Родительский клуб "Дружная семейка"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гнедая Ольга Анатольевна

Заседания родительского клуба "Дружная семейка" МДОУ №10 "Березка" г.Радужный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnaya_semeyka.docx70.29 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба “ Дружная семейка” №1

Тема “ Секреты общения с ребенком в семье”.

Цель: Создание обстановки психологического комфорта;

развитие эмоциональной чуткости детей, нацеленность их

на практические действия в добром позитивном общении.

Задачи :

Обучение родителей здоровьесберегающим методикам обеспечения социально-эмоционального здоровья;

определение основной жизненной установки (кредо) семьи;

Создание условий для снижения напряжения, подготовка к ролевому общению;

активизация групп родителей к сближению.

План проведения встречи

Вступление:

разъяснение задач и целей встречи в клубе;

знакомство с основными принципами функционирования клуба.

Самоанализ:

представление родителями в процессе общения себя и своих трудностей в воспитании ребенка.

Обучение:

сообщение “Речь -важнейшая творческая , психическая функция человека”.

комментарии психолога “ Что делать если ребенок не слушается, раздражается?”

муз.релаксация. Тема “Свежий ветерок”.Ф.Шопен

работа библиотеки. Выставка психологической и педагогической литературы.

                                                                 Через сказку, фантазию, игру, через

                                                                 неповторимое детское творчество - верная

                                                                 дорога к сердцу ребенка.

                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

Что такое речь?

"Речь- это что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа..."

(Толковый словарь В . Даля)

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,

саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи - это коммуникативная, т.е. назначение речи - быть средством общения.

Выделяется две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не владеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Все это он должен освоить только в общении с другими людьми - носителями человеческого опыта.

Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети - маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми , дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир,развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким , агрессивным...

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты,уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Как же построить нормальные отношения с ребенком?

Общение для ребенка необходимо как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение " отравляет " психику ребенка, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Исследования показали, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколения происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Давайте посмотрим, как же надо общаться с ребенком? И здесь нам помогут советы профессора Московского университета Ю.Б.Гиппенрейтер и ее книга

" Общаться с ребенком. КАК?".

Прежде всего надо безусловно принимать ребенка - любите не за то, что он умный, способный, красивый,а за то, что он Ваш, за то, что он есть ! Психологи доказали, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей. ЕЕ удовлетворение - необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.

Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению:"меня не любят".Человеку важно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависит от стиля общения, прежде всего - родителей с ребенком.

Копить и скрывать свои негативные эмоции не стоит.

Как же мы, взрослые, должны выражать свое недовольство ребенком?

Это надо выражать особым образом.

Выражать недовольство отдельными действиями ребенка,

но не ребенком в целом.

Осуждать действия ребенка, но не его чувства.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Мини - анкета для родителей

Ответьте на вопросы мини- анкеты:

Посчитайте, сколько раз в течение дня Вы обращались к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой).

Сколько раз с отрицательным упреком, замечанием ?

Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребенка ( утренние приветствие и поцелуй на ночь не считается).

Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребенком ?

Какими словами Вы называете ребенка, когда сердитесь?

Комментарии психолога :

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается ?”

Разные дети по-разному реагируют на замечания: одни грустят и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Часто то, что нам кажется простым, для ребенка на самом деле трудно выполнимо. И поступая несправедливо по отношению к нему, мы вынуждаем ребенка на нас обижаться. Указывать на ошибки надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка,обсуждать её лучше потом, в спокойной обстановке, в не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне всеобщего одобрения.

В каждом возрасте для ребенка существует определённый круг дел, с которым он может справиться. За пределами этого круга есть дела, доступные для ребенка только при участии взрослых или недоступные вообще. По мере развития ребенка увеличивается круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно. Иначе говоря, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня делал вместе с взрослым. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя только то, что не может сделать ребенок. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Как быть, если ребенок освоил дело, но упорно не хочет его делать

( уборка игрушек, постели )?

Необходимо выяснить причину непослушания. Возможно , ребенку еще трудно его выполнить, или просто ему важно Ваше участие, Ваша моральная поддержка. Может быть, корень упрямства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она кроется в наших взаимоотношениях. Если отношения испорчены, то без дружелюбного и

теплого тона они ничего не дадут. Тон - главное условие успеха.

Не следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чувствительны и восстают против нее всеми силами души. Здесь хорошо помогают внешние средства, например, картинки для напоминания, список дел, схемы, панорама добрых дел, записки от любимого героя и т.д.

