Как подготовить ребенка к школе психологически
статья по психологии (подготовительная группа)
Данная статья будет интересна и полезна как родителям, так и педагогам. В ней отражены основные составляющие психологической готовности детей к школе: интеллектуальная готовность, социально-личностная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность. Рассматривается, что входит в каждую составляющую, почему этот компонент важен и как его можно развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole_psihologicheski.docx | 164.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить ребёнка к школе психологически
Содержание
- Интеллектуальная готовность ребёнка к школе
- Социально–личностная готовность ребёнка к школе
- Особенности мотивационной готовности ребёнка к школе
Поступление в школу — переломный момент в жизни родителей и ребёнка. На смену игре как основному занятию приходит стремление запастись багажом знаний. Многие мамочки будущих первоклассников с трепетом узнают, что психологическая готовность ребёнка к школе — это неумение прилично читать и писать. Более того, некоторые программы обучения в начальной школе могут давать преимущества детям, не умеющим читать. Например, многие программы серии РО — развивающее обучение. Как же узнать, готов ли малыш к перипетиям школьной жизни?
Дело в том, что психологическая готовность — широкое понятие, включающее в себя множество аспектов. И для классификации требуемых умений и навыков специалистами выделены особые пункты готовности:
- интеллектуальная готовность;
- социально–личностная готовность;
- эмоционально–волевая готовность;
- мотивационная готовность.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе
- Словарный запас — это уже не главный показатель интеллектуального развития ребёнка. Сейчас этот миф развенчан и при приёме в школу проверяют три основных пункта: мышление, память, внимание. Это три кита, на которых выстраивается база определения интеллектуальной готовности.
- Мышление. При оценке мышления обычно задаются вопросы на общую эрудицию. Как минимум ребёнок должен уметь рассказать о себе основную информацию (полное имя, адрес месте жительства, имя мамы и т.д.). Также проверяется умение обобщать — объединять предметы по определённому признаку, и классифицировать — разделять предметы по общему признаку. Образное и словесно-логическое мышление традиционно проверяется по заданию «составь цельный рассказ по отдельным картинкам».
- Память. Бывает долговременная и кратковременная память. Психологи настаивают, что у кратковременной памяти средний показатель — семь единиц, плюс-минус три. То есть если произнести десять слов и попросить ребёнка воспроизвести как можно больше из них, то семь слов — это норма. Десять слов — идеальный показатель. Четыре — на крайней границе нормы.
- Внимание. Умение сосредоточиться на словах учителя, не отвлекаясь на посторонние вещи — это едва ли не главная задача хорошего ученика. Специалисты называют это произвольным вниманием. Его проверяют таким образом. Называют пары слов и просят назвать то, которое было длиннее. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, то у него на достаточном уровне развито произвольное внимание. Если же он постоянно переспрашивает, то данная способность нуждается в корректировке.
Также психологическая готовность ребёнка к школе зависит от качества восприятия, развитости воображения и речи.
К восприятию относятся слух, зрение. Воображение обычно подвергается только косвенной проверке. Например, в таком популярном тесте, как рисунок несуществующего животного. Речь её насыщенность также оценивается косвенно, при общении.
Социально–личностная готовность ребёнка к школе
Социально–личностная составляющая включает волевой компонент.
Воля ребёнка — важный аспект школьного общения. Он должен трудиться для достижения поставленной учителем цели. Для этого ему понадобится управлять своим поведением, тормозить некоторые спонтанные реакции волевым усилием. В школе нельзя отвечать на поставленный вопрос сразу, надо поднять руку и подождать, пока тебя спросят. С позиции взрослого это мелочь, но для младшего школьника это становится серьёзным испытанием.
Волевые процессы помогают довести дело до конца, не бросать дело на половине пути.
При поступлении в школу необязательно иметь полностью сформированные волевые процессы. На первых порах учитель будет помогать ребёнку контролировать своё поведение речью. Затем речь будет являться связующим звеном. Ребёнок сам будет управлять своими волевыми процессами с помощью речи. Немного позже речь станет внутренней.
Чтобы проверить, насколько развиты волевые качества у вашего ребёнка, достаточно за ним понаблюдать. Доводит ли он до конца начатое дело? Умеет ли организовать пространство для работы? Бросает ли игру, если потерпел поражение? Возможно, на первых порах ему потребуется помощь, но со временем необходимо больше места отводить под самостоятельные действия ребёнка. Проблемам проявляющимся в эмоционально–волевой сфере ребёнка нужно уделять особое внимание.
В целом социально-личностная готовность определяется:
- положительным отношением ребёнка к самому себе;
- дружелюбное отношение к окружающим людям;
- настрой на изучение окружающего мира;
- коммуникативной компетентности;
- социальной компетентности детей.
Главный показатель, по которому стоит ориентироваться в этом аспекте — это готовность самого ребёнка к принятию новой позиции в обществе. Позиция школьника выражается определённым отношением ребёнка к учёбе, к другим детям, учителям, родителям, к самому себе. Если ваш ребёнок начал играть в школу с познавательными мотивами (узнать, что внутри, как устроено, почему двигается), значит, он по социально–личностной составляющей готов к школьному обучению. Также одним из показателей будет являться вступление ребёнка в стадию кризиса семи лет.
