Дизартрия
статья по теме
Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya.doc | 106.5 КБ |
1._rekomendatsii_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 211.5 КБ |
2._rebenka_ot_rozhdeniya_okruzhaet_mir_zvukov.docx | 17.94 КБ |
3.prichiny_narusheniy_rechevogo_razvitiya_u_detey.docx | 18.27 КБ |
4._razvitie_rechi_detey.docx | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.
Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-ди-зартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» — «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.
В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении.
В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.
МДОУ «Детский сад № 159»
«Мальчик с пальчик в пещере Великана»
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи
Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ
Из опыта работы учителя-логопеда
МБДОУ «Детский сад№159»
Лобановой И.Н.
Чебоксары
Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ
Цель: 1) Продолжать учить различать на слух и в произношении звуки (ч - щ)
2) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч - щ)
изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи.
Развивать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить навыки чтения
слов со звуками (ч - щ)
Упражнять в составлении схемы предложения
Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую и зрительную
память
Упражнять в словообразовании (существительных с суффиксом ищ
7) Воспитывать готовность приходить на помощь
1. Оргмомент. Игра «Угадай, что в конверте?»
внесение букв (ч, щ) какие звуки обозначают эти буквы (согласные, шипящие, всегда мягкие).
К нам пришла телеграмма, догадайтесь какие буквы нужно вставить, чтобы прочитать, что здесь написано?
Помо ь сро но
(показ рисунка мальчика с пальчика в пещере Великана) Злой Великан поймал мальчика с пальчика и посадил его в пещеру. Надо его освободить. Поможем ему? Нас ждет корабль, но чтобы получить билет нужно правильно повторить слоговую цепочку игра «Запомни и повтори» ча - ча - ща, ащ - ач и т.д.
Игра «Радисты»
Наденьте наушники: проверим, различаете ли вы звуки щ ч (на звук Ч -поднять руку, на звук Щ - хлопнуть в ладоши).
1) в звуковом ряду: ч-ч-щ-ч-щ
2) Различение щ - ч в слогах: ча, ща, ич, ищ, ущ, уч, че, ещ, ще, ач,
(дифференциация)
3) дифференциация в словах: вечер, вчера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, обещать, трещетка. В дороге нам понадобятся предметы, в названии которых есть звук Ч или Щ.
2. Игра «Что возьмем в дорогу?»
С определением места звука в слове в чемодан - Ч в ящик - Щ Вспомните, что сложим в чемодан, в ящик.
3. Предложить отправить телеграмму со словом помощь:
Что мы делаем? ( Мы плывем на помощь) Составление схемы предложения: Сколько слов в предложении? Какое 1-ое слово, 2-е, 3-е, 4-е. Звуковой анализ слова помощь. Мы приплыли к лесу, пещера великана в лесу.
Логоритмическое упражнение «Мы пойдем сперва направо»
Игра «Загадки Старичка - лесовичка» угадай кто это?
Как же мы найдем мальчика-с - пальчика? Выходит Старичок - Лесовичок. Я покажу вам дорогу, только сначала отгадайте мои загадки: Лесовичок рассказывает, что мальчика злой великан посади в пещеру и освободить его могут только смелые и умные друзья.
С картинками
Кто играет на барабане? - барабанщик играет на барабане Кто дрессирует животных - дрессировщик дрессирует животных Кто кладет кирпичи?- каменщик кладет кирпичи Кто чинит часы? - часовщик чинит часы
Кто застекляет рамы — стекольщик
Кто точит предметы - точильщик
Кто чистит обувь-обувщик И т.д.
6. Динамическая пауза.
Упражнение на координацию с движением «Щетки»
Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки зубов) Этой щеткой башмаки (наклон) Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны Какие еще бывают щетки?
7. А как выглядит великан? Игра с мячом «Великан»
У великана все очень большое, огромное, а про все очень большое огромное говорят, добавляя частичку ищ, У великана не глаза (а глазищи), не руки (а ручищи), не рубашка (а рубашища), не сила, (а силища), не кулаки, (а кулачища), и т.д.
8. Игра «Открой пещеру» Чтобы открыть двери пещеры и освободить
мальчика - с - пальчика нужно выполнить задания
Добавить нужную букву и прочитать слова Рощ.., Чащ.., Щ.. ка.