Еще одна из причин конфликта - излишняя заботливость родителей, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети. Такие родители , как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил,ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Сталкиваясь с нежеланием ребенка, делать то, что ему положено, некоторые родители встают на путь "подкупа".Они соглашаются"платить" деньгами, вещами, удовольствием, если ребенок будет делать то, что от него хотят. Этот путь опасен и малоэффективен. Дело обычно кончается тем, что ребенок начинает требовать все больше и больше, а обещенных изменении в поведении не происходит.

Важно помнить, что личность ребенка и его способности развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Как это не парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться " сознательным".

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. Что значит - активно слушать ребенка ?

Активно слушать ребенка - это значит " возвращать " ему в беседе то , что он вам поведал, обозначив при этом его чувства.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно слушать. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо , смотря телевизор, читая газету, лежа на диване .Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза- первые и сильные сигналы о том, насколько вы готовы слушать ребенка.

Если ребенок расстроен или огорчен, не следует ему задавать вопросы . Желательно чтобы ваши ответы прозвучали утвердительно.

Помните : фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем положении и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может, он еще что-то добавит. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.

В вашем ответе полезно повторить, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начнет все больше рассказывать о себе, тем самым он будет сам продвигаться в решении своих проблем.

Решение:

Любить своего ребенка и безусловно принимать его.

Выражать ребенку свою любовь и понимание. Обнимать его не менее четырех раз в день.

Познакомиться с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. КАК?".

Памятка для родителей по теме:

" Секреты общения в семье "

Принципы построения общения взрослого и ребенка :

Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком .

Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.

Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.

Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.

Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбаитесь ребенку в процессе общения с ним.

Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.

В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной ( речевой ) стороне, но и невербальной ( не речевой). Используйте мимику, жесты, взгляд.

                                      "Чувства ребенка "

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ ребенку

1

Ребенку сделали укол, он плачет:

" Доктор плохой!"

2

Старший сын - маме:

" Ты всегда её защищаешь, говоришь:" она маленькая, маленькая ", а меня не жалеешь"

3

Ребенок роняет чашку, та разбивается :

"Ой!!! Моя ча-а-шечка !"

4

Ребенок влетает в дверь:

" Мам, ты знаешь я сегодня первый написал и сдал контрольную!"

5

"Надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма !"

Пожалуйста, в графе " Чувства ребенка " напишите чувства, которые , по Вашему мнению испытывает ребенок в конкретном случае, а в графе " Ваш ответ " запишите свой ответ на слова ребенка.

            Заседание клуба “Дружная семейка”№2

        тема: ”Поощрение и наказание ребенка в семье”

Цель : создание обстановки психологического комфорта, развитие

эмоциональной чуткости родителей, нацеленности родителей

на практические действия в добром позитивном общении.

Задачи:

активизация групп родителей к сближению;

Определение круга общих проблем, возникающих в семьях;

установление атмосферы доброжелательности между членами группы;

знакомство с мнением специалистов;

План проведения встречи

Вступление

Самоанализ:

представление родителями в процессе общения себя и своих трудностей в социально-эмоциональном воспитании ребенка.

Обучение:

сообщение на тему: “ Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилии семьи и детского сада”.

сообщение на тему:”Физическое наказание и его последствия”.

Работа с памяткой для родителей “ Поощрение и наказание в семье”

Решение педагогической ситуации

Знакомство родителей с методической, педагогической, художественной литературой.

                                                                          Наказание - очень трудная вещь,

                                                                          она требует от взрослых огромного

                                                                          таланта и осторожности.

                                                                                                           А.Макаренко

Уважаемые родители ! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную проблему, связанную с мерами поощрения, а бывает, и наказания в воспитании детей.

Как Вы думаете, кому труднее живется, взрослым или ребенку? Почему?

Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увлечениями, желаниями.

Как Вы думаете, что необходимо ребенку в первую очередь от родителей? Почему?

Детям нужна любовь , внимание , ласка, забота...

Как мы можем выразить и показать свою любовь ребенку ?

Своим прикосновением к нему : погладить, обнять, пожалеть, поцеловать. Ребенка необходимо обнимать не менее четырех раз в день.

Что такое семья для ребенка ?

Для ребенка семья - это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

Всегда ли мы внимательны к маленькому человечку ? Всегда ли мы реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли мы уделяем ему должное внимание ?

