Что делать, если малыш не говорит?
статья по теме

Полезные советы родителям, имеющих детей в возрасте 2 - 3 лет, с проблемами развития речи при нормальном слухе и нормальном развитии двигательной сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?

                                                                                 Для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет,

                                                                               с проблемами развития речи при нормальном слухе

                                                                     и нормальном развитии двигательной сферы

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ

      Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1 года до 3 – 4 лет.

      К 3 – 4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».

      Мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи.

Признаки благополучного развития речи

Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;

У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;

Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;

Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;

Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;

Признаки неблагополучного развития речи

Ребёнок развивается с задержкой;

Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;

У ребёнка есть неврологические заболевания;

Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;

Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);

Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;

Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;  

Если Вы обнаружили хотя бы два  признака  неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!

ПОЧЕМУ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

      В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

несовершенство социальных  условий воспитания и педагогические ошибки;

недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка;

      Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

      Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.      

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Фонематическое восприятие – способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата – возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объёме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

      Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.

      Основными задачами коррекционной работы с «безречевыми детьми» (или «всё понимает, но не говорит») являются:

развитие мотивационной основы речевой деятельности;

формирование имитативных способностей;

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Мотивация – побудительная причина, повод к какому – либо действию, поступку;

Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.

      Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

      Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:

создайте доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться.

возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, и организуйте простейшую игру; сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями.

попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «скажи», «повтори»!

общаясь с ребёнком, проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.

поощряйте любые речевые реакции вашего малыша;

расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов;

если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5 – 10 слов. Работа проводится аналогично.

необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.

Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.

Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью. 

Основная задача этого этапа – научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.

включайте постепенно в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию.

появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи.

не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.

Если Ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.

 

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением - поставьте цифру 0.

утверждение

баллы

1

У членов нашей семьи есть недостатки произношения.        

2

Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.

3

Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)

4

Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.

5

Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.

6

Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.

7

Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).

8

У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.

9

Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.

10

Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.        

11

Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.

12

В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).

13

Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.

14

Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

15

Наш ребёнок заикается.

16

Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.

17

Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.

Общее количество баллов:

Если Вы набрали от 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9 - рекомендуем проконсультироваться у логопеда.

От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

3. Не говорите слишком быстро!

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

5. Читайте ребёнку книги!

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

9. Развивайте мелкую моторику!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Что делать, если малыш впадает в истерику»

Консультация для родителей ясельной группы...

Что делать, если малыш злословит?

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не вымани...

Консультация психолога. Что делать если малыш кусает других детей?

Что делать, если малыш кусает других детей?Если ребенок кусает других детей без видимой на то причине и при этом большую часть времени нервничает, значит с ним что-то неладно. Родителям необходимо уст...

Что делать, если малыш попрошайка?

В наших магазинах, торгующих товарами детского ассортимента, особенно в отделах игрушек, часто можно увидеть такую картину, когда малыш буквально бьётся в истерике, требуя от родителей купить ему каку...

Что делать, если малыш кусается?

Причинами такого поведения могут быть: желание обратить на себя внимание, “добиться своего”, выразить протест, выплеснуть гнев, обиду, огорчение, даже усталость, способ защиты себя от “врагов”. Но, в ...

Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой

laquo;Утро, утро. Все бегом, все на бегу, столько всего надо сделать, что лучше бы и не ложиться совсем. Все равно рубашки не поглажены, осталась посуда, да и отчет по работе сам собой почему-то...

«Что делать, если малыш не отпускает маму?»

Малыш растет, начинает проявлять характер, заявлять о своих интересах, говорить свое первое «Нет!» и обижаться на маму. Требуется много терпения и любви, чтобы принимать это...