Гласные звуки.Развитие фонематических функций у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по теме
Представлены материалы на закрепление развития фонематических функций у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_intern._igry_dlya_razvitiya_f.f.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематических функций
звук [И]
губы: напряжены и растянуты;
зубы: между резцами небольшая щель(1-1,5мм);
язык: кончик языка опущен и прижат к нижним резцам,
боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам,
Мягкое небо: поднято;
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют;
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»:
А И И О А И А И А
Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»
Игра «Какая картинка лишняя?» игрушки, иголка, барабан, индюк
Повтори слоги: ИА ИО ИУ ИАИ ИОИ ИУИ ИАОУИ
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
-Ира, Инна, Иван, ива, игрушка, иголка, ирис, имбирь, изюм
-липа, киска, миска, мишка, Сима, Миша, Мила, Тима Зина, Вика
малина, машина, кабина, Марина, Никита Ирина, Алина, Лариса,
- туфли, серьги, ноги, руки, духи, очки, плечи,
Произносим предложения:
У Иры и Инны игрушки.
У индюка индюшата.
Ира и Игорь играли.
Ира и Игорь играли в интересную игру.
Добавь слово, которое начинается со звука [И]:
Папа рассказал веселую ….историю.
В музее было очень …интересно.
Летние месяцы – …июнь, июль, август.
Я с друзьями люблю …играть.
Прочитайте ребенку стихотворение и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:
Индюк из города идет, игрушку новую везет, игрушка не простая – игрушка расписная.
Выучи скороговорки:
И-и-и- ротик к ушкам растяни,
И-и-и- хорошо сиди,
И-и-и- песенку тяни.
Какое слово не начинается со звука [И]?
Искры, иглы, астра, иней
Повтори стихотворение:
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
звук [Ы]
губы: слегка напряжены и растянуты;
зубы: между резцами небольшая щель(1,5 -2,5мм)
язык: кончик языка опущен и оттянут от нижних резцов; боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам.
Мягкое небо: поднято
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»
И Э Ы А Ы У О Ы А У Ы О И Ы А
«Особенный» звук – нет слов со звука [Ы]; звук может стоять в конце или в середине слова.
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву «Ы».
Бывает эта буква
В конце и в середине,
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни.
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
- часы, весы, усы, дубы, бобы, березы, машины, кактусы;
- дым, сыр, бык, сын, пыль, мыло, рыба, тыква, мышка, крышка,
Произносим предложения:
Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы,
Моты-моты- моты – появились бегемоты,
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы,
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны,
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
Подскажи словечко (по сказке К.Чуковского «Бармалей»)
В Африке …акулы,
В Африке …гориллы,
В Африке большие
Злые …крокодилы.
Различаем звуки [И] [Ы]
Повторяем:
Звук [И] поется, гласный;
Звук [Ы] поется, гласный;
Игра: хлопни в ладоши, если услышишь [И], хлопни по коленям, если услышишь [Ы]:
И Ы Ы И Ы И И Ы И Ы Ы
ПРОПОЙ ПЕСЕНКУ: иииыыыыыыииии на одном выдохе;
Повтори слоги:
МЫ-МИ ХЫ-ХИ КИ-КЫ-КЫ
ТЫ-ТИ НЫ-НИ МЫ-МИ-МЫ
ПЫ-ПИ ФИ-ФЫ ТИ-ТЫ-ТИ
Повтори слова парами (четко произносим звуки):
МЫЛ – МИЛ ЦВЕТЫ - ЦВЕТИ
БЫЛ – БИЛ ПУСТЫ - ПУСТИ
ВЫЛ – ВИЛ НОСЫ – НОСИ
Назови ласково:
САДЫ-САДИКИ КУСТЫ - КУСТИКИ
ЗОНТЫ – ЗОНТИКИ НОСЫ - НОСИКИ
КОТЫ – КОТИКИ БАНТЫ - БАНТИКИ
УСЫ – УСИКИ ТОСТЫ- МОСТИКИ
В конце какого слова слышатся звуки [И], [Ы]?
Подскажи правильное слово:
Я в походе ….был.
В барабан я …бил.
Волк в лесу … выл.
Я веревки …вил.
Малыш был очень.. мил.
Он руки мылом …мыл.
Разложи угощение на две тарелки (в конце слова [Ы] [И]):
Блины, пирожки, сухари, чипсы, конфеты, пряники.
Потерялась буква в слове: Д . М К . Т Д . ВАН П . ШКА
звук [Э]
губы: слегка напряжены и растянуты
зубы: между резцами небольшая щель(2,5мм-4мм)
язык: кончик языка опущен и прижат к нижним резцам;
боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам.