Особенности мотивационной готовности ребёнка к школе
Мотивация поступления в школу у первоклассников встречается самая разная. Если ребёнок хочет в школу, потому что там не надо спать днём или потому что ему купили красивый портфель, то это — неправильные установки. В конечном итоге такой ученик разочаруется в том, что ему предлагали и учёба резко пойдёт на спад. А все из-за того, что вовремя никто не поинтересовался, что именно было для малыша привлекательного в школе. Обычно к семи годам формируется устойчивый интерес к познаванию окружающего мира. Приобретение новых знаний — вот какая мотивационная основа будет залогом успешной школьной жизни. По крайней мере, в начальной школе.
В целом к поступающим в первый класс детям не предъявляется непосильных требований. Все вполне выполнимо. Если ребёнок не был педагогически запущен, имеет хорошее здоровье и благоприятную семейную атмосферу, то с большой долей вероятности можно утверждать, что к семи — восьми годам он вполне готов к школьному обучению. Другой вопрос, что родители дошкольника иногда чересчур заботятся о его судьбе и всячески стараются смягчить жизненный путь ребёнка. Отпустить чадо бывает трудно, но это необходимо для благополучия всей семьи.
Поступление в первый класс — это огромный стресс. Растерянность, тревога и беспокойство при этом — нормальные чувства. Поддерживая друг друга и не забывая обращаться за помощью к специалистам, семья вполне способна перешагнуть этот новый рубеж на пути к взрослой жизни своего малыша.
Как определить готов ли ваш ребёнок к школе
Когда ребёнок достигает школьного возраста, перед его родителями может возникнуть дилемма: отдавать его в школу ближайшей осенью, либо подождать ещё год.
Как правило, в таких случаях появляется много советчиков, одни говорят, что лучше ещё подождать, другие твердят, что отдавать ребёнка на школьное обучение необходимо именно в 6 лет. Конечно, прислушиваться к советам считается благоразумным, но все же родителям приходится самостоятельно определить, готов ли их ребёнок к школе. Для этого не обязательно посещать психологов, педагогов, — определить готовность дошкольника к первому классу совершенно несложно, достаточно лишь хорошо знать своего малыша.
Признаки, по которым можно узнать, готов ли ребёнок пойти в первый класс:
- Малыш, идущий в первый класс, должен немного ориентироваться в окружающем. Ему необходимо иметь представление, что означает: направо — налево, большой — маленький, высоко — низко, вперёд— назад.
- Он должен чётко называть своё имя, фамилию, отчество, возраст, домашний адрес, а также имена всех своих ближайших родственников.
- У ребёнка должно появиться желание идти в школу, а для этого у него должна быть мотивация. Определить эту мотивацию ему могут помочь родители.
- Дошкольник должен быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками.
- Дошкольник должен быть хорошо развит физически: нормальное зрение, слух, общее состояние здоровья.
- Следует обратить внимание на развитие зрительной памяти, а также зрительного восприятия.
- Важно, чтобы были развиты такие качества, как самостоятельность, организованность, воспитанность.
- Дошкольник должен иметь представление о том, как необходимо правильно общаться со взрослыми людьми.
- Кроме вышеперечисленных, одним из важных критерий, является умение дошкольника контролировать своё поведение, а также эмоции.
Однако у многих родителей наряду с главной проблемой: готов ли к школе ребёнок, возникает не менее важный вопрос — когда отдавать ребёнка в школу? И, хотя современное образование предусматривает обучение детей с шестилетнего возраста, в этом вопросе существует множество противоречий.
Психологи утверждают, что отдавать в школу необходимо именно в 7 лет. Связано это с тем, что шестилетний малыш, скорее всего, психологически ещё не готов к школьному обучению — даже если изначально ему всё будет даваться легко — приблизительно к середине обучения могут возникнуть проблемы и затруднения в учёбе.
Кроме того, считается, что к семилетнему возрасту ребёнок переживает свой первый «возрастной кризис», после чего становится более опытной и зрелой личностью.
С точки зрения медицинских работников, отдавать шестилетнего в школу, родителям не рекомендуются, так как организм ребёнка ещё не готов к этому физически. — Дети быстро утомляются, могут даже терять вес. Дошкольник в этом возрасте неё всегда ещё готов рассуждать самостоятельно, а также концентрировать своё внимание на учебной программе. В таком возрасте ещё слабо развита мелкая моторика рук, что сказывается на написании букв. В этом случае ребёнок будет беспокоиться и нервничать.
Однако следует помнить, что отдавать детей в школу в возрасте более 7 лет — также не является правильным. Во-первых, школьник будет явно отличаться от своих одноклассников ростом и весом, что может быть неприятным для него. Ему также может быть скучно с ребятами в классе, ведь они малы для него. Поэтому оптимальным вариантом похода в первый класс — является период возраста с 6 до 7 лет. Родителям необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и определить, когда отдавать его в школу, необходимо самостоятельно, учитывая все его умения, навыки, а также желания.
Многие люди считают, что дети дошкольного возраста обязательно должны знать алфавит, уметь читать и писать, однако такое мнение является ошибочным. Всему этому они должны научится в школе, и если ребёнок, идущий в первый класс, не умеет читать или писать — это не повод оставлять его дома ещё на год.
Если же родителям кажется, что их малыш не соответствует нескольким из критериев, перечисленных в этой статье — следует задуматься, и уделить ему больше внимания, попробовать объяснить ребёнку элементарные вещи и оценить его реакцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".
Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Как подготовить ребенка к школе психологически.
Как подготовить ребёнка к школе психологически.Для того чтобы обучение в школе приносило ребёнку радость и не тяготило его, необходимо заранее подготовить дошкольника правильно. Особенно важно уделить...
Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.
В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»
Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...