Выложить слово из букв: У, Ч, Д, О
3) Скороговорку: щеткой чищу я щенка
Вспомнить щекочу ему бока (с движением пальцев) Освобождение мальчика с пальчика, возвращение на корабле.
Материал: предметные и сюжетные картинки, мяч, конверт, буквы Ч, Щ, телеграмма, таблички со словами, игрушка «мальчик-с-пальчик», игрушки со звуком Ч, Щ. ,материал для составления схемы предложения и для звукового анализа слов, обручи, старичок - Лесовичок, буквы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 159»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/ ПОПОВА ДИМЫ /
Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 159» Лобановой И.Н.
Чебоксары, 2006
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Ф.И Попов Дима (15.09.98)
на учебный год
I. Обследование
П. Развитие общей моторики и мелкой моторики рук:
(Лечебная гимнастика, ЛФК, Логоритмика, пальчиковые упражнения с
речевым сопровождением, стимулирующий массаж, укрепление
физического здоровья (консультации врачей: невропатолога,
психоневролога, ортопеда, отоларинголога, хирурга, медикаментозное
лечение, фитотерапия, общий массаж, электрофорез на ШОП).
III. Развитие артикуляционной моторики:
(Статические и динамические упражнения, общая артикуляционная гимнастика и артикуляционная гимнастика для свистящих, шипящих, соноров).
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
(Дидактические игры и упражнения).
Развитие фонематического слуха и восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза.
(Сочетаний из 2-х, 3-х гласных, (ГС), (СГ), слогов, одно-, двух-, трехсложных слов).
VI. Развитие речевого дыхания.
(Игры и упражнения).
VIL Развитие просодической стороны речи:
(Развитие голоса (голосовые упражнения) и упражнения на развитие
интонационной выразительности речи).
Обогащение словаря.
(По всем лексическим темам).
Формирование произносительных умений и навыков,
а) постановка звуков: с, з, ц, сь, зь, ш, ж, л, щ, р, рь;
б) автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях, стихах,
текстах);
в) дифференциация звуков ( в слогах, словах, предложениях, стихах,
текстах) (ль-j);
г) автоматизация звуков в спонтанной речи ль, j , с, з, ц, сь, зь, ш, ж,,л, щ,
р, рь.
Формирование слоговой структуры слов сложного слогового
состава.
Формирование грамматического строя речи.
согласовать числительные, прилагательные, местоимения с
существительными в роде (средний род);
изменять существительные по падежам;
понимать и употреблять предлоги (за, из-под, из-за);
образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
образовывать глаголы с приставками;
образовывать форму множественного числа существительных в
именительном и родительном падежах;
образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных.
XII. Развитие связной речи:
учить заучивать и выразительно читать стихи;
составлять описательный рассказ (по вопросам, по плану, по
опорным сигналам) (предмета, по набору игрушек);
учить сравнительному описанию двух предметов, учить пересказу
небольших рассказов, составлению; рассказов по сюжетной картине, .
по серии картин; учить самостоятельному рассказыванию с
элементами творчества.
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи, приемы работы:
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.
Приемы работы по формированию связной речи
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.
Приведем пример «усложненной» беседы.
- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.
Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.
Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
Приведем примеры последовательных картинок.
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.
Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.
Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.
«Белый медведь и бурый медведь»
Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал:
– Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
– Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!
Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый:
– Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.
Белый медведь сказал:
– Верно, мы братья. И делить нам нечего.
Лесной медведь сказал:
– Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
– А мне нечего делать в твоих лесах.
С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
- полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.
Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
- рассказ о дне, проведенном в детском саду;
- рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
- рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.
Основные тематические группы:
- домашние животные;
- дикие животные;
- домашние птицы;
- дикие птицы;
- рыбы;
- насекомые;
- деревья;
- цветы;
- грибы;
- ягоды;
- овощи;
- фрукты;
- мебель;
- посуда;
- инструменты;
- одежда;
- обувь;
- головные уборы;
- транспорт;
- игрушки;
- явления природы;
- продукты питания;
- школьные принадлежности;
- электроприборы.
Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.
Можно использовать следующие игровые моменты:
• «Месяцы осени»
Осенью природа засыпает
Сентябрь Октябрь Ноябрь
С О Н
• «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.
• Времена суток.
2. Подбор слов-признаков:
- по цвету;
- вкусу;
- температуре;
- форме;
- материалу, из которого сделан предмет;
- принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.)
Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)
Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.
- красное, круглое, сладкое, садовое.
- оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая.
- круглый, полосатый, зеленый, сладкий.
Игра «Чей хвост?»
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
- желтый желтое желтые кислый
- яркое
- пушистые
- овальный
- круглое
- смешные
3. Подбор глаголов к существительным.
Наиболее распространенные группы глаголов:
• Действия людей;
- мальчик рисует
• Способы передвижения животных, птиц, насекомых;
- летит
- прыгает
- ползет
• Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;
- квакает
- мычит
• Явления, происходящие в природе.
- молния сверкает
- дождь идет
4. Подбор наречий к глаголам.
- наречия образа действиям (как? каким образом?)
Медленно речка течет,
Плавно в ней рыбка плывет,
Тихо сидит рыбачок,
Ловко закинув крючок.
- наречия места (где? куда? откуда?)
Вверх поднимаются волны,
с ревом бросаются Вниз,
Справа – лишь мрак один полный,
Слева виднеется мыс.
- наречия времени (когда?)
Когда это бывает?
– зимой весной летом осенью
- наречия причины и цели:
– назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.
5. Сравнительные конструкции.
Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.
В речке вода холодная,
В колодце еще холоднее.
Бывают яблоки кислые,
Лимоны еще кислее.
Чай в стакане горячий,
А в чайнике горячее.
У мамы глаза голубые,
У дочки еще голубее.
Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т. д.
6. Подбор синонимов.
В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.
Например:
Он – друг, товарищ, приятель.
Человек – храбрый, отважный, смелый.
Одному дома – грустно, тоскливо, печально.
На улице – пасмурно, дождливо.
Люди – работают, трудятся.
7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее.
Игра «Скажи наоборот»
добро – зло | горький – сладкий |
8. Образование новых слов.
Префиксальное словообразование.
Летел – прилетел, взлетел, улетел.
Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет.
Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др.
Игра «Большой – маленький»
Игра «Собери семейку слов»
Снег – снегурочка
снежинка
снеговик
снегирь
В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.
Лобанова Ирина Никандровна, учитель-логопед
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Игры со словом и звуком для детей являются не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнение и закрепление словаря, формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Уважаемые родители, играйте с детьми! Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря.
А) «Дополни предложения»:
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
- Зайчик летом….., а зимой...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) «Закончи предложение» Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
В) « Догадайся и подскажи»: На доске выставлены рисунки. Взрослый называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- воронье, серое... - крыло;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- хищный, ширококрылый... - орел;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) «Скажи какой?»
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними.
А) «Веселая семейка» Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) « Большой – малый» Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) «Соедини слова» Образование из двух простых слов одного сложного:
- Небо и склон - небосклон,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма - птицеферма,
- лист и падать - листопад,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- снег и падать - снегопад.
Г) «Поймай мяч» Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) «Согласие – несогласие» Задача - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Взрослый: Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Взрослый: Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Взрослый: Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Б) «Найди по признакам» Задача - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного составления рассказа - размышления.
Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего сделан? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?
Совместно с взрослым дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.
В) «Рассказ-небылица» Задача - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что». После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Г) « Фантастическая гипотеза» Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»
- Что было бы, если бы исчезли все взрослые?
- Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?
- Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?
- Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?
- Что было бы, если бы не стало рек?
4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) «Замени гласный звук»
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
Предварительный просмотр:
Причины нарушений речевого развития у детей
Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в Вашем случае, определит точно только логопед. Возможно потребуется консльтация невролога, ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами Вы сами можете предположить причину дефекта Вашего ребенка.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения.
По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков.
Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.
Внутриутробная патология
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
Внутриутробная гипоксия плода. Причины ее могут быть разными: токсикоз, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические заболевания матери, а так же сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечнососудистой системы.
Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Курение. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе. У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.
Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка.
Прием лекарственных препаратов. Антибиотики), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности к нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
Здоровье будущей мамы
Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), 2 и более выкидышей (абортов).
Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).
Маленький рост будущей матери.
Аллергия у матери.
Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично-крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности.
Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
Наследственная предрасположенность, генетические аномалии
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
Неблагоприятные роды и их последствия
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу.
Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы черепа, сопровождающиеся сотрясением головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.
Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
Вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
Хороший результат достигается только упорным трудом и заботой близких людей!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...
Дизартрия. Формы дизартрии.
Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные· ...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.
Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...