Как Вы думаете, если ребенок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

Если ребенок занят интересной игрой или хочет узнать что- то новое, а родители начинают " закручивать гайки", то какое поведение будет у ребенка?

Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребенок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому нам, взрослым , прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребенка. Ведь дети нас копируют, с нас берут пример, нам они подражают. И вот когда мы не справляемся с ситуацией то бывает, вынуждены применять наказания.

Такая родительская позиция " сверху " раздражает детей, лишает их желания следовать сказанному. Ведь и нам , взрослым, не всегда приятны советы других. Давайте помнить, что дети гораздо чувствительнее нас, взрослых.

К тому же вечное давление на ребенка способствует тому, что он перестает нас слышать и слушать. Возникает, как говорят психологи, смысловой барьер, или " психологическая глухота".

Попробуем сосчитать, сколько раз в день ребенок слышит от нас указания и приказания. Десять, пятнадцать, более...Умножим их на количетво дней в неделе, месяцев, лет. Что же у нас выходит? А выходит, что ребенку достается огромный багаж указаний и отрицательных эмоций, причем от самых дорогих и близких людей - от родителей. Чтобы выстоять в подобной ситуации, ребенок перестает слышать и протестует разными способами : плачет, капризничает, не слушает...

Доброжелательный тон, внимательный взгляд, дружелюбная улыбка помогут преодолеть смысловую глухоту.

Беседовать с ребенком нужно только в спокойные минуты, а не тогда, когда обстановка накалена, и может вспыхнуть ссора!

Как Вы думаете , что такое наказание?

Наказание - это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований, нарушил принятые нормы поведения.

Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас. В священной книге ацтеков описаны наказания, которые применялись к детям за нарушения религиозных и этических норм.

Ребенка не старше восьми лет пугали орудиями наказания и грозили применить их.

10-летнему ребенку связывали руки и ноги, и били тело палками.

Мальчиков постарше держали над дымящимся костром, заставляя вдыхать дым, или привязывали к столбу на площади.

Индейцы северных племен за нарушения табу на время лишали ребенка воздуха, укутав его одеялом.

Африканцы племен бадвин заставляли ребенка, укравшего еду с общего стола, какое-то время держать руки в муравьином гнезде.

В древности наказания применялись для того, чтобы заставить ребенка бояться; не объеснять, а заставить выполнять требования силой, угрозой, боязнью.

Как Вы относитесь к телесным наказаниям ?(высказывания родителей)

Телесные наказания унижают и запугивают ребенка. Они озлобляют его и ущемляют его достоинство.

Давайте с Вами выполним следующее задание :

Возьмите лист бумаги и карандашом обведите свою левую руку. Затем в каждом пальце напишите слова, какими Вы ругаете своего ребенка.

Как Вы думаете какие чувства испытывает ребенок в момент наказания?

(познакомить родителей с итогами интервьюирования детей на тему

"Наказание и поощрение в семье".)

Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах , переживаниях, о его эмоциональной сфере.

Если ребенка все время наказывать, то каким он вырастит?( высказывание

родителей)

Озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому прежде всего его нужно любить, отдавать ему свое сердце, нежность , ласку.

Первый и главный совет : обращайте внимание не только на отрицательные, но и положительные стороны поведения ребенка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребенку добрые, ободряющие слова.

Что такое похвала ?

Предлагаю Вам обвести карандашом правую руку и написать слова, которые Вы используете при поощрении ребенка.

Да, каждому из нас, в том числе и ребенку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребенком надо все время помнить, что перед ним живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растет.

Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить , так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.

Самое дорогое для нас - это наши дети!

Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем читать им интересные книги, вместе с ними играть. Ведь игра - это ведущий вид деятельности ребенка. В игре он познаёт окружающий мир, природу,учатся общаться с Вами, развивается его речь, память ...

Радость , которую испытывает Ваш малыш в совместных играх- это основа добрых отношении с ребенком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.

Больше хвалите и поощряйте детей, тогда они будут меньше Вас огорчать. Каждому ребенку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему , так как он хочет знать, что его любят. Не бойтесь, слова одобрения в адрес маленького человека не испортят его!

Наука подтвердила давно известную истину - ребенку нужна любовь! Любовь взрослого нужна, чтобы развиваться и чувствовать себя защищенными, чтобы расти и самому научиться любить других.

Решение:

Не использовать физического наказания в отношении ребенка.

Чаще хвалить и поощрять своего малыша.