Мягкое небо: поднято
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
Вместе с ребенком произнесите звук [Э], изменяя тембр и эмоциональную окраску:
Э–мама с укоризной качает головой, Э – дразнится озорной мальчишка,
Ээээ-х! – говорит рыбак, когда рыба сорвалась с крючка.
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»:
И Э А Э О Ы Э А О Э И Э Ы Э А
Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»
Игра «Какая картинка лишняя?»
Например: экскаватор, эскимо, электроутюг, игла
Повтори слоги: АЭ ЭА ЭИ ИЭ ЭУ УЭ ЭХ ЭМ ЭП ЭК ЭТ
АЭА УЭУ ОЭУ ИЭИ ХЭ МЭ ПЭ КЭ ТЭ
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
- это, эхо, этаж, экран, экзамен, экскурсия, экскурсовод, экипаж, эвкалипт, элеватор, Элла, Эмма, Эльвира, Эмиль, Эдуард, Эдик, Элеонора
- алоэ, каноэ,
- дуэт, поэт,
Повтори предложения, назови слова со звука «Э»:
Это – Эдик. Эдик и Эля ели эскимо.
Эдик – эскимос. Это вкусное эскимо.
Игра: ответь на вопрос словом, которое начинается со звука[Э]:
- По каким проводам идет ток? /электрическим/
-Какая лампочка в лампе? /электрическая/
-Домашние приборы (чайник, утюг…) какие? /электрические/
-Кто ремонтирует провода? /электрик/
Какие слова в стихотворении начинаются со звука [Э]:
Электричество в домах,
Свет горит на этажах,
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Раздели слова на слоги, найди самое длинное и самое короткое: электричка, электричество, электровоз, электропоезд, электростанция, электромонтер, электросварщик
Игра «Задай вопрос и ответь» (различаем одушевленные предметы и неодушевленные):
Этажерка, ветка, Эдик, Андрей
Например: Кто это? Это Эля. Что это? Это дом.
звук [А]
Губы: свободно раскрыты;
зубы: между резцами большая щель(1-1,5см);
язык: широкий распластанный язык лежит на дне ротовой полости кончиком почти касаясь нижних резцов, но не дотрагиваясь до них;
Мягкое небо: поднято;
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
- Вместе с ребенком произнесите звук [А], изменяя тембр и эмоциональную окраску:
А-плачет девочка, А-показываем горло врачу, А-поет певица, А-качаем малыша,
А-укололись иголкой;
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»: А О И А О А А У А О
Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»
Игра «Какая картинка лишняя?»
Произнеси слоги: ау, аи, уа, иа, ао, аы, Ауа, аиа, аоа, аыа,
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
- аист, август, адрес, автор, астра, Анна, азбука
- мак, рак, бак, ваза, вата, мама, папа, Маша, масло,
- оса, коса, рука, вода, сова, пила, нога, улитка, полоса, колбаса,
Подскажи нужное слово:
На крышу поставили телевизионную ….антенну.
Дети рисуют красками в …..альбоме.
Едем в парк на ….автобусе.
Название какого фрукта не начинается на звук [А]? Какой фрукт лишний?
Апельсин, абрикос, лимон, ананас
Повтори предложения, назови слова,начинающиеся со зв.А:
У Ани астра. Антон купил арбуз. У аиста аистята.
Август.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду.
Алые тени дрожат на пруду.
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже отгорает закат!
Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится:
- Что везешь, Автомашина? Астра, азбука, айва
- Всё, что есть на букву А: Начинаются на А.
Вот арбузы, апельсины, И кончаются на А -
Абрикосы и айва. Астра, азбука, айва.
Повтори чистоговорки:
А-а-а- шире ротик, детвора. А-а-а- у меня болит нога.
звук [У]
Губы: максимально вытянуты вперед, образуя небольшое овальное отверстие;
зубы: между резцами небольшая щель;
язык: кончик языка опущен и максимально оттянут назад от нижних резцов, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, максимально поднята задняя часть спинки языка, боковые края подняты и прижаты к боковым зубам;
Мягкое небо: поднято;
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
- Вместе с ребенком произнесите звук [У], изменяя тембр и эмоциональную окраску:
У-гудит пароход, У-звучит дудочка, У-плачет мальчик.
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»
А У И О У И Э У О У А А У И Ы О А Ы У И У Ы И О
Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»
Игра «Какая картинка лишняя?»
Например: утка, утюг, аист, удочка
Произнеси слоги: УА АУ ИУ УИ ОУ
АУИ ИУА УИА УАО
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
- ухо, уши, утка, улица, улей, удочка,
- пух, суп, дух, дуб, буква, булка, бублик, буря, муха, музыка, ручка, кукушка,
- какаду, кенгуру,
- круг, друг, пруд, труд,
Подскажи нужное слово(подсказка- начинается со зв.У):
В реке плавает…..утенок.
