Воспитание музыкой
статья на тему
Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Формирование музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры взрослого человека в будущем. Использование музыки как средства воспитания оказывает неоценимое влияние на психическое здоровье дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya-_vospitanie_muzykoy.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание музыкой
Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Формирование музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры взрослого человека в будущем. Использование музыки как средства воспитания оказывает неоценимое влияние на психическое здоровье дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – защита от нелюбви. Ребёнок способен развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Перед педагогами встаёт задача создать соответствующие условия. На помощь решению этих проблем приходит – музыка.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Она влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга учащихся.
Музыкотерапия – представляет собой совокупность приёмов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребёнка.
Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия
(музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других профилактических приёмов (психогимнастика, логоритмика).
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.
Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется приме6нять не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга, занятиях по развитию речи, изо деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Если воспитатель имеет определённый навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребёнка. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве
физкультминуток. Композиции на основе быстрой, весёлой музыки позволяют поднять настроение детей, активизировать их внимание.
В процессе музыкального творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.
Танец, мимика, жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Помимо того что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы и воспитателем, они также имеют определённый психотерапевтический эффект.
Можно использовать ритмические движения из пособия по ритмике Шукшиной. Для придания большей выразительности, упражнениям дают образное название. Например:
«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Ступаем в медленном темпе, воображая вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы;
«Крадущаяся кошка» (Дж.Пуччини, вальс Мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз» каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую;
« Порхающая бабочка» (А.Дворжак «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук, изображая бабочку;
«Любование цветком» (Ф.Шопен «Вальс № 7»). Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.
Также можно использовать музыкально-ритмические композиции из программы по ритмической пластике А.И. Бурениной. Они развивают способность к самовыражению в движении. Дети учатся владеть собственным телом, тонкости музыкального восприятия, нестандартному мышлению, психологической свободе.
Чтобы музыка подействовала на ребёнка, его необходимо специально настроить и подготовить. Этот настрой заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки.
Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, переживания.
Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу
«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства, передающего настроения, чувства.
Для прослушивания на занятиях музыкотерапией и релаксацией можно предложить следующие темы:
«Раздумье» С.Майкопова;
«Первая потеря» и «Порыв» Р.Шумана;
«В церкви», «Утренняя молитва» и «Юмореска» П.Чайковского;
«Аве Мария» Ф.Шуберта;
«Разлука» М.Глинки;
«Шутка» И.С.Баха.
Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое музыкой. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. А музыка – это всегда только положительные эмоции.
Упражнения, выполняемые обычно в конце занятия
(на этапе музыкальной релаксации), направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка и приобретение навыков расслабления. При выполнении упражнений важно отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определённую музыку и вызывают различные эмоции:
Упражнение «Энергия» (для гипоактивных детей), направленное на активизацию жизненных сил (М.Равель «Паван», «Болеро»);
Упражнение для гиперактивных детей, направленное на расслабление, снятие раздражительности (муз. Д.Шостаковича из фильма «Овод»);
Упражнение «Радость жизни», формирующие оптимистическое настроение
(Ж.Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р.Штрауса, И.Кальмана, Ф.Легара);
Упражнение «Любимая мама», формирующее отношение к миру
(Ф.Шопен «Ноктюрн»);
Упражнение «Я всё умею», направленное на преодоление чувства стыда и застенчивости (И.Брамс «Четвёртая симфония», Ф.Лист «Прелюдия»).
Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений в музыкотерапии могут служить не только как средство развития тех или иных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых разных формах организации педагогического процесса в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.
Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...
Воспитание музыкой в семье
консультация для родителей детей младших групп...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию, музыке и аппликации во II младшей группе. Тема: «Солнышко на ножке»
Проблема зкологического образования дошкольников в настоящее время - одна из наиболее актуальных. Дети ежедневно соприкасаются с бесконечно разнообразным миром природы. Леса, яркие цветы и бабочки - в...
Воспитание музыке
Воспитание музыке начинается прежде всего с семьи, ведь родители могут увидеть музыкальные задатки ещё в раннем возрасте своих детей....
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Музыка и экологическое воспитание"
Консультационный материал по музыкальному воспитанию.Представляет интерес для родителей дошкольников, воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию "Музыка как жизнь, а жизнь как музыка".
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр
Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...