Считаться с чувствами и переживаниями

       

Памятка для родителей по теме:

" Поощрение и наказания ребенка в семье "

Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе Вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное - лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо !

Наказывайте только за грубый поступок. Не наказывайте по пустякам , за любое непослушание.

Никогда не приводите в пример других детей.

Не унижайте , не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.

Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых , иногда испытывает чувство вины и скуку, а чаще всего все вместе.

Комментарий юриста

Вопрос : “ Наказание ребенка”

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и защиту; ребенку для полного гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и внимания.

Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Это нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка.

Нормативными документами о защите прав ребенка являются “ Конвенция о правах ребенка”,Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ”,закон РФ “Об образовании”,Семейный и Уголовный кодексы.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеет право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка- значит нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу

Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки,действия, говорить ребенку не “ Ты плохой”,а “ ты сделал плохо”, не “Ты жестокий”,а “Ты поступил жестоко”. Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Мнение врача психоневролога

Вопрос : “ Физическое наказание и его последствия ”.

Одна из характерных черт последнего столетия – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке.

Болевые методы, не оправдавшие себя в уголовном наказании, не помогают в воспитании детей, затягивают дрессировку животного.

Что такое боль? Это сигнал острой опасности для организма, требующий немедленных и энергичных мер, чтобы избежать этой опасности сейчас и наперед, остерегаться её. Боль – биологически целесообразный сигнал. Например, лисенок накололся в лесу на иглы ежа и на опыте усвоил, что хватать ежей нельзя. Или другой пример – в рабовладельческом обществе надсмотрщик, угрожая бичом, заставлял раба напрягаться при переноски камней. И этот метод воздействия приносил рабовладельцу выгоду.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методов воздействия не только не гуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучать бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего и совершает ошибки. Страх пред болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха.

Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка.

Итак, принцип физических наказаний недопустим не только сточки педагогики, но и психофизиологии. Такое “ воспитание” противоречит самой человеческой природе.

                                            Ситуации для анализа .

Папа, а меня Нина Петровна похвалили ! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу?- Девочка радостно скачет, ей неторопится поделится с отцом удачей.

Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! - строго говорит отец.

Лицо девочки меркнет. Напрасно вынашивала она в себе заряд радости...

Дома девочка делает еще один заход:

Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?

Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость ?

Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?

Как вы относитесь к делам ребенка?

Стараетесь ли поддерживать его стремление поделиться с вами свими радостями и огорчениями?

                   Заседание клуба “ Дружная семейка”№3

тема: ” Роль семьи в подготовке детей к школе”.

Цель : оказание родителям консультативной и практической помощи в

подготовке. детей к школе.

Задачи:

активизировать родителей к сближению;

создание условий для снижения напряжения,подготовка к ролевому общению.

План проведения встречи

Вступление:

разъяснение задач и целей встречи в клубе;

знакомство с основными принципами функционирования клуба.

Самоанализ:

представление родителями в процессе общения себя и своих трудностей в воспитании ребенка.

Обучение:

сообщение по теме “Психологическая готовность детей к школе “

(метод дискуссии, комментарии психолога по итогам групповой диагностики);

лекция “Познавательное развитие”.

Работа с анкетой “ Школа для моего ребенка”

Окно” - очень короткие новости.

знакомство родителей с открытиями науки в области детской педагогики и психологии;

выставки психологической и педагогической литературы.

                                        Лекция на тему:

Познавательное развитие “

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому многие родителям важно знать показатели сформированности познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;

стремиться ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные источники информации( просит прочитать,рассказать; рассматривает иллюстрационный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телепередачам и т.д.)

рассказывает ли сверстникам и взрослым о своих интересах;

участвует ли в беседе о том, что его интересует ( проявляет при этом активность, инициативу, охотно ли делиться своими знаниями);

отражает ли свои впечатления в различных видах деятельности, проявля при этом инициативу, творчество;

способен ли к длительному сосредоточению внимания, как часто отвлекается, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть трудности;

свойственны ли ребенку увлеченность, выразительность речи, мимики, движении при проявлении интереса.

Успешное обучение в школе во многом зависят от того, как подготовлен ребенок к школьному обучению, насколько сформированы у него качества, определяющие эффективность обучения. При подготовке старших дошкольников у школе большое значение имеет воспитание у них внутренней потребности в знаниях, формирование познавательных интересов. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые интеллектуально пассивные дети, для которых характерны отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной “ интеллектуальной пассивности” детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлениях действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом эмоции – удивление, радость успеха в случае, если проявил догатку, получил одобрение взрослых .-создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Как известно, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношении.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются широтой и устойчивостью. Они различаются у ребят содержанием направленности на разные стороны окружающей действительности. Одни дети увлекаются техникой, конструированием, другие – событиями,книгами о героическом прошлом нашей страны.