На берегу громко крякает … утка.
У ребенка болит….ухо.
Мама включила электрический …утюг.
На листке сидит …улитка.
В лесу живет огромный …удав.
Мама чистит ….умывальник.
Повтори предложения, назови слова, начинающиеся со зв.У:
Уля ушла. Устала утка на пруду
У утки утенок. Учить своих утят.
Утюгом утюжат блузку. Утята плавать на виду
Кукушка кукует на дубу. У мамы не хотят
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится?!
Повтори чистоговорки:
У-у-у- губы хоботком тяну.
У-у-у – дай трубу.
У-у-у- всех детей зову.
звук [О]
Губы: слегка округлены и вытянуты вперед;
зубы: между резцами небольшая щель;
язык: кончик языка опущен и максимально оттянут назад от нижних резцов, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, максимально поднята задняя часть спинки языка, боковые края подняты и прижаты к боковым зубам;
Мягкое небо: поднято;
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.
Задание:
- пропевание звука на разные мелодии
(удерживаем правильную артикуляцию звука!)
-Вместе с ребенком произнесите звук [О], изменяя тембр и эмоциональную окраску:
О – поет певица, О – удивилась мама, О – потягивается папа, О – стонет дедушка.
- выделение звука из ряда других гласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»
О А У О О И А О У И О А О И О О И
Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»
Игра «Какая картинка лишняя?» Например: облако, муха, окунь, остров;
Произнеси слоги: ОА ОА ИО ОИ ОУ УО
ОАУ УАО ИОУ ЫИУ
ПО-ТО-КО ТО-КО-ПО ПТО-КТО-ТПО
Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:
- озеро, осень, облако, ослик, окунь, овощи, остров, Оля,
- вор, вой, дом, кот, сок, мох, рот, ночь, форма, хобот, лото, соль, колобок,
- окно, лото, молоко, пальто, кино, дупло,
Повтори предложения, назови слова, начинающиеся со звука «О»:
Оля около окна.
Облако как овечка.
Ослик очень любит овощи.
Окунь обитает в озере.
Запомни стихотворение:
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Одно только жаль – облетает.
Облако, облако, шерстка колечками.
Очень ты, облако, сходно с овечками.
Ослик в озеро забрался:
Он от ос в воде скрывался.
Ослик очень любит осень.
Ох, как много летом ос,
Очень больно жалят нос.
Повтори чистоговорки:
О-о-о- я надел пальто.
О-о-о – мне тепло.
Звуки [О] и [У]
1.Вспомни, какое окошечко делает ротик когда произносит звуки [О] и [У]
Слушай звуки и показывай окошечко этого звука ( на схемах и самостоятельно губками) О У О О О У У О У У У
По окошечку (по беззвучной артикуляции) назови звук
2. Игра: если услышишь звук [О], то подними руки вверх, если услышишь звук [У], то вытяни руки перед собой: О У О У У О О У О О У
3.Разложи картинки, названия которых начинаются со звука [О] и со звука [У]: осы, окунь, утка, укроп, осень, улица
4. Повтори слова парами, показывая на схеме окошечко звука:
Сук – сок грусть – гроздь крошил - крушил
Тук – ток сушка - сошка купал - копал
Стук – сток груши – гроши Поля - пуля
Стул – стол мушка - мошка
Мул – мол кружка - крошка
Бук – бок Тошка - тушка
Зуб – зоб кура – кора
5.Назови последний звук в словах, покажи соответствующую схему: серебро, хорошо, кенгуру, почему, крыло, перо, снизу, сразу.
6. Закончи предложения нужным словом:
У нас влажная … оборка \ уборка.
У Кати на кофте красивая …оборка \ уборка.
Прилетели …осы \ усы.
У осы маленькие …осы \ усы.
Вот Оля в платье и Уля в сарафане. Кто в платье? Кто в сарафане?
7. Какая буква пропущена в слове?
С . М П . Х . ХА К . Т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие фонематических функций у старших дошкольников
Характеристика фонематической системы и фонематических функций. Различные игры и упражнения для развития фонематических функций....
Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.
В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...
Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....
Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.
Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...
Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр
Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с речевыми нарушениями является актуальной. Нарушение фонематических функций оказывает существенное в...
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....
Конспект ООД по развитию фонематических восприятий у дошкольников в старшей логогруппе с использованием интерактивной доски. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Материал будет полезен учителям-логопедам при организации обобщающих занятий по формированию фонематичсеких восприятий у дошкольников 5-6 лет....
Комментарии
Используя данный материал
Используя данный материал родители могут знакомить детей с характеристикой гласных звуков, закреплять артикуляцию, формировать звуковой анализ и синтез.