Здоровьесберегающие упражнения
методическая разработка (средняя группа) по теме

Ефимцева Людмила Афанасьевна

 

   Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

   Игра научит нас:

·         Говорить с ребенком на его языке;

·         Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм) ;

·         Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

·         Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцами, через эмоциональное чувствование, переживание;

·         Любить детей такими, какие они есть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_v_ruke.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               «ТЕАТР   В  РУКЕ» 

«Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев»

  Упражнение выполнять 10-15 секунд.

«Рыбка»

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз) на длину вытянутой руки

  Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Осьминог»

  Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх. Пальцы врозь. Движение по столу выполнять каждым пальцем по отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой рукой, затем одновременно двумя руками (бимануальное движение)  

  Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Птичка»

Локти установить на столе, скрестить кисти в запястье и соединить тыльной стороной друг с другом. Прогибая кисти, с напряжением выполнить движение вниз, затем расслабить кисти и вернуть их в первоначальное положение.

  Упражнение повторить 6-8 раз.

«Веер»

Положить кисть на стол ладонью вверх. По очереди собрать пальцы в кулак и также выпрямить их, вернув в исходное положение. Движения выполнять сначала одной, потом другой кистью, а затем одновременно обеими кистями.

  Упражнение повторить 6-8 раз.  

«Взгляд»

Пальцы кисти плотно сжать в кулак. С напряжением выпрямить пальцы и развести их как можно шире. Затем опять собрать пальцы в кулак. Упражнение выполнять по очереди то правой, то левой рукой, затем одновременно двумя руками.

   Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Волна»

Расположить руки перед собой ладонью вниз, пальцы развести. Совершать волнообразные движения по очереди каждым пальцем отдельно. Упражнение выполнять как пальцами одной руки, так и пальцами двух рук одновременно.

   Упражнение выполнять 15-20 секунд.

      8.   «Аплодисменты»

  Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец и т.д.

  Упражнение выполнять 15-20 секунд.

       9.     «Прятки»

       Пальцы собрать в кулак. Воспитатель называет одного из персонажей сказки. Дети в ответ выпрямляют палец, названный именем этого персонажа. Возможно, появление двух и более персонажей одновременно.

 

 «Знакомство»

       К большому пальцу по очереди прикасаются другие выпрямленные пальцы. Можно делать несколько прикосновений, а также увеличивать темп упражнения.

             «МОЛЧАЛИВЫЕ СТИХИ»  

Предложить детям бесшумно «произнести пальцами» стихи:

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи,  журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре. пять  

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок.

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вт и спрятались за тучи,

Ни один не виден лучик.

           

                      «ДИНАМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ»

Динамические упражнения следует выполнять в исходном положении сидя.

«Голова-мяч»

Положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом и переложить голову на левое плечо. Затем сделать толчок левым плечом и переложить голову на правое плечо. Движение повторить 6-8 раз. В упражнение можно включить кисти рук и «перебрасывать» голову от плеча на ладонь и обратно. Возможны движения головой вправо-влево, вперед-назад.

   Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Любопытный нос»

Выполнять движения головой, двигаясь от кончика носа в направлениях: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем возможно последовательное включение других частей тела (плечей, грудной клетки).

  Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Несговорчивые уши»

Прислушиваясь правым ухом, перемещать сначала голову, а потом и все туловище вправо. Затем из этого положения выполнять аналогичное перемещение влево. Движения делать в разных направлениях.

   Упражнение выполнять 15-20 секунд.

«Нетерпеливые ноги»

По очереди отрывать от пола носки и пятки ног. Упражнение выполнять сначала одновременно двумя ногами, а затем то левой, то правой. В упражнение можно изменять темп и интенсивность

   Упражнение выполнять 10-15 секунд.

               

                    «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ»

При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнять о 10 секунд.

«Маятник»

Покачивание головой вперед-назад.

2. «Китайский болванчик»

      Покачивание головой вправо-влево.

3.«Оглянись»  

Повороты туловищем вправо-влево.

                   

                        «ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  ГЛАЗ»

«Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

   Упражнение повторить 4-5 раз.

       2.   «Метелки»

      Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

     Вы, метелки, усталость сметите,

     Глазки нам хорошо освежите.

Упражнение повторить 4-5 раз.  

3.«Жмурки»  

     На специальной подставке- доске укреплены маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3-4.  В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

   Упражнение повторить 4-5 раз.

4. «Далеко-близко»

     Дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий.

  Упражнение повторить 6-8 раз.