Более любознательные интересуются всем – и запуском космического корабля и дрессированными дельфинами, передачу о которых показывали по телевизору, и военными рассказами... У одних детей познавательные интересы охватывают самые разные сферы жизни, у других – они ограничиваются отдельными сторонами окружающей действительности.

То есть содержание познавательных интересов у одних детей широкое. У других -узкое. Что же лучше ? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний,во многих видах деятельности. Устойчивые интересы направленны на определенный вид деятельности. Как правило, многообразие интересов носит временный характер, интерес возникает как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Наибольшее влияние на развитие ребенка оказывают устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, определяющая поведение, поступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знании.

Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость

гласит :”Любить – значит знать “.

Родители должны использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающем мире. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не следует объяснять и рассказывать ребенку обо всем , что он видит на прогулках, экскурсиях, по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появлению у него вопросов и стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения ; задать вопросы и придумать загадку о том , что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных раннее стихов.

При знакомстве детей с окружающим миром следует чаще прибегать к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства. Что позволяет по-иному взглянуть на, казалось бы, хорошо знакомые вещи. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта( автобус и троллейбус; трамвай и троллейбус; грузовую и легковую машину и т.д.). Старшие дошкольники могут сравнить непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленном в памяти.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса дошкольника родители должны сообщать новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить сыну понаблюдать за одуванчиком, и он сделает много открытий. Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах прилетает много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Если ваш сын интересуется транспортом, приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним каие-либо модели, помогите развернуть игру, иногда принимайте в ней участие. Предложите ребенку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседу на эту тему.

Интерес, закрепленный в детской деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогите довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радуют дошкольника.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды

знаний. Дошкольник часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. В семье это необходимо делать. Однако следует помнить, что для развития ребенка важны не только объем знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не надо стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте его к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает главным в этом произведении.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах, которые рождаются в результате знакомства с новыми и неизвестными сторонами действительности, вызывающими у него сомнение, удивление,недоумение. Ответы на вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточнять и систематизировать представления о нем. Особое значение для развитие мышления детей имеют вопросы, направленные на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними: почему солнце светит? Отчего над рекой поднимается туман? Зачем люди изучают другие планеты?

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого :” А ты как думаешь сам?”- побуждает ребенка к самостоятельному размышлению, укрепляет веру в свои силы. Следует помнить мудрый совет В.А.Сухомлинского :” Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.” По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшему наблюдению и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

                                    Памятка для родителей.

Развивать настойчивость и трудолюбие ребенка, умение доводить начатое дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. пусть ребенок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

Ставте ребенка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит “изустный” характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых приемов.

                           Заседание клуба “Дружная семейка”№4

тема :”Наше здоровье”.

Цель:создание условий для поддержания и коррекции здоровья,

организация здорового образа жизни.

Задачи:

активизация групп родителей к сближению;

оказание родителям консультационной и практической помощи для поддержания и коррекции здоровья детей;

воспитание здорового образа жизни;

обучение искусстве позитивного общения.

План проведения встречи

Вступление:

разъяснение задач и целей встречи в клубе.

Самоанализ:

представление родителями в процессе общения себя и своих трудностей в здоровьесбережении ребенка и заботе о собственном здоровье.

Обучение:

сообщение по теме “Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей ”

лекция “ Здоровье ребенка от 4 до 7 лет”

Слово-эстафета “Что я жду от встречи в клубе”.

Выставка педагогической и психологической литературы.

Праздник “Папа, мама, я – дружная семья”

                                         Лекция на тему

Здоровье детей от 4 до 7 лет”

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Это обусловлено тем, что на протяжении всего дошкольного возраста происходят рост активности и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость,быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении задании. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, (подпрыгивание , покачивание ит.д.)

В дошкольном возрасте изменяется формула белой крови ( кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ,”отвечающих” за аллергические реакции.

У многих детей наблюдается ускорение роста (“первое вытяжение”). В этот период они могут подрасти на 10-12 см ( скачкообразно), и тогда и мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают “кричать от боли”. Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как ему помочь. С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.

