на более мелкие. Все зависит от тематики очередной встречи.
Работа родительского клуба планируется следующим образом:
1.Тема, цель занятия. Четко определяем тему и ставим задачи, которые будут решаться на занятии клуба. Разрабатываем приглашения и памятку по теме заседания.
2.Теоретическая часть. Даем информационный материал с рядом практических советов, которые в конце зачитываются.
3.Практическая часть. Очень разнообразна и зависит от темы и цели занятия. Используем тренинговые упражнения и игры на знакомство, общение, а также упражнения, соответствующие тематике (их может быть 1-2 и т.д.), разыгрывание проблемных ситуаций, анализ и решение ситуаций, дискуссия, различные задания на самоанализ с возможными вариантами ответов, конкурсы и т.д.
4.Заключительная. Родители делятся впечатлениями, ответив на вопрос: «Что именно было полезным на сегодняшнем занятии?» Даем задание на следующие занятия: наблюдение за ребенком, заполнение анкеты и т.д., предлагаем краткие рекомендации в виде памятки.
Такая работа с семьей способствует повышению экологической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье и налаживанию тесного сотрудничества с родителями.
Как воспитать у ребенка любовь к природе.
(Сценарий заседания родительского клуба)
Цель: Обогатить педагогические знания родителей по экологическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.
Задачи:
- способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и ДОУ;
- убедить родителей в важности экологического воспитания;
-способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
Участники: родители группы детского сада (12 человек); старший воспитатель; педагог – психолог; воспитатели групп.
Подготовка к проведению:
- изучение литературы по данной теме;
-оформление приглашений;
- разработка рекомендаций «Как воспитать у ребенка любовь к природе»;
- выставка игр по воспитанию у детей любви к природе
Ход встречи:
Ведущий приветствует гостей, сообщает о цели мероприятия и о том, что заседание пройдет в форме устного журнала по следующим рубрикам.
- «Это актуально».
Дорогие папы и мамы! Одним из важных вопросов воспитания и образования дошкольников является проблема воспитания у детей любви к природе. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы – общего для нас и других живых существ (животных, растений и даже микроорганизмов) Дома. С общим Солнцем, что нас согревает, с общей Землей, что всех нас кормит, с общей Водой, что утоляет нашу жажду, с общим Воздухом, которым мы все дышим. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Вопрос родителям: Какие качества необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он вырос гуманным человеком по отношению к природе? (Ответы родителей).
В работе с детьми по экологическому воспитанию детей можно условно выделить три направления:
-знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;
- формирование созидательных начал у детей в различных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;
-формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая « книга жизни»
2. «Предлагаем обсудить».
Вопрос родителям: Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании у ребенка любви к природе – семье или детскому саду?
(Ответы родителей).
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. И прав был В.А.Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей – это труд, причем труд очень кропотливый. Отец и мать самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребенок берет пример, которым он подражает, по которым он строит свое поведение.
Народная мудрость гласит: «Дитятко что тесто, как замесил, так оно и выросло».
Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость, и счастье?
Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время, когда насилие, убийства так часто происходят вокруг нас, правильно воспитывать ребенка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада.
Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным.
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
- Давайте поиграем!
Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
Конкурс. «Вопрос – ответ».
– Почему лес называют зеленой аптекой?
– Какие цветы расцветают ранней весной?
– При каких заболеваниях используется липа?
– Где уши у кузнечика?
– У какой птицы зимой появляются птенцы?
– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
– Какую траву любят кошки?
– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?
– Какая ягода заменяет лимон?
– При каких заболеваниях используется мята перечная?
Ведущий. Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Плыть в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинки на болоте,
Осетра в реке и птицу в небесах!
- «Советы специалиста» (педагога – психолога)
Родителям предлагаются рекомендации «Как воспитать у ребенка любовь к природе»
- Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.
- Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
- Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
-Учите детей правильному общению с живыми существами.
- Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок – живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
- Учите детей не причинять живому зла. Помогать всему живому.
- Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем. Кто в этом нуждается.
- Учите исправлять свои ошибки.
- Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
- Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
- Придумывайте вместе с детьми сказки. Рассказы о доброте.
- Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
- Разучите пословицы:
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помнится.
Доброму везде добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро помни, а зло забывай.
- Это должен знать каждый.
Берегите и охраняйте природу.
Помните:
Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
6. Создаем копилку полезных советов.
(проведение в форме «слово-эстафета») Предложить родителям составить свод правил поведения в природе, которые помогли бы воспитать у ребенка любовь и бережное отношение к природе.
Уважаемые родители! Мы не прощаемся с вами, а с нетерпением ждем новой встречи с вами и надеемся тесно сотрудничать с вами в будущем. Надеемся, что наши встречи помогут вам в воспитании ваших детей. Желаем успехов! (В конце каждому родителю выдается сертификат).
Первухина Е.А., воспитатель МБДОУ№43 «Тюльпанчик» г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец.
(В.А.Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы
Актуальность педагогического опыта экологического воспитания дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается интенсивно развиваться методика экол...
Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...
План работы родительского клуба "Родительская пятница" Младшей группы №9 На 2021 -2022 год
План работы родительского клуба"Родительская пятница"Младшей группы №9На 2021 -2022 год...
Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»
Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Конспект мини-тренинга для родителей в рамках работы родительского клуба "Тепло родительских сердец»
\\...
План работы родительского клуба «Родительская пятница»
План работы родительского клуба «Родительская пятница»...