Игрушки - атрибут детства
материал на тему
Консультация для родителей о значении игрушки в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушки – атрибут детства.
Сегодня мы поговорим о значении игрушек в жизни ребёнка. Почему они вообще нужны и в каком возрасте – какие? Чем их считать – забавой или инструментом социально-психологического воздействия, с помощью которого у детей формируются необходимые навыки и личностные качества? И наконец, до какого возраста привязанность к игрушкам считается нормой?
Доверие к миру
Первые два года жизни особенно важны для психологического здоровья, ведь в это время у малыша формируется доверие к миру. Согласно законам развития восприятия у новорождённого высока потребность в зрительных, слуховых и тактильных ощущениях. Зрение фокусируется уже на второй неделе жизни. Поэтому желательно вешать над кроваткой младенца яркие разноцветные погремушки, пёстрый ковёр, картинки. Они стимулируют у ребёнка стремление к познанию и “ говорят “ появившемуся на свет человечку: мир богат и прекрасен, мир ждал тебя, здесь есть для тебя место. Функция мышления и речи “работает “ у детей иначе, чем у взрослых. До трёх лет мир познаётся с помощью рук. То есть овладение речью происходит через общение с окружающими предметами. Тут без игрушек не обойтись. Образ полосатого игрушечного кота увязывается в сознании ребёнка с живым Мурзиком. И, встречая кошку во время прогулки, дитя радостно кричит: “ Киса! “
Кризис трёх лет
Развитие личности идёт в контакте ребёнка с игрушками, в манипуляциях с ними. К 3-3,5 годам у малыша появляется самооценка – согласитесь, существенное “ приобретение “. Плач – уже не просто физиологическая реакция на дискомфорт, это эмоциональный отклик на ситуацию. Его вызывает всё, что происходит вокруг. Так, заслуженная похвала пробуждает в ребёнке бурную радость. Поэтому, когда дочка укладывает куклу Машу спать, правильной реакцией мамы будет, к примеру, такая фраза: “ Какая заботливая у меня доченька. Укрой Машу получше, а то простудится “. И помните: эмоциональное приятие формируют родители.
В три года ребёнок настойчиво говорит: “ Я сам “ – таким образом самооценка проявляется в поведении. Случаются и капризы, и слёзы в три ручья. Малыш подрос и стремится активно демонстрировать собственное отношение к миру. Дайте ему возможность реализовать эти навыки! Именно сейчас природа предоставляет шанс приучить ребёнка к самостоятельности. Воспользуйтесь им, чтобы не жаловаться потом на разбросанные по комнате носки. Ребёнок 3 лет рассаживает на кровати плюшевый “ зверинец “, а при попытке сократить число его “ постояльцев “ закатывает дикие истерики? Ничего страшного! Пусть спит среди “ друзей “, в компании любимых ослика, слоника, мишки. Увлечение пройдёт, если вы не будете заострять на этом внимания. Относитесь к проблеме с юмором: “ Да тут целый зоопарк. Лежать-то удобно? “ Зато в дальнейшем настырное “ я сам “ приобретёт положительную окраску: “ Мама, можно я помою посуду? Можно я сама постираю колготки? Я тоже хочу мыть пол “.
Как избежать травмы
Психическое здоровье дошкольника, ровный эмоциональный настрой можно формировать с помощью обычного плюшевого зайца, собачки… Мягкая пушистая лиса играет порой в становлении личности ту же позитивную роль, что и отсутствие ссор в доме. Отбирая вечером игрушку, в обнимку с которой лежит ребёнок, родители наносят ему психическую травму. А стресс, как известно, приводит к неврозу: плохим снам, ночным страхам, заиканию, энурезу. От рождения каждому присущ определённый уровень тревожности. Благодаря ему взрослый отличает реальную опасность от мнимой, правильно оценивает жизненные ситуации. У ребёнка ещё нет опыта преодоления тревоги, а мама не может и не должна быть рядом постоянно. Тут выручает любимая мягкая игрушка. Об инфантильности и не думайте – речь идёт о дошкольниках.
Искусство понимания
Всякая игра – подготовка к взрослой жизни. У ребёнка 3-6 лет в ней есть сюжет и роли. Манипуляции с игрушкой формируют способность сопереживать, чувствовать боль другого. В этом вопросе особенно важно грамотное поведение родителей. Для малыша реально то, что он видит. Поэтому следует обращаться с куклой, как с живым существом. “ Ой, упала Маша, ей больно. Давай пожалеем ”, “ Маше неудобно спать с тобой, ты же можешь её раздавить во сне. Давай уложим её отдельно “, - уговаривайте ласково и ненавязчиво. Восьмилетка засыпает исключительно рядом с мягкой игрушкой? Возможно, вы слишком его опекаете. Такое часто бывает, когда ребёнок в семье единственный или младший. Предоставьте ему больше свободы, не следите за каждым шагом: например не хочет обедать – пусть не ест, зато поужинает с удовольствием. Чрезмерная опека опасна тем, что ведёт к инфантильности. Избежать её помогут активное участие в ролевых играх, общение со сверстниками. Даже “ войнушка “ полезна – стимулирует взросление. Можно отдать ребёнка в спортивную секцию, бассейн. Если вовремя принять меры, избыток “ детскости “ как рукой снимет.
Норма или патология?
Наверное, у вас уже возник вопрос: до какого возраста общение с игрушками считать нормой? Ведь если в обнимку с плюшевым медведем спит тридцатилетний дядя – его лучше направить к психиатру. До 18 лет девочки вполне могут мастерить куклам одежду – это и абсолютно естественное проявление материнского инстинкта, и эстетическая потребность. Ведь у прекрасной половины человечества стремление к красоте и гармонии существуют на бессознательном уровне. Мальчикам до 15 лет тоже позволительно играть в солдатиков, параллельно изучая, к примеру, историю военного костюма. Главное, чтобы и мальчики, и девочки ответственно относились к своим домашним и учебным обязанностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Игрушка моего детства"
конкурс проектов внутри детского сада...
Проект "Игрушки нашекго детства"
В рамках недели игры и игрушки....
проект"Богородская игрушка-улыбка детства"
«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»В.А. Сухомлинский Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой чисты...
Проект «Игрушки маминого детства»
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребе...
Проект "Игрушка маминого детства"
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребе...
Проект "Игрушки маминого детства"
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребе...
Статья "Игрушка - важный атрибут детства"
роль игрушки в жизни дошкольника...