В период дошкольного детства происходят “Глубинные” перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьёзную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, в этом возрасте возможны формирование и проявление всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у детей, часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в заботе и участии со стороны окружающих его взрослых, так как здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей – необходимое условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Для сохранения и улучшения здоровья ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении. Единое образовательно-информационное пространство поможет родителям и педагогам в решении задач, связанных со здоровьем детей по двум взаимосвязанным направлениям :

здоровье ребенка от4-7 лет;

три линии “обороны” здоровья : режим, питание, физическое воспитание.

По мнению медиков и педагогов, здоровыми считаются жизнерадостные, активные, любознательные дети, устойчивые к неблагоприятным факторов внешней среды, выносливые и сильные, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие дошкольное учреждение, могут относиться к разным группам здоровья:

1- абсолютно здоровые ; 2- с риском развития каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний;3- имеющие какое-либо хроническое заболевание.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников ( поликлиники, детского сада ). К сожалению, существующая практика не всегда

обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показывает что данная информация необходима.

Первый критерий здоровья.- наличие или отсутствие отклонении в раннем онтогенезе ребенка.

Для полной оценки первого критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать семейный анамнез , по которому можно определить направленность риска, т.е. Предрасположен ли ребенок к сердечно-сосудистым, бронхо-легочным, желудочно-кишечным, обменным заболеваниям или заболеваниям нервной системы.

Важное значение для здоровья ребенка имеет социальный анамнез. Оценка материально-бытовых условий, психологический климат в семье, наличие вредных привычек, полнота семьи позволяет педагогам и врачам определить степень риска заболевания и своевременно предупредить возможность его проявления. Ученые считают , что в перспективе родители каждого ребенка должны иметь на руках медицинский паспорт, в котором прежде всего будет предоставлен биологический и социальный анамнез.

Важным показателем здоровья и физического развития ребенка является его осанка – привычная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов,так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются и на функциях. При правильной осанке создаются условия для нормального функционирования таких основных систем организма, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Осанка придает телу стройность, красоту и зависит от формы и строения позвоночника. При правильной осанке голова немного приподнята, плечи развернуты и находятся на одном уровне, грудь-вперед, спина -прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнутые в коленях. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны.

Второй критерий здоровья.- это физическое развитие ребенка и степень его гармоничности.

Обычно оценка этого критерия дается медицинским работником. Большая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие , но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в показателях ( с избытком или дефицитом массы тела, низким или слишком высоким ростом), которые не соответствуют возрасту. Это отклонения вызваны рядом причин: неправильным питанием , наличием заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны эндокринной и нервной систем, а также отсутствию условии , способствующих росту костей и мышц (малоподвижность, неполноценный сон ).

Для овладения детьми двигательными навыками и развитие их физических качеств необходимы постоянный контроль и учет показателей физической готовности. Проверка выполнения контрольных заданий позволяет выявить уровень развития движения ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.

Третий критерий здоровья.- нерво-психическое развитие ребенка.

Важным в психопрофилактической работе с детьми ДОУ является предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома. Причинами нарушения нервно-психического развития ребенка являются : строгие дисциплинарные требования ( авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности ; объем умственной и физической нагрузки; нарушения в режиме дня, приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм.

Четвертый критерий здоровья – степень резистентности, или инфекционной устойчивости организма.

Для оценки здоровья своего ребенка родители должны подсчитать сколько раз в год ребенок болел. Если ребенок болел не более трех раз в год , то его резистентность нормальная ; если он болеет от четырех до шести раз , то у него резистентность понижена, и это часто болеющий ребенок.

Пятый критерий здоровья- уровень функций , характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Для родителей и педагогов наиболее информативными показателями функционального состояния ребенка являются его самочувствие и поведение. Любая мама и воспитатель может сказать, что ребенок сегодня “ какой-то не такой”. Чаще всего это связано с началом заболевания : дети обычно шустрые и быстрые , затихают, а “мямлики” иногда бывают крикливы, плаксивы. По данным специалистов, встречаются дети с частой сменой настроения, плаксивые , раздражительные, неряшливые в одежде и еде, драчливые, склонные к агрессии, чрезмерно подвижные. Такими могут быть дети после перенесенных длительных инфекционных заболеваний; находящиеся в период адаптации.

