родительское собрание
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Пидержанова Ольга Ивановна

Родительское собрание в старшей логопедической группе "Ах как речть-то говорит, словно реченька журчит".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №2 «Солнышко» города Похвистнево Самарской области.

                                          Родительское собрание

Тема: «А как речь – то говорит,
словно реченька журчит »

Провел: Пидержанова Ольга Ивановна

Родительское собрание.

Тема: «А как речь – то говорит,
           словно реченька журчит »

Цель. Расширить знания родителей о лексико-грамматических категориях.

     Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Задачи: 

   Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей.

     Подобрать  игры  и упражнения для родителей на развитие речи.

Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;

  Возраст: старшая группа.

«Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

        (Эрих Фромм)

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.
Нам очень нужно с вами союзниками стать.
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажем о детском воспитании.
Сегодня мы собрались один вопрос решить,
Что делать, чтоб ребенка научить правильно, говорить?

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Поэтому мы пригласили вас сегодня, давайте вместе попробуем найти ошибки в нашей речи, и постараться говорить с детьми правильно.  

Сейчас  мы с вами поиграем в речевые игры и упражнения.

Родители сидят за столами.

«Подбираем рифмы»

Цель: Образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Я вам продиктую предложения, а вам необходимо дописать окончание существительных: здесь хранилось много – одеял, подушек, простынь, полотенец.

Купим по паре – ботинок, сапог, туфель, сандалий, чулок, носков, гольфов.

Родители сидят за столами, перед ними листы с текстом.

Здесь хранилось много - оде________, поду__________, прост_____________, полотен_______________.

Купим по паре – ботин_________      , са_____________, туф_____________, снда_____________, чу_____________, нос_______________, голь_________.

Вывешиваем текст с правильным ответом. Родители проверяют.

2.Часто говорим слова неправильно, причина как же правильно поставить ударения?

Давайте мы попробуем расставить ударение в словах:

Поставьте, пожалуйста, ударение в словах:

Катало̀г, догово̀р, то̀ртов, свё̀̀кла, гру̀шевый, столя̀р, завѝдно, бензопро̀вод, избало̀ванный, киломѐтр, свѐкольный, ба̀нты, докумѐнт, щавѐль, нет ту̀фель, нет я̀слей, ша̀рфы, алфавѝт,  нача̀в.  

Вывешивается текст с правильным ответом, родители проверяют.

3. Подобрать родственные слова.

Цель: Пополнение словарного запаса.

Материал: веревка, прищепки.

А сейчас мы немножко посоревнуемся. Родители делятся на две команды, встают друг против друга, перед ними натянута веревка и лежат прищепки. Послушайте задание:

Я буду называть слова, а каждая команда должна подобрать родственное слово и прикрепить прищепку, у кого больше прищепок та команда и выиграла. (Победители получают медали)

Например: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

Слова: слива, смородина, лимон, апельсин, снег, виноград, дождь, гриб, ветер.

После игры родители садятся за столы.

 Уважаемые родители пред вами круги из бумаги, теперь давайте посмотрим, какие вы фантазеры, «оживите» ваши круги с помощью карандашей.

Родители рисуют кто тарелку, луну, колобка и.т.д.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Организуется выставка работ.

Иногда путаем два слова надеть – одеть, давайте с вами выучим стихотворение.

4. Выучить с родителями четверостишье (текст у каждого родителя):

Одеть, надеть два этих слова

Мы путаем так бестолково,

Одеть, надеть, давай глядеть

Кого одеть и что надеть.

«Скажи правильно»

Цель: Правильно образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Вам даны существительные: яблоко, лимон, апельсин, персик, помидор, баклажан, арбуз, дыня, тыква. (На магнитной доске)

Вам надо согласовать с числительным пять.

Родители выполняют на листочках.

Правильный ответ: пять яблок, лимонов, апельсинов, персиков, абрикосов, ананасов, помидоров, баклажанов, арбузов, дынь, тыкв. (Вывешивается на доске)

Порой в повседневной жизни неправильно произносим некоторые слова,  поиграем в еще одну игру.

5.Знакомство со словами.

Цель: Закрепить правильное произношение слов.

Материал: Карточки разного цвета со словами, магнитные доски.

Перед родителями две магнитные доски, на одной прикреплена надпись «ОН», и «ОНА». Родители делятся на две команды, берут карточки со словами: рельс, тюль, шампунь, балет, шимпанзе, басаножка, тапка, клавиша, мозоль, туфля, толь.

Задание: Прикрепите слова, которые  относится к женскому роду и мужскому роду.

Проверка: Мужской род: рельс, тюль, шампунь, балет, шимпанзе, толь.

                   Женский род: басаножка, тапка, клавиша, мозоль, туфля.

 А теперь проверим, кто больше правильных слов прикрепил. (Награждение – медали)

Эти слова надо запомнить.

6. Я предлагаю вам поиграть в игру «Перевоплощение»

 Для этого нам предстоит перевоплотится, в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т.д.

(Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

 Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост Гаи. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, летнее утро……

В такие игры рекомендуется играть  с детьми дома, разыгрывать различные ситуации,  где у детей развивается воображение, фантазия, мышление.

7. «Слова – синонимы»

Цель: Подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Что такое синонимы? (ответы). Это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловым оттенком. Например, хороший  - добрый, прекрасный, сердечный.

Попросить родителей встать в круг. Я вам буду бросать мяч, называя слово, а поймавший называет синоним к этому слову.

Давайте подберем как больше синонимов к словам:

Пасмурный день – унылый, дождливый, серый….

Ясный день – безоблачный, светлый, погожий…..

На улице холодно – зябко, морозно,….

Хорошее настроение – радостное, веселое…..

Наше собрание подошло к концу, рекомендации домой:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

3. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ваших детей, важно, как вы с ними разговариваете. Я вам раздам домой памятки, прочитайте и сделайте для себя правильный вывод. У вас все получится!!!!!  

Я желаю вам всем хорошего, радостного, веселого настроения. Думаю, что вам было интересно и много полезного для себя узнали. Спасибо за участие!!!!!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. Развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...