«Поймай зайку»

   Ведущий включает фонарик и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

    Игра длится 45 секунд.

                     

                  «СКАЗКА  ДЛЯ  «ТЕАТРА  В  РУКЕ»

«Осьминог»

  Осьминог Правая рука всего боится. Путешествую по морю, он осторожно и по очереди передвигает своими щупальцами-пальцами. Идет и не подозревает о том, что навстречу ему движется осьминог Левая рука. Заметили друг друга и замерли. Ох, и суматоха потом началась. Оба бегают, сталкиваются, суетятся. Наконец, подумали, остановились и решили: «Пойдем дальше вместе!»

   Умное решение! А главное – вовремя.

 

«Бабочка»

   Бабочка спит в твоем кулачка. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко- Мизинец, потом другое – Безымянный палец.  Наконец, запорхало большое крыло – Средний палец. Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на Ладошке другой Руки. Подуй на нее! Вот видишь- летит. Но бабочка так привыкла к тебе, что не улетает далеко, а порхает вокруг. Вот она села на плечо, опять вспорхнула вверх, теперь села на Голову, затем перелетела на Колено. Она совсем не боится тебя.

   Я думаю, вы подружитесь.

 

3.   «Рыбка»

     Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперед – куда глаза глядят. Вот любопытный рыбке стало скучно, и она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть!- и устремилась вверх.- А что на дне? Но как скучно играть одной…» Не успела подумать, как подплывает подружка- Левая рука. Вдвоем веселее. И стали они играть, танцевать то вместе, то порознь. А когда устали- заснули. И правильно сделали.

«Несговорчивые уши»

Голова потянулась верх. Но Правое ухо прислушалось и повело всех вправо. «Стоп!» - сказало Левое ухо и потянуло всех в свою сторону. Вот так они и слушали, что справа говорят и что слева: туда-сюда, туда- сюда… Так толком ничего и не поняли.

«Голова-мяч»

Голова зевнула, закрыла глаза и легла отдохнуть на Правое плечо. «Ну вот еще!»- фыркнуло Правое плечо и подтолкнуло Голову. Подскочив, Голова осторожненько приземлилась на Левое плечо. И опять скачок- назад на Правое плечо. Так летала Голова, как мяч, с одного плеча на другое.

   Выспаться ей так и не удалось.

                       

       

                                «РАСТЕМ   ИГРАЯ»

  Эти игры проводятся для разрядки, разминки. Они хороши при смене видов деятельности. Во время кратковременных перерывов дети отдыхают, не растормаживаются, сохраняя саморегуляцию и групповую сплоченность.

   Двигательные игры можно организовывать как парные и индивидуальные. Но особенно эффективны групповые игры. Воспитатель должен специально вводить и удерживать игровой элемент. Следует иметь в виду, что, прежде всего это именно игра, а не физическое упражнение. Перед игрой дается образ и словесно описывается ситуация. Важно, что воображение здесь опирается на движение и сопровождается положительными эмоциями.

Игра «Цапля»

   Необходимо предварительно разуться. Дети располагаются по кругу. Воспитатель говорит:»Цапля живет в воде. Она стоит на одной ноге, а другую сгибает и поднимает, чтобы не замочить. Так она отдыхает и даже спит. Представьте, что вы цапли. Вы устраиваетесь на отдых. Поднимите одну ногу. Закрываете глаза и  замираете». Каждый встает на одну ногу, другую сгибает в колене, прижав ступню к бедру стоящей ноги как можно выше (или просто подогнув ногу). Руки на поясе. Стоит как можно дольше (сначала на одной ноге, потом на другой)

Игра «Ласточка»

  Инструкция:

    «К нам ласточки летят. Вы - ласточки. (Дети действуют сначала  по образцу. Воспитатель встает прямо. Оставаясь стоять только на правой ноге, наклоняет корпус вперед. Руки и левая нога отводятся назад тоже в горизонтальном положении). Вот так много ласточек! Теперь полетаем!»

 

Игра «Зайчики»

Инструкция:

«Представьте себя зайчиками на полянке. Солнышко. Травка зелененькая. Сядьте на корточки и попрыгайте. А где у вас ушки? Зайчик подпрыгивает высоко, как на пружинках»

     

Игра «Ворона»

Инструкция:

  «Ворона – умная птица. Она любит прихорашиваться. Представим себя воронами. Почистим перышки. Потом полетаем». (Дети прямыми в локтях руками, как крыльями, машут вверх-вниз).

Игра «Походка сказочных персонажей»

   Устраивается подиум. Воспитатель называет персонажей, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого героя. Например, воспитатель говорит: « Буратино, Снежная королева, Кощей Бессмертный, модница, попрыгунья Стрекоза, медведь, рассеянный с улицы Бассейной».  

                               «ЗАБАВНАЯ  ГИМНАСТИКА»

                                       (для родителей)

«Стрекоза»

Поставьте ноги на ширине плеч. Руки разведите в стороны. Быстро ходите по комнате, слегка наклоняя корпус то вправо, то влево.

 

«Гуси, гуси, га-га-га»

Необходимо присесть, слегка согнув ноги в коленях, руки положить за спину и походить на полусогнутых ногах, вытягивая при каждом шаге шею вперед

«Мишка косолапый»

Поставьте ноги врозь и согните руки. Теперь переступайте с ноги на ногу, при этом наклоняясь из стороны в сторону. При наклоне свободную ногу слегка поднимайте, изображая косолапого мишку.

     

«Угадай-ка»

Встаньте ровно, руки в стороны. Сожмите пальцы в кулак и попеременно раскрывайте пальцы то одной , то другой руки, как бы спрашивая: «В какой руке, угадай-ка?»

     

«Лягушка - поскакушка»  

Присядьте, касаясь, пола руками, так как сидит лягушка. Теперь попытайтесь попрыгать, не разгибая при этом ноги. Для полноты образа можно громко поквакать.

 

«Неваляшка»

Сядьте на пол и согните ноги так, чтобы ступни как бы приклеились друг другу. Возьмите руками за пальцы ног и перекатывайтесь то вправо, то влево.

«Тик-так»

Сядьте на колени и наклоняйте голову то влево, то вправо так, чтобы ухо касалось плеча. При этом можно повторять: «тик-так, тик-так»,- изображая ход часов.

«Котик»

Встаньте на четвереньки. Сначала округлите спину и опустите голову вниз, затем поднимите голову и прогните спину, немного отклоняясь назад. После каждого движения можно мяукнуть.  

     

«Петрушка»

Сядьте, ноги врозь, опираясь сзади об пол руками. Теперь улыбнитесь и поднимите одну ногу, потом опустите, затем поднимите другую ногу и вновь опустите.

 

«Майский жук»

Гуляя по улице весной или летом, вы, наверное, видели такую картину: лежит майский жук на спине и не может перевернуться.

  Попробуйте изобразить то же самое. Лягте на спину, расположите руки вдоль туловища и болтайте ногами.

       

«Паровоз»

Медленно ходите по комнате на полусогнутых ногах. Руки также согните и водите ими взад-вперед, издавая при этом звук, похожий на паровозный гудок.

«Ванька-встанька»

Лягте на спину. Руки и ноги вытяните. А теперь быстро встаньте и так же быстро лягте, заняв исходное положение.

 

     «ВМЕСТЕ  МЫ  МНОГОЕ  СМОЖЕМ»

   Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

   Игра научит нас:

Говорить с ребенком на его языке;

Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм) ;

Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцами, через эмоциональное чувствование, переживание;

Любить детей такими, какие они есть.

 

         Играя, мы сможем научить детей:

Смотреть на себя со стороны глазами других детей;

Предвидеть стратегию ролевого поведения;

Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;

Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

Доверять друг другу.  

                                  ЛИТЕРАТУРА

Антропова М.В. Гигиена детей и подростков -. М.,1982.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.- М., 1996

Гигиена детей и подростков: Руководство для санаторных врачей / Под ред. Г.Н. Сухарева.- М., 1986

Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кардашенко.- М., 1988

Зеньковский В.В. Психология детства.- М., 1995

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- м., 1990

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.- М., 1997

Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1969

Родари Дж. Грамматика фантазии.- М., 1991

Фопель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.,1998

Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы здоровьесберегающих упражнений

В комлексы входят упражнения для правильной осанки, профилактика плоскостопия, гимнастика для глаз и дыхытельная гимнастика...

Использование здоровьесберегающих упражнений на праздниках и развлечениях в ДОУ

Здоровье детей возможно сохранить и укрепить через включение во все виды деятельности дозированных и индивидуально-направленных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов оздоровления. Дан...

Здоровьесберегающие упражнения

Здоровьесберегающие упражнения...

Кинезиология как вид здоровьесберегающих упражнений

Статья о кинезиологии с упражнениями...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...

Здоровьесберегающие упражнения на занятиях по хореографии

Материал содержит различные доступные для детей старшего дошкольного возраста упражнения, котороые могут использоваться на занятиях по хореографии...