Такие симптомы , как энурез (недержание мочи), энкопрез ( недержание кала),

периодически появляющееся заикание, привычка сосать палец, язык, грызть ногти, дергать себя за волосы, ерзать на стуле и др. говорит о стойких психоневрологических отклонениях и, следовательно, о необходимости вмешательства специалиста.

Шестой критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Здоровье детей по данному критерию обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание , он должен наблюдаться у соответствующего специалиста, и родители обязаны строго соблюдать все рекомендации пр предупреждению обострений его здоровья, а воспитатели- быть информированными об этом.

Для предупреждения всех вышеперечисленных отклонений в состоянии здоровья детей родители и педагоги должны воспользоваться традиционными линиями “ обороны” здоровья : наладить режим, рациональное питание, закаливание, физическую культуру.

                Заседание семейного клуба “ Дружная семейка”№5

тема : “ Праздник в семье ”

Цель:создание обстановки психологического комфорта, развитие эмоциональной чуткости детей, нацеленности их на практические действия в добром позитивном общении; создание позитивного микросоциума, где каждый

его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной деятельности (лекции, занятия, игры); формировать детско-взрослый коллектив по интересам; выставка родительских и детских работ.

Задачи:

активизировать групп родителей на сближение;

создание условий для снижения напряжения, подготовка к ролевому общению;

оказание родителям консультативной помощи в организации свободного времени в праздничные и выходные дни.

Развитие творческого мышления ребенка.

План проведения встречи

Вступление:

разъяснение задач и целей встречи в клубе;

знакомство с основными принципами деятельности и положением клуба;

Самоанализ:

представление родителями в процессе общения себя и своих трудностей в воспитании ребенка;

Обучение:

сообщение “Семейный маршрут выходного дня”

сообщение “День рождения только раз в году!”

музыкальная пауза : современные детские песни.

Общение детей , педагогов, воспитателей во время развлечения

День рождение в детском саду “.

                       Семейный маршрут выходного дня

(прогулка в лес)

Цель:развивать у ребенка способность удивляться и удивлять, интересно

и увлекательно знакомить его с объектом окружающей природы.

Поддержать его любознательностью.

Собираемся на прогулку

Определите маршрут, приняв во внимание физические возможности каждого члена семьи. Определите остановки для отдыха в пути.

Рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений, игр в лесу.

Создайте для ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти было весело.

Пусть малыш вместе с вами участвует в сборах. Возьмите с собой:

аптечку;

второй завтрак (обязательно непортящиеся продукты);

легкий коврик;

фотоаппарат,который запечатлеет неповторимые моменты общения семьи с природой;

блокнот с карандашами.

Одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру.

Начиная прогулку с ребенком, поприветствуйте природу:”Здравствуй , солнце золотое! Здравствуй, небо голубок!” По ходу прогулки любуйтесь природой.

Рассматривая деревья, обращайте внимание на ветки, ствол, листья. Тонкий ствол дерева ( березы, клена, рябины) можно обхватить руками, толстый ствол дуба можно обхватить, если всей семьей взяться за руки.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру “Раз, два, три к дереву беги”( каждый раз ведущий называет дерево, которое следует определить и добежать до него).

Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной стороны кора березы гладкая, белая; с северной – грубая, с трещинками, наростами . Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу.

Под деревьями поищите желуди, шишки, которые можно взять домой для создания интересных поделок.

Встретив в лесу на прогулке ручеек. Остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду листочек, понаблюдайте за его движением в воде.

Уходя из леса, приведите в порядок место стоянки, поблагодарите природу за гостеприимство, радость, испытанную от общения с лесными обитателями. Объясните ребенку, что лес дает чистый, свежий воздух, спасает летом от зноя, дает грибы и ягоды...

Дома предложите своему ребенку нарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок, смастерите поделки, которыми можно украсить дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о деятельности детско - родительского клуба "Дружная семейка"

Для эффективного взаимодействия с родителями воспитанников необходима чёткая программа действий, разработанная совместными усилиями воспитателей, родителей и сотруднков дошкольного учреждения....

Детско-родительский клуб "Веселая семейка"

Нетрадиционная форма вовлечения родителей в образовательную деятельность, вооружение практическими приемами работы по развитию мелкой моторики....

Родительский клуб «Дружная семейка»

Рабочая программа семейного клуба «Дружная семейка»...

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Дружная семейка»

Родительское собрание с итоговым НОД по ФЭМП...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

План работы детско - родительского клуба "Дружная семейка"

План  работы детско - родительского клуба "Дружная семейка"...