Что делать, если малыш не говорит?
статья по теме
Полезные советы родителям, имеющих детей в возрасте 2 - 3 лет, с проблемами развития речи при нормальном слухе и нормальном развитии двигательной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_stati.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?
Для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет,
с проблемами развития речи при нормальном слухе
и нормальном развитии двигательной сферы
КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ
Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1 года до 3 – 4 лет.
К 3 – 4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».
Мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи.
Признаки благополучного развития речи
Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;
У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;
Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;
Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;
Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;
Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;
Признаки неблагополучного развития речи
Ребёнок развивается с задержкой;
Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;
У ребёнка есть неврологические заболевания;
Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);
Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;
Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;
Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!
ПОЧЕМУ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:
несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка;
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Фонематическое восприятие – способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата – возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объёме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.
Основными задачами коррекционной работы с «безречевыми детьми» (или «всё понимает, но не говорит») являются:
развитие мотивационной основы речевой деятельности;
формирование имитативных способностей;
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Мотивация – побудительная причина, повод к какому – либо действию, поступку;
Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.
Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.
Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:
создайте доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться.
возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, и организуйте простейшую игру; сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями.
попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!
Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «скажи», «повтори»!
общаясь с ребёнком, проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.
поощряйте любые речевые реакции вашего малыша;
расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов;
если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5 – 10 слов. Работа проводится аналогично.
необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.
Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.
Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью.
Основная задача этого этапа – научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
включайте постепенно в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию.
появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи.
не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.
Если Ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.
Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?
Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением - поставьте цифру 0.
№ | утверждение | баллы |
1 | У членов нашей семьи есть недостатки произношения. | |
2 | Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года. | |
3 | Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.) | |
4 | Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке. | |
5 | Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит. | |
6 | Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать. | |
7 | Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо). | |
8 | У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова. | |
9 | Малышу с трудом удаётся заучивать стихи. | |
10 | Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону. | |
11 | Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы. | |
12 | В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко). | |
13 | Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки. | |
14 | Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! | |
15 | Наш ребёнок заикается. | |
16 | Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш. | |
17 | Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль. |
Общее количество баллов:
Если Вы набрали от 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 - рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!
10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
3. Не говорите слишком быстро!
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
5. Читайте ребёнку книги!
6. Ограничивайте просмотр телевизора!
7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
9. Развивайте мелкую моторику!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет «Что делать, если малыш впадает в истерику»
Консультация для родителей ясельной группы...
Что делать, если малыш злословит?
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не вымани...
Консультация психолога. Что делать если малыш кусает других детей?
Что делать, если малыш кусает других детей?Если ребенок кусает других детей без видимой на то причине и при этом большую часть времени нервничает, значит с ним что-то неладно. Родителям необходимо уст...
Что делать, если малыш попрошайка?
В наших магазинах, торгующих товарами детского ассортимента, особенно в отделах игрушек, часто можно увидеть такую картину, когда малыш буквально бьётся в истерике, требуя от родителей купить ему каку...
Что делать, если малыш кусается?
Причинами такого поведения могут быть: желание обратить на себя внимание, “добиться своего”, выразить протест, выплеснуть гнев, обиду, огорчение, даже усталость, способ защиты себя от “врагов”. Но, в ...
Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой
laquo;Утро, утро. Все бегом, все на бегу, столько всего надо сделать, что лучше бы и не ложиться совсем. Все равно рубашки не поглажены, осталась посуда, да и отчет по работе сам собой почему-то...
«Что делать, если малыш не отпускает маму?»
Малыш растет, начинает проявлять характер, заявлять о своих интересах, говорить свое первое «Нет!» и обижаться на маму. Требуется много терпения и любви, чтобы принимать это...