Предметно-развивающая среда – фактор разностороннего развития
статья на тему

Развитие ребенка зависит от того, в каком окружении он растет, кто его воспитывает. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, стандартной, а может быть насыщенной, неординарной, меняющейся. Ее правильная организация и включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону моей педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valentina_nikolaevna.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда – фактор

разностороннего развития дошкольника.

        Развитие ребенка зависит от того, в каком окружении он растет, кто его воспитывает. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, стандартной, а может быть насыщенной, неординарной, меняющейся. Ее правильная организация и включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону моей педагогической работы.

        Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Для этого я превратила групповую комнату в своеобразную «лабораторию», где дети могут попробовать себя в разных ролях: исследователь, художник, друг.  Большую  часть группы занимает зона игры и конструирования. Предметы для игр находятся на открытых полках шкафов. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению. Если кто-то из детей захочет уединиться, он может спрятаться за переносной ширмой. Для игр дети используют группу, спальню и даже прихожую. Это позволяет рассредоточить играющих детей в помещении с учетом их интересов и симпатий, избежать конфликтов. Для игр в «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Дочки-матери» подготовлены необходимые атрибуты. В свободном  доступе на полочке шкафов множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек для развития логического мышления, памяти, внимания.

        Дети используют для игр деревянный, металлический и пластмассовый конструкторы. Для обыгрывания построек им предлагаются небольшие фигурки людей, животных, машинки,  мелкие игрушки. Я обращаю внимание детей на необходимость сотрудничества в процессе конструирования, обсудить правила поведения во время совместной деятельности.  В строительных играх дети закрепляют знания геометрических фигур, в названии которых испытывают затруднения: куб, призма, конус. Ребята в нашей группе с выдумкой используют бросовый материал: коробки, крышки, баночки из-под йогурта, с удовольствием используют конструктор «Лего», возводят множество сооружений, которые могут сохраняться длительное время. С такими постройками они подолгу играют, не боясь их разрушить, придумывают все новые игровые действия и сюжеты. Исчезают такие конструкции только по желанию самих «архитекторов». Занимаясь конструированием, дошкольники становятся целеустремленнее, организованнее, учатся преодолевать трудности, действовать сообща.

        Материал  в группе сосредоточен по образовательным областям.  Это позволяет детям использовать полученные знания в новой обстановке. На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по знакомству с буквами «Учусь читать», «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные художественные материалы, аудиозаписи,  иллюстрации и альбомы на разнообразные темы

        Мною подобран дидактический материал, игрушки, дидактические игры по развитию математических способностей. Дети свободно пользуются головоломками,  дидактическим  играми «Считай дальше», «Больше-меньше», цветными пробками (сортировка по цвету, счет, составление узоров), книгами по математике, линейками, фломастерами, мешочками со счетными камешками, шишками, желудями.

        В физкультурном уголке есть необходимый инвентарь для развития движений: мячи, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, классики.

        Подобная предметная среда способствует всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал, действовать им в определенной последовательности, бережно относится к играм и игрушкам и аккуратно складывать их по